Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Лабораторная работа
Когда конкурентная борьба становится все ожесточеннее, а лавина информации все мощнее, проявляющих интерес к продукции фирмы и ее клиентов больше прив...полностью>>
Экономика->Реферат
Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разраб...полностью>>
Экономика->Реферат
В рыночной экономике роль финансового анализа не только усилилась, но и качественно изменилась. Это связано, прежде всего, с тем, что финансовый анали...полностью>>
Экономика->Реферат
Очевидно, что мотором экономического роста является частная инициатива — как российского, так и зарубежного бизнеса, работающего на российской террито...полностью>>

Главная > Закон >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.3 Сравнительный анализ сферы образования в России и в мире

Сравнительные преимущества России в сфере образования и фундаментальной науки определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку. Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

В качестве примера можно привести вступление России в Болонский процесс, который дает возможности нашей стране встать на одну ступень с европейскими странами в области сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования. В целом «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), основные цели которого должны быть достигнуты к 2010 г. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов - Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998 г.). В настоящее время (2006 г.) Болонский процесс (БП) объединяет 45 стран. Российская Федерация (РФ) присоединилась к БП в 2003 г. на Берлинской Конференции министров образования стран Европы. В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых будет способствовать ЕПВО. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования, введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц/кредитов и отражение учебной программы в Приложении к диплому, образец которого разработан Евро­пейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС, повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала, обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о 10-ти позициях БП: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «обучение в течение жизни»). Для России вступление в Болонский процесс обусловлено, например, такими факторами, как то, что российская образовательная система изначально имела европейские корни, поэтому логичным представляется по крайней мере учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для отечественной системы. Кроме того, на Евросоюз приходится более 50% российской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей, эти связи реализуются прежде всего людьми с высшим образованием: если их образование сопоставимо, налаживать и поддерживать связи становится гораздо легче. И, наконец, мировые экономические процессы интеграции государств требуют принятия общих правил, которые облегчают процессы взаимодействия и кооперации. А, находясь «внутри» процесса, страна имеет возможность большего влияния на принятие важнейших решений межгосударственного уровня.

Кроме того, положительные тенденции также можно проследить и по статистическим данным. В 2000-2007 годах расходы на образование росли, как из государственных, так и из частных источников. С 2000 по 2003 год доля бюджетных расходов на образование в ВВП существенно возросла, а затем начинается ее постепенная стабилизация при росте абсолютных объемов (табл. 11).

В 2006 году расходы федерального бюджета на образование резко выросли по сравнению с 2005 годом. Особенно заметным был рост в высшем образовании, которое, согласно разграничению полномочий между уровнями власти, отнесено к федеральному ведению. В 2005 году произошла передача практически всех учреждений НПО в ведение субъектов Российской Федерации (в федеральном ведении осталось только 250 учреждений НПО из более 3800) и части учреждений СПО. Соответственно большая часть федеральных расходов на образование оказалась сосредоточена на финансировании высшего образования.

Т

2001»

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Консолидированный бюджет на образование, млрд. рублей

214.8

277.8

408

475.6

593.2

1001.8

1033.3

Федеральный бюджет

38,1

54.5

81.7

99.8

121.6

162.1

201.6

Территориальные бюджеты

176.7

223.3

326.3

375.8

471.6

628.6

831.7

Доля расходов консолидированного бюджета на образование в ВВП, %

2.9

3,1

3.8

3.6

3.5

3.7

3.9

Федеральный бюджет

0.5

0.6

0.8

0.8

0.7

0.8

0.8

Территориальные бюджеты

2.4

2.5

3

2.8

2.8

2.9

Доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ

9.7

9.7

10.2

12

12.7

1 1.8

12.3

Доля расходов на

образование федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета,

1.7

1.9

2

2.5

2.6

2.4

2.4

Доля расходов на образование территориальных бюджетов в расходах консолидированного бюджета

8.0

7.8

8.1

9.5

10.1

9.4

9.9

аблица 11. Бюджетные расходы на образование

В 2005 году доля расходов на высшее образование в федеральном бюджете составляла 70%, в 2006 году она выросла почти до 77% и сохранилась на этом уровне в федеральном бюджете 2007 года. При общем росте финансирования образования из федерального бюджета в 1,3 раза расходы на высшую школу выросли в 1,43 раза. В федеральном бюджете на 2007 год рост расходов на образование составил 38,3% по сравнению с аналогичными расходами федерального бюджета 2006 года. Это - наибольший рост, начиная с 2003 года. В результате удельный вес расходов на образование в расходах федерального бюджета вырос до 5,1 % (в 2006 году - 4,7%).

