Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Анализ послевоенного развития большинства промышленно развитых стран и особенно новых индустриальных государств свидетельствует о том, что существует ...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение Достижение макроэкономического равновесия тесно св...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
В работе раскрыта проблематика использования кластеров как важного фактора инновационного развития отечественных предприятий и территориальных образов...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
В настоящее время в нашей стране необходимо упрочнить внутриэкономическое положение, обеспечить устойчивое экономическое развитие, что предполагает бо...полностью>>

Главная > Закон >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Основными задачами учреждения начального профессионального образования являются:

  • создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования,

  • ускоренное приобретение трудовых навыков для выполнения определённой работы или группы работ.

В Типовом положении об учреждении начального профессионального образования (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650) предусмотрены следующие основные виды государственных и муниципальных образовательных учреждений начального профессионального образования:

Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.). Данное образовательное учреждение осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих. На базе профессионального училища может осуществляться разработка и внедрение передовых методик в области начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.

Профессиональный лицей представляет собой центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.), который осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования повышенного уровня, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации. Данный вид учреждения начального профессионального образования является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации. Профессиональные лицеи обеспечивают подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Профессиональная подготовка может быть получена также в профессиональных образовательных подразделениях производственного объединения, предприятия, учреждения, фирмы и других организаций, в которых могут создаваться условия для получения профессиональной подготовки лицами, не имеющими основного общего образования.


Кроме того, могут выделяться как дневные, так и вечерние образовательные учреждения. В целом данные о начальных профессиональных учреждениях можно представить в таблице (Таблица 4).

Учредителями государственного образовательного учреждения начального профессионального образования могут быть только органы государственной власти и управления РФ либо субъекта РФ, а муниципального - органы местного самоуправления. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму образовательного учреждения.

Учреждение начального профессионального образования получает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему государственным органом управления образованием или по его поручению местным органом управления образованием лицензии (разрешения), в которой фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, срок, на который выдана лицензия. Лицензия может быть изъята у образовательного учреждения начального профессионального образования государственным органом, выдавшим ее, в случае нарушения требований и нормативов, содержащихся в лицензии.

Аттестация образовательного учреждения начального профессионального образования проводится по его заявлению государственной аттестационной службой в установленном порядке один раз в пять лет. Образовательное учреждение начального профессионального образования может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

Образовательное учреждение начального профессионального образования может получать общественную аккредитацию в различных российских, зарубежных и международных общественных (образовательных), научных и промышленных структурах, что не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства.

Образовательный процесс в образовательных учреждениях начального профессионального образования строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание образования в образовательном учреждении начального профессионального образования должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации, а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Образовательный процесс включает теоретическое и производственное обучение, производственную практику, а также воспитательную работу с обучающимися. Учебная нагрузка обучающихся не должна превышать 36 часов в неделю и должна соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Образовательное учреждение начального профессионального образования самостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обеспечивающих получение обучающимися профессионального образования по профессии (специальности) соответствующего уровня и квалификации.

Обучающиеся образовательного учреждения начального профессионального образования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы. При расчёте нормативов бюджетного финансирования образовательного учреждения начального профессионального образования на одного обучающегося предусматривается, что количество обучающихся в группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как правило, не менее 25 человек.

Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12 - 15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, - 8 - 10 человек, что связано с повышенными требованиями к безопасности людей.

Основные положения относительно приёма в образовательные учреждения начального профессионального образования, организации образовательного процесса, порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации закрепляются в уставе. В обязанности администрации указанных учреждений входит ознакомление поступающего и его родителей (законных представителей) с положениями устава и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.


Обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования ведётся на языке, который определяется учредителем или уставом образовательного учреждения.

Общую численность обучающихся в начальных профессиональных учреждениях РФ можно представить в динамике (Таблица 5).

Из таблицы видна тенденция к снижению численности обучающихся в данных учреждениях. Ожидается сокращение контингента обучаемых к 2010 г. на 30 - 35%. В связи с этим имеющийся учебно-материальный и кадровый потенциал (с учетом нормативных показателей) окажется востребованным на 60-65%. Для его сохранения определяются два основных направления. Первое заключается в создании на базе существующих профессиональных училищ и лицеев центров непрерывного профессионального образования с различным набором профессиональных образовательных программ, реализуемых в соответствии с полученной ими лицензией. Имеется при этом в виду более широкая реализация программ допрофессиональной подготовки, начало реализации программ среднего профессионального образования, что позволит более полно и гибко учитывать образовательные потребности молодежи.

Далее, высвобождающиеся учебно-материальная база, кадры преподавателей и мастеров могут быть направлены на расширение объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации, взрослых из числа незанятого населения и высвобождающихся работников в размерах до 400-500 тысяч человек в год, в основном, за счет средств фонда занятости, работодателей и других внебюджетных источников. Этот вид деятельности приобретает особую значимость в условиях структурной перестройки производства, его технического и экономического перевооружения.

Второе направление сохранения учебно-материальной базы и кадрового потенциала образовательных учреждений начального профессионального образования состоит в дальнейшем развитии процесса включения их в образовательные комплексы различного типа.

Среднее профессиональное образование

 К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.

Таблица 6

В данной таблице число государственных средних специальных учебных заведений по регионам РФ на 2007/2008 год больше всего сосредоточенно в Центральном ФО, затем в Приволжском и Сибирском ФО [17]. О проблемах среднего профессионального образования будет сказано ниже.

Высшее профессиональное образование

 Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения – 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет). Высшее образование считается неполным, если срок обучения составил минимум 2 года.

Таблица 7.

Студентов ВУЗов также больше всего сосредоточенно в Центральном ФО, затем в Приволжском и Сибирском ФО [17].

Послевузовское профессиональное образование может быть получено на базе высшего профессионального образования (в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, интернатуре или в докторантуре).

Численность аспирантов по отраслям наук представлена в таблице 8.

Таблица 8

Большое количество аспирантов сосредоточенно в технических и экономических специальностях. Так в технических специальностях их 33 370 человек, а в экономических – 25 940 человек. Тогда как остальные специальности колеблются от 9 000 до 200 аспирантов.

Кроме того, в структуру образования России включаются учреждения, предоставляющие дополнительные образовательные услуги, например, спортивные или музыкальные школы.

§2. Состояние отрасли образования в России и в мире



Похожие страницы:

  1. Образование как фактор социальной мобильности

    Контрольная работа >> Социология
    ... сущность Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности Роль и место образования в ... с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и ...
  2. Расходы бюджета на финансирование социальной сферы

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... как отрасли социальной сферы весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и другие отрасли. Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы ...
  3. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы

    Реферат >> Социология
    ... жизни населения и отраслей социальной сферы Содержание Введение Социальные сферы Сфера здравоохранения Сфера образования Пенсионеры. Образ пожилых ... какое будущее ждет нашу страну и нас самих. Социальные сферы Социальная сфера – это непроизводственная сфера ...
  4. Статистический анализ функционирования сферы образования

    Реферат >> Маркетинг
    ... классификациями отраслей экономики или видов эконо­мической деятельности образование как отрасль социальной сферы ох­ватывает ... Качество высшего образования – это соответствие высшего образования как социальной системы социально-экономическим потребностям, ...
  5. Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... работы. 1. Финансирование образования в РФ Теоретические основы финансирования образованиякак отрасли социальной сферы Развитие системы образования в Российской Федерации ...

Хочу больше похожих работ...