Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
Сучасна ринкова економіка являє собою складний організм , що складається з величезної кількості різноманітних виробничих, комерційних, фінансових і ін...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Робочий час - час, протягом якого працівник відповідно до правил внутрішнього трудового розпорядку організації і умов трудового договору повинен викон...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Виникнення поняття "людський капітал" та інвестування у людський капітал викликало створення численних методів оцінки його обсягу, економічн...полностью>>
Экономика->Отчет по практике
Актуальність теми переддипломного дослідження полягає в тому, що провідним напрямком світогосподарського розвитку останніх десятиліть (особливо останн...полностью>>

Главная > Закон >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.1 Оценка общего состояния образования в России: общественное мнение

(По данным материалов к докладу «Школа 2020. Какой мы ее видим?», предоставленных советом при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию)

Известно, что отечественное образование в 60-70 годы прошлого столетия признавалось одним из самых лучших в мире. Однако в 90-е годы ХХ века российское образование стало испытывать значительные сложности. Его оценки в международных рейтингах опустились до 30-40 строчки. В настоящее время ситуация постепенно начинает меняться к лучшему, растет финансирование, улучшается материально-техническое оснащение, усиливается осознание значимости образования для развития страны, успешно реализуется приоритетный национальный проект «Образование», выделяются гранты учителям, образовательным учреждениям, региональным образовательным системам. Но и багаж накопившихся проблем огромен.

Судя по опросам общественного мнения, основная масса учителей, родителей и учащихся, значительная часть (до половины) экспертов пока не видят заметных позитивных изменений в системе общего образования.

1. Оценка наиболее актуальных направлений развития общего образования на современном этапе

  1. Ориентация на демократизацию системы образования, реализующую фундаментальные права и возможности человека - 24 %

  2. Обеспечение равенства возможностей на получение образования - 55 %

  3. Развитие механизмов интеграции учебных заведений - 24 %

  4. Расширение для учреждений образования полномочий юридического лица и экономической самостоятельности - 18 %

  5. Предоставление учреждениям образования самостоятельного права в выборе учебного плана - 18 %1

Большинство опрошенных россиян считают самой важной задачей на современном этапе развития образования - обеспечение равенства возможностей на получение образования. Население и эксперты обеспокоены все возрастающими сборами в школах на «бесплатное образование», расслоением образовательных учреждений на процветающие высококачественные, но дорогие, и на бесплатные низкокачественные и по сути деградирующие.

Рисунок 3. Оценка наиболее актуальных направлений развития общего образования

2. Наиболее целесообразные направления улучшения качества образовательных услуг

  1. Ориентация образовательных услуг на перспективные потребности социально-экономического развития общества - 28 %

  2. Модернизация образовательных программ в средней школе - 29 %

  3. Всестороннее изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг - 19 %

  4. Прикладная направленность образовательных услуг - 23 %

  5. Ориентация образовательных услуг на фундаментальные знания и приоритет удовлетворения заявленных образовательных потребностей учащихся - 18 %

  6. Другое (напишите) - 3 %

В ответах респондентов выделяется широкий спектр направлений улучшения качества образовательных услуг. Прежде всего, - за счет модернизации образовательных программ в средней школе и ориентации образовательных услуг на перспективные потребности социально-экономического развития общества и регионов.

3. Общественно-значимые проблемы системы общего образования

- Общее снижение качества образования - 54 %

- Усиление неравенства в получении качественного образования - 53 %

- Нарастающие ресурсные ограничения государства - 19 %

- Несоответствие законодательной базы сложившимся реалиям - 12 %

- Отсутствие рыночной регуляции в сфере образования - 8 %

- Несбалансированная функциональная и учебная нагрузка кадров образовательных учреждений - 19 %

- Устаревшие представления о минимальном содержании программ школьного образования - 22 %

Рисунок 4. Целесообразные направления улучшения качества образовательных услуг.



Рисунок 5. Общественно-значимые проблемы системы общего образования

По результатам анализа мнений респондентов выделяются две самые важные проблемы:

  • общее снижение качества образования;

  • усиление неравенства в получении качественного образования.

Рейтинг значимости проблем образования выглядит следующим образом:

  • устаревшие представления о минимальном содержании программ школьного образования;

  • нарастающие ресурсные ограничения государства;

  • несбалансированная функциональная и учебная нагрузка кадров образовательных учреждений;

  • несоответствие законодательной базы сложившимся реалиям.

Таблица 9. Оценка тенденций развития ступеней и форм общего образования

Название

«+»

«-»

Нет

ответа

Дошкольное образование

61%

12%

27%

Начальное общее образование

78%

9%

12%

Основное общее образование (9 кл.)

73%

11%

16%

Полное общее образование (11 кл.)

71%

17%

11%

Государственное образование

65%

13%

21%

Негосударственное образование

27%

26%

47%

Позитивные оценки тенденций доминируют по всем ступеням общего образования. Примерно равное количество респондентов оценивают со знаком + и – современное состояние и развитие негосударственного сектора общего образования. Для каждого второго опрошенного оно пока остается «вещью в себе». Это, как правило, те респонденты, которые не пользуются коммерческими образовательными услугами.

Позиция населения и оценки экспертов состояния и тенденций развития общего образования в Российской Федерации, опыт реализации проектов общегосударственного и регионального масштаба показывают, что родительская, ученическая и педагогическая общественность, руководители образовательных учреждений и органов управления образованием, работодатели констатируют позитивное развитие школьного образования. Вместе с тем отмечается тенденция определенной консервации проблемного поля отечественного общего образования:

  • положение учителя в обществе;

  • социальное неравенство в получении качественного образования;

  • снижение уровня общей культуры, воспитанности и разностороннего развития школьников;

  • низкая эффективность подготовки выпускников к вступлению в самостоятельную жизнь;

  • расслоение образовательных учреждений на школы для богатых и бедных; явные и скрытые денежные поборы.

В общественной мониторинговой оценке проводимой советом при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, состояния и тенденций развития общего образования выделяются приоритеты, ключевые направления, проблемы и факторы:

  • Остается во многом не решенной главная задача модернизации региональных образовательных систем в рамках национального проекта «Образование» - предоставить всем школьникам, не зависимо от места жительства, возможность получить качественное образование. На это указывают 2/3 респондентов всех категорий образовательного сообщества.

  • В оценках условий для получения доступного и качественного общего образования родители считают ключевыми следующие направления: увеличение объемов дошкольного образования; развитие сети общеобразовательных учреждений; обеспечение обязательного общего полного образования; развитие МТБ; оснащение ОУ современными техническими средствами. Половина опрошенных родителей считает, что школа удовлетворяет интересы и способности их детей, обеспечивает повышенный уровень образования. 2/3 родителей удовлетворены работой школы, где учатся их дети.

  • Проблемы жизни и сложности социализации молодежи в рыночных условиях оказываются, по мнению респондентов, сильнее воздействия родителей, учителей и всей системы школьного образования.



Похожие страницы:

  1. Образование как фактор социальной мобильности

    Контрольная работа >> Социология
    ... сущность Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности Роль и место образования в ... с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и ...
  2. Расходы бюджета на финансирование социальной сферы

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... как отрасли социальной сферы весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и другие отрасли. Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы ...
  3. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы

    Реферат >> Социология
    ... жизни населения и отраслей социальной сферы Содержание Введение Социальные сферы Сфера здравоохранения Сфера образования Пенсионеры. Образ пожилых ... какое будущее ждет нашу страну и нас самих. Социальные сферы Социальная сфера – это непроизводственная сфера ...
  4. Статистический анализ функционирования сферы образования

    Реферат >> Маркетинг
    ... классификациями отраслей экономики или видов эконо­мической деятельности образование как отрасль социальной сферы ох­ватывает ... Качество высшего образования – это соответствие высшего образования как социальной системы социально-экономическим потребностям, ...
  5. Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... работы. 1. Финансирование образования в РФ Теоретические основы финансирования образованиякак отрасли социальной сферы Развитие системы образования в Российской Федерации ...

Хочу больше похожих работ...