Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория
Занятость общественно полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения: работающие по найму, временно отсутствующие в связи с ...полностью>>
Экономическая теория
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие...полностью>>
Экономическая теория
Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, вы...полностью>>
Экономическая теория
Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Полная занятость - цель, к которой...полностью>>

Главная

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для построения гипотетической модели монополии, мак­симизирующей прибыль, используем графическую ситуацию (рис. 13.4).

При построении модели монополии исходим из того, что нам известны предельные и средние издержки, которые имеет монопо­лия при производстве установленного объема продукции, а также предельный доход.

Линии предельных издержек и предельного дохода пересекаются в точке Е. Для определения цены проведем вертикальную линию из точки Е до ее пересечения с линией рыночного спроса DD. Точка N определит монопольную цену Рт, по которой покупатели в состоянии приобрести соответствующее количество продукции монополии. Если из точки Е продолжить вертикальную линию вниз до пересечения с горизонталью, то станет известен избранный монополией объем вы­пуска продукции Q1. При данном объеме выпуска цена Рт превышает величину средних издержек АС. Площадь заштрихованного прямо­угольника HPmNK равна экономической (монопольной) прибыли.

По сравнению с рынком совершенной конкуренции монопо­лист предлагает продукцию по более высокой цене т > Рс). Мак­симизируя прибыль, монополия ограничивает объем выпуска продукции. В условиях совершенной конкуренции объем производства в отрасли соответствовал бы уровню точки N1, в которой предель­ные издержки равны цене (МС= Р). Соответственно, потребите­ли смогли бы купить больше продукции по более низким ценам с< Рт). Объем монопольного выпуска (Q1) меньше возможного выпуска в условиях совершенной конкуренции (Q2). На рис. 13.4 общую величину социальных издержек выражает площадь треуголь­ника FNN1.

13.2. Монополия и ценовая дискриминация.

Мы рассмотрели модель монополии, для которой характерна единая цена на данный товар для всех потребителей. Это модель недискриминационной монополии.

В реальной экономической практике всегда существуют груп­пы людей с различной степенью эластичности спроса на один и тот же товар. Например, большинство населения не откажется от пользования услугами телефонной станции, как бы дорого ни сто­ила минута телефонного разговора. Однако цена телефонного раз­говора может быть такой высокой, что часть потребителей, напри­мер, пенсионеры в России, откажутся от услуг, предоставляемых телефонной компанией. В первом случае спрос отличается жест­кой эластичностью (платят любую цену за телефонные услуги), во втором случае спрос эластичен (многие потребители откажутся иметь телефон при высокой плате за телефонные разговоры). Если в городе имеется телефонная станция, располагающая абсолютной властью над рынком телефонных услуг, то она может назначать каж­дой группе потребителей цену, отличающуюся от цен, которые долж­ны платить другие группы. Так возникают субрынки, на которых господствует своя, специфическая цена на продукцию монополии. Особенность этих рынков состоит в том, что группы потребителей, для которых цена монопольной продукции ниже, не имеют возмож­ности перепродать эту продукцию тем группам потребителей, ко­торым монополия назначает более высокую цену. Так возникает це­новая дискриминация.

Фирма, обладающая монопольной властью, проводит ценовую дискриминацию, стремясь к получению большей прибыли, чем не­дискриминационная монополия. Существуют различные виды (сте­пени) ценовой дискриминации. Однако специфика ее остается не­изменной. Посредством ценовой дискриминации происходит перерас­пределение общей выручки, полученной при продаже любого ко­личества продукции группам населения с неэластичным спросом в пользу групп с эластичным спросом. Дискриминационная моно­полия добивается в своей деятельности равенства между ценой и предельным доходом (MR = Р). В условиях базисной, недискрими­национной монополии всегда существует неравенство цены и пре­дельного дохода (Р>MR). Дискриминационная монополия не не­сет потерь из-за разницы в цене на весь объем предыдущего выпуска. Тот факт, что в условиях дискриминационной монополии достига­ется равенство между ценой и предельным доходом, обеспечивает получение дискриминационной монополией большей выручки по сравнению с недискриминационной монополией. При этом каж­дая монополия несет равные затраты.

Изучение деятельности дискриминационной монополии име­ет важное практическое значение, поскольку каждый руководитель крупной фирмы призван решать сложные процессы ценообразо­вания. Причем отрасль не обязательно должна быть представлена единственной фирмой, располагающей рыночной властью. Во мно­гих отраслях действует несколько фирм, но каждая из них ищет свой путь к потребителю. Поэтому фирмы не жалеют средств для полу­чения информации о возможном поведении потребителя на рынке в зависимости от его дохода, цены, назначенной фирмой за едини­цу предлагаемого к продаже товара, наконец, о предпочтениях по­требителя в зависимости от конкретной ситуации и т.д. Для опре­деления цены фирмы рассчитывают эластичность спроса. Только на основе всесторонней информации о спросе потребителя фирмы устанавливают объем выпуска продукции и назначают цены для раз­личных групп потребителей. Идеальному положению фирмы на рынке соответствуют дифференцированные цены для каждого по­купателя. Однако в реальной действительности это возможно в ис­ключительных случаях.

Наибольшее распространение в экономической практике име­ет ценовая дискриминация в зависимости от дохода различных групп населения. Известна разница между той денежной массой, которую потребители с более высокими доходами потенциально готовы и в состоянии заплатить за покупку определенного количе­ства продукции на рынке, и фактическими расходами всех потре­бителей при покупке данной продукции. Эта разница образует свое­образную скидку для тех покупателей, которые были готовы приобрести продукцию по более высокой цене. Получаемая раз­ница известна как потребительский излишек. Одновременно суще­ствует группа потенциальных покупателей, которые не способны заплатить установленную монополией рыночную цену. Некоторые покупатели имеют незначительный потребительский излишек. Для расширения доступа покупателей на рынок монополия использует систему скидок и надбавок к ценам для различных групп населе­ния (транспортное управление предоставляет льготы на проезд пен­сионерам, студентам и т.д.; аптекоуправление вводит льготные цены на лекарства, при платном обучении вводятся стипендии для мало­имущих студентов и т.д.). В данной ситуации получают выигрыш малоимущие граждане, которые оплачивают продукцию дискрими­национной монополии по более низким ценам за счет более обес­печенных групп населения.

На графике (рис. 13.5) иллюстрируется ценовая дискриминация, в условиях которой цены дифференцируются в зависимости от объ­ема потребления товара. Например, ни один городской житель не может отказаться от отопления своей квартиры. Если в квартире установлены счетчики, фиксирующие потребление тепловой энер­гии, то вводится дифференцированная плата в соответствии с потребляемым ее количеством. Разные цены устанавливаются за разное количество потребляемой энергии. Этот пример еще раз напоминает о необходимости изучения вкусов, привычек, предпоч­тений потребителей. Очевидно, что потребители чувствуют себя комфортно при разной комнатной температуре. Одним достаточ­но комфортно при Т= 18°С, а другие при этой температуре испы­тывают неудобства. Поэтому вполне разумно установить норматив­ное количество потребляемой тепловой энергии по одной ставке и вводить надбавки при дополнительном потреблении тепловой энер­гии. Любителей жить в тепле окажется много, и за это они готовы платить. Фирма расширяет объем производства до QE при цене РЕ. Весь возможный доход измеряет площадь треугольника РЕАЕ, но в данной ситуации фирма присваивает ту часть дохода, которая по­казана штриховкой.

На графике отсутствует раздвоение линии рыночного спроса на собственно линию рыночного спроса и на линию предельного до­хода. Так происходит своеобразная трансформация монополии в предприятие совершенной конкуренции.

Для экономической практики важно знать степень монополь­ной власти на рынке. Способ измерения этой власти был предло­жен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером.

Показатель монопольной власти, предложенный А. Лернером, определяется разностью цены и предельных издержек:

где Lmпоказатель Лернера.

Степень монопольной власти тем больше, чем больше назван­ный коэффициент.

Величина разности между ценой и предельными издержками (Р – МС) находится в обратной зависимости от эластичности спро­са. Известно, что монополист стремится установить такую рыноч­ную цену, которая бы намного превышала предельные издержки (Р>МС). Если эластичность спроса для данной фирмы незначи­тельна, то монополист располагает большой монопольной властью. Он устанавливает цену, намного превышающую предельные издерж­ки. И наоборот, при значительном показателе эластичности цена при­ближается к предельным издержкам. Разрыв между Р и МС невелик.

Поэтому мы можем выразить показатель Лернера следующим образом:

где Lmпоказатель монопольной власти.

Показатель, определяющий степень концентрации рынка, в экономической теории известен как индекс Херфиндаля-Хершмана:

где IHHиндекс Херфиндаля – Хершмана; S1, S2, …. Snудельный вес конкретной фирмы в отрасли.

Чем больше удельный вес продукции отдельной фирмы в отрас­ли, тем больше возможностей для возникновения монополии. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то S1= 100%, а IHH = 10 000. В данном случае мы имеем пример чистой монополии.

13.3. Контроль над монополиями.

Существует мнение, что монополии используют возможность контролировать рынок для установления высоких цен и извлече­ния максимальной экономической прибыли. Однако в процессе анализа деятельности монополий, особенно дискриминационной монополии, мы убедились, что монополизация приносит широко­му потребителю не только вред, по и явную пользу. Именно поэто­му деятельность монополий до настоящего времени не запрещена.

Одновременно существуют весомые доводы и против монопо­лий. Монопольные цены, значительно превышающие средние за­траты, отсутствие давления со стороны конкурентов способствуют снижению эффективности деятельности монополий по сравнению с конкурирующими фирмами. В связи с этим возникает необходи­мость правительственного контроля за деятельностью монополий.

В большинстве стран приняты законы, целью которых являет­ся поддержание конкуренции и защита потребителя.

Первый антитрестовский закон был принят в США в 1890 г. по инициативе сенатора Дж. Шермана. В соответствии с этим зако­ном недействительными объявлялись договоры, объединения и со­глашения, ограничивающие торговлю и формирующие монополию. К монополии стали относить любую фирму, которая продавала свыше 50% от общего количества товара, проданного в отрасли. Имен­но после принятия закона Шермана последовало принудительное разделение сталелитейной, алюминиевой, табачной промышленностей США. В 1914 г. в США был принят акт-закон Клейтона, запрещавший корпорациям приобретать акции и активы других фирм, если