Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Курсовая работа
Для своей курсовой работы я выбрала тему «Молодежь России: перед лицом проблем» Здесь я рассмотрю лишь некоторые проблемы Поскольку их очень много И н...полностью>>
Социология->Реферат
Отечественные исследования в основном посвящены молодёжным и подростковым субкультурам, ценностным ориентациям молодёжи, процессам социализации и жизн...полностью>>
Социология->Контрольная работа
На протяжении всей истории одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Изначально этим вопросом занималась социальная ф...полностью>>
Социология->Реферат
Учёные по-разному трактуют понятие “общество“ Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют Так, Э Дюркгей...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Социология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Восходящая мобильность типична не только для Америки. Все индустриальные страны с демократическим правлением, низкой рождаемостью и идеологией равных возможностей имеют высокий коэффициент восходящей мобильности в период 1945-1965 гг. СССР относился к таким странам, но в нем не было низкой рождаемости, зато было экстенсивное строительство промышленности, не было демократического правления, зато не было и социальных барьеров, была идеология равных возможностей. В этот период до 30% сменили ручные занятия на неручные в США, Англии и других европейских странах1. Большинство изменений относилось к межпоколенной мобильности - основано на сравнении статусов отца и сына - скорее, чем продвижение осуществилось в течение жизни сына.

Преобладание межпоколенной мобильности над внутрипоколенной мобильностью свидетельствует о том, что структура экономики детерминируется коэффициентом мобильности. Иначе говоря, основное число перемещений в профессиональной структуре вниз-вверх, по горизонтали может быть объяснено в свете социетальных переменных, а не индивидуальных различий между работниками.

Если отец - квалифицированный плотник (квалифицированный работник ручного труда), а его сын - служащий страховой компании (<белый воротничок>), то работа сына, его уровень образования и стиль жизни соответствуют его более высокому статусному рангу, чем тот, который был у его отца. Но если большинство других сверстников сына также продвинутся на уровень <белых воротничков>, то позиции отца и сына в сравнении со всеми другими работниками не претерпят значительных изменений. Относительная мобильность означает, что, хотя профессиональная структура изменилась в сторону увеличения удельного веса профессий умственного труда, позиции отца и сына относительно других занятых существенно не изменились.5

Как мы уже говорили, существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа вер­тикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а вто­рой — к кратковременным процессам. В первом случае социоло­гов больше интересует межклассовая мобильность, а во вто­ром — перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

вертикальная мобильность подразумевает перемещение из од­ной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют вос­ходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильнос­ти, увольнение, разжалование — пример нисходящей.

горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служит перемещение из православной в католи­ческую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движе­ния происходят без заметного изменения социального положе­ния в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра­фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохра­нении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то гео­графическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека незави­симо от других, и

групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемеще­ния человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали уп­равляется государством:

а) с согласия самих людей;

б) без их согла­сия.

К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т. л. К недобровольной организованной мо­бильности можно отнести репатриацию (переселение) малых наро­дов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных ин­дивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50— 70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности раз­личаются так. Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы. Неглавные виды мобильности присущи одним типам обще­ства и не присущи другим. (Подыщите конкретные примеры для доказательства данного тезиса).

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности су­ществуют в трех основных сферах общества — экономической, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограничена в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а перемеще­ние из детского возраста в юношеский не относится к мобильно­сти. Добровольное и насильственное изменение религии в чело­веческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру ин­дейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие собы­тия происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.6

Общество не может не регулировать социальную мобильность, поэтому П.А. Сорокин, рассматривая в своих трудах вертикальную мобильность, выделяет так называемые "каналы социальной циркуляции". В качестве таковых он анализирует армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью и т.д. Так, характеризуя в этом отношении школу, П.А. Сорокин отмечает: "В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой "социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществе, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься".

При этом существуют общие принцепы вертикальной мобильности:

Первое утверждение. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипо­стасях — экономической, политической и профессиональной.

Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

Третье утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

Четвертое утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

Пятое утверждение. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.7

Каналы вертикальной мобильности, или как их называл П.А. Сорокин, каналы вертикальной циркуляции, служат своеобразными «отверстиями», «лифтами», «мембранами», по которым индивиды перемеща­ются вверх и вниз между стратами, слоями общества.

Некоторые социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, могут использоваться в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполне­нию вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются бла­годаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они исполь­зуют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность захваты­вать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила боль­шое число людей с низов до вершин общества. Институт целибата (безбрачия), введенный в ХI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь де­тей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободив­шиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения церковь была каналом нисхо­дящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Образование. Институты образования и воспитания, какую бы кон­кретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к об­ществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

Великобритания представляет другой полюс, на котором при­вилегированные школы доступны только высшим слоям населения. «Социальный лифт» короткий: он движется только по верхним этажам социального здания.

Пример «длинного лифта» представляет Древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие шко­лы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие пра­вительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному механизму. Образователь­ный тест выполнял роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала про­стых людей и препятствовала продвижению представителей выс­ших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результа­те служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быст­рым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоплен­ных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и дей­ственных способов социального продвижения. В ХV-ХVII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высо­кого положения только те, кто имел деньги, а не знатное проис­хождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Теории социальной стратификации

    Реферат >> Социология
    ... Введение………………………………………………………………………...3 Теория социальной стратификации…………………………………….5 Теория социальной мобильности……………………………………….9 Теория среднего класса…………………………………………………15 Теория элиты………………………………………………….…………18 Теория социального партнерства ...
  2. Теория стратификации и социальная мобильность

    Реферат >> Социология
    ... тему: Теория стратификации и социальная мобильность Москва 2002 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Понятие социального класса и социального слоя ... . Сорокин - один из родоначальников теорий социальной мобильности и социальной стратификации. 3 Уорнер Уильям Ллойд ...
  3. Проблемы социальной мобильности и социальной стратификации Питирим

    Реферат >> Социология
    ... буржуазных теорий социальной мобильности и социальной стратификации. 4. Социальная мобильность Социальная мобильность, изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре ...
  4. Социальная структура и социальная стратификация общества (2)

    Реферат >> Социология
    ... основой для формирования теории социальной мобильности или социального передвижения. Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т. е. изменений ...
  5. Теория социальной структуры и её место в системе социологического знания

    Реферат >> Философия
    ... Теория социальной структуры как отраслевая социологическая теория. Базовые категории теории социальной структуры. Социальное ... женщины. Понятие социальной мобильности. Внутри- и межпоколенческая мобильность. Исследования социальной мобильности в развитых ...

Хочу больше похожих работ...