Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Совокупность неизвестных величин, воздействуя на которые, исследуемый объект можно совершенствовать. Неизвестные величины называют планом задачи (вект...полностью>>
Экономика->Реферат
Описывать культурный "портрет" Франции - занятие неблагодарное. Здесь смешались народы всего европейского континента и Северной Африки, причем процесс...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно до­стигают поставленных целей св...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, п...полностью>>

Главная > Закон >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 2. Охват детей дошкольными учреждениями (на конец года, в процентах от численности)

Регион

2005 г.

2006 г.

Российская Федерация

58.1

57.6

Центральный федеральный округ

60.2

59.8

Северо-Западный федеральный окрм

72.5

72.6

Южный федеральный округ

43.8

40.4

Приволжский федеральный округ

63.4

64.5

Уральский федеральный округ

65.4

64.4

Сибирский федеральный округ

50.7

51.8

Томская область

56.2

57.4

Дальневосточный федеральный округ

59.1

61.4

Анализируя данную таблицу, можно сделать следующий вывод: в целом по России чуть более половины детей заняты в дошкольных учреждениях, при этом наибольший процент наблюдается в Северо-Западном федеральном округе, а наименьший в Южном федеральном округе.

Рассмотрим ситуацию с дошкольным образованием на территории Томской области. Качественное развитие услуг дошкольного образования осуществляется на фоне обострения проблемы доступности мест в ДОУ г.Томска и отдельных сельских поселений.

В настоящее время в Томской области лишь 56% детей в возрасте от 1 года до 7 лет охвачены дошкольным образованием в муниципальных, ведомственных и негосударственных дошкольных учреждениях, ещё 8% детей этого возраста воспитываются в группах кратковременного пребывания, открытых на базе школ, гимназий и учреждений дополнительного образования. В ряде муниципалитетов четко обозначилась тенденция роста очередей на получение мест в дошкольных учреждениях (г.Томск, г.Стрежевой, Асиновский, Колпашевский, Томский районы)

В отдельных сельских поселениях, где закрыты не только дошкольные учреждения, но и школы, фактически ликвидирована основа для оказания услуг дошкольного образования.

Подобное состояние бюджетных ДОУ вызывает проблему несоответствия мест в них и количества детей дошкольного возраста. В результате, родители вынуждены отдавать детей либо в дорогостоящие частные детские сады, либо искать средства на не менее крупные взятки, способствуя развитию коррупции. (Рис.1).


Рисунок 1. Число мест и количество детей в дошкольных учреждениях Томской области.

Дошкольное образование является необходимым звеном в образовательном процессе и обеспечивает необходимую подготовку и закладывает фундамент для дальнейшего успешного обучения.

1.3.2 Общее образование

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.

Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении [19].

Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

Из трёх ступеней общего образования обязательными являются начальное общее и основное общее образование. Освоение образовательной программы среднего (полного) общего образования предусматривается исключительно по желанию обучающегося, но даёт существенное преимущество тем, кто твёрдо решил поступать по окончании общеобразовательного учреждения в вуз, поскольку позволяет претендовать на зачисление для освоения сразу программы высшего профессионального образования, минуя два уровня профессионального образования.

Поскольку государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования устанавливаются федеральным законом, то и нормативные сроки освоения соответствующих образовательных программ также должны устанавливаться федеральным законом. На освоение каждой из трёх ступеней общего образования отводится определённый срок, который считается достаточным нормально развивающемуся ребёнку для того, чтобы освоить соответствующую образовательную программу и успешно пройти государственную (итоговую) аттестацию в конце второй ступени и в конце третьей ступени. Применительно к начальному общему образованию указанный срок составляет 3-4 года, к основному общему - 6, реже 5 лет, к среднему (полному) общему образованию - 2 года.

Российское законодательство об образовании устанавливает предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для отдельных категорий обучающихся, в частности, для детей и подростков с отклонениями в развитии; для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет; для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

Так как в России каждому гарантируется бесплатное получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, лица, не успевшие достичь указанного образовательного уровня до исполнения им 18 лет, вправе подать заявление и бесплатно освоить эти образовательные программы в вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении без отрыва от производства. Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении утверждено постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237.

Таблица 3.


Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в общей численности общеобразовательных учреждений занимает Приволжский и Центральный федеральные округа, что можно объяснить высокой плотностью населения в них. Кроме того, необходимо отметить слабый уровень развития негосударственных учреждений, что видно из их общей численности, а также общей численности обучающихся в таких заведениях. При этом несомненным плюсом является сравнительно небольшая численность обучающихся, приходящихся на одного учителя, что может свидетельствовать о снижении нагрузки на учителей и более индивидуальном подходе к ученикам [17].

Основные проблемы, связанные с ОУ, следуют из демографической ситуации по стране в целом. А именно, наблюдается тенденция снижения числа общеобразовательных учреждений, количества обучающихся и педагогических работников. Рассмотрим данную проблему на примере Томской области. В целом по области (включая г.Северск) с 1995 года количество начальных школ сократилось со 110 до 53, количество основных - со 135 до 93, средних общеобразовательных учреждений - с 275 до 261. При этом количество обучающихся уменьшилось с 168362 человек до 103419 (Рисунок 2).


Рисунок 2. Число государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений Томской области и количество в них обучающихся [14].

Следовательно, необходима реструктуризация сети образовательных учреждений, которая проводится в течение последнего десятилетия. Она осуществляется на плановой основе, в ходе реализации муниципальных и областных целевых программ, а также инновационных проектов, связанных с созданием муниципальных образовательных округов и культурно-образовательных комплексов. В условиях ограниченности бюджетов всех уровней именно реструктуризация обеспечивает рационализацию бюджетных затрат и дополнительные ресурсы на повышение качества образовательных услуг. Это позволит обеспечить необходимый запас прочности для реализации общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования в долгосрочной перспективе.

1.3.3 Профессиональное образование



Похожие страницы:

  1. Образование как фактор социальной мобильности

    Контрольная работа >> Социология
    ... сущность Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности Роль и место образования в ... с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и ...
  2. Расходы бюджета на финансирование социальной сферы

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... как отрасли социальной сферы весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и другие отрасли. Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы ...
  3. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы

    Реферат >> Социология
    ... жизни населения и отраслей социальной сферы Содержание Введение Социальные сферы Сфера здравоохранения Сфера образования Пенсионеры. Образ пожилых ... какое будущее ждет нашу страну и нас самих. Социальные сферы Социальная сфера – это непроизводственная сфера ...
  4. Статистический анализ функционирования сферы образования

    Реферат >> Маркетинг
    ... классификациями отраслей экономики или видов эконо­мической деятельности образование как отрасль социальной сферы ох­ватывает ... Качество высшего образования – это соответствие высшего образования как социальной системы социально-экономическим потребностям, ...
  5. Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... работы. 1. Финансирование образования в РФ Теоретические основы финансирования образованиякак отрасли социальной сферы Развитие системы образования в Российской Федерации ...

Хочу больше похожих работ...