В структуре расходов федерального бюджета на образование в 2008-2010 годах наибольшая доля приходится на расходы на высшее профессиональное образование (77,4; 77,6; 74,9% соответственно). Расходы на ВПО в первые два года должны расти практически теми же темпами, что и расходы на образование в целом, однако в 2010 году темп роста расходов на высшее образование запланирован ниже темпа роста общих расходов на образование в федеральном бюджете.

В странах ОЭСР доля расходов на образование в ВВП - на уровне государственных и частных - в последние годы стабилизировалась, в среднем, на уровне 5,5%. При этом данный показатель колеблется по странам от 3,5% ВВП (Турция) до 8,7% ВВП (Израиль). Таким образом, Россия несколько отстает от стран ОЭСР по средним значениям доли расходов на образование в ВВП, но находится в «интервале допустимых значений». Однако следует отметить, что в странах ОЭСР учитываются только легальные расходы на образование. Кроме того, Россия сильно отстает от стран ОЭСР по доле расходов в ВВП на общее образование, где речь идет преимущественно о государственных (бюджетных) расходах. Средний по ОЭСР показатель в данном случае приближается к 3,8% ВВП, в то время как в России он, поднявшись с 2,4% в 2000 году до 3,0% в 2002-м, в 2007 году вновь снизился до 2,9%.

В 2001 году расходы на 1 бюджетного студента в Российской Федерации были в 6,5 раза ниже средних бюджетных расходов на 1 студента в странах ОЭСР. В 2007 году этот разрыв за счет ускоренного наращивания расходов на высшее образование в 2006 и 2007 году сократился до 3 раз, что существенно (рис. 7).

Рисунок 7. Расходы на обучение в вузах ОЭСР и России (в тыс. долларов США по ППС) [17]

Вместе с тем сохраняющийся разрыв по расходам на образование в расчете на 1 студента не позволяет России на равных конкурировать на мировом рынке высшего образования: в настоящее время ее доля на указанном рынке составляет 0,3% (для сравнения: доля стран ЕС - 30%, США и Канады - 31%, Австралии и Новой Зеландии - 10%).

Таким образом, в России в последние годы начала складываться достаточно противоречивая ситуация с финансированием высшей школы. С одной стороны, рост бюджетного финансирования может негативно сказаться на доступности высшего образования для населения высокодотационных субъектов Российской Федерации, а с другой - он недостаточен для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность российского высшего образования на мировом образовательном рынке.

Что касается общего образования, то для его анализа в России и странах мира мы можем обратиться к такой характеристике, как ожидаемая продолжительность обучения в общеобразовательных учреждениях. Обратимся к рисунку 8.

Рисунок 8. Ожидаемая продолжительность обучения в общеобразовательных учреждениях в мире

Как видно из представленного рисунка, наибольшей ожидаемой продолжительностью обладают США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, страны Западной и Северной Европы, Австралия, ЮАР, Тунис. Что касается России, то здесь ожидаемая продолжительность обучения составляет от 9 до 11 лет.

Индекс образования  (это составная часть индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)), который измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны, для России в 2007 г. составил 0,96 (для сравнения: Финляндия, Норвегия, Канада – 0,99, США – 0,97, Швейцария, Япония – 0,95).

По доле студентов в населении страны среди стран с количеством студентов более 0,5 млн. Россия занимает второе место (4,8%) после Польши (5,4%).

В распределении по странам общемировой численности студентов вузов доля России – 6,6% (США – 12,6%, Индия – 11,2%, Китай – 10,3%, Великобритания – 1,6%).

В рейтинге 100 лучших стран мира американского общественно-политического журнала Newsweek по 5 позициям (условия жизни, образование, здравоохранение, экономическое положение и политическая обстановка) Россия заняла 51 место, причем самые низкие показатели (75-ое место) - по здравоохранению и политической обстановке, а самый высокий - по уровню образования (31-ое место).



Похожие страницы:

  1. Образование как фактор социальной мобильности

    Контрольная работа >> Социология
    ... сущность Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности Роль и место образования в ... с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и ...
  2. Расходы бюджета на финансирование социальной сферы

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... как отрасли социальной сферы весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и другие отрасли. Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы ...
  3. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы

    Реферат >> Социология
    ... жизни населения и отраслей социальной сферы Содержание Введение Социальные сферы Сфера здравоохранения Сфера образования Пенсионеры. Образ пожилых ... какое будущее ждет нашу страну и нас самих. Социальные сферы Социальная сфера – это непроизводственная сфера ...
  4. Статистический анализ функционирования сферы образования

    Реферат >> Маркетинг
    ... классификациями отраслей экономики или видов эконо­мической деятельности образование как отрасль социальной сферы ох­ватывает ... Качество высшего образования – это соответствие высшего образования как социальной системы социально-экономическим потребностям, ...
  5. Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... работы. 1. Финансирование образования в РФ Теоретические основы финансирования образованиякак отрасли социальной сферы Развитие системы образования в Российской Федерации ...

Хочу больше похожих работ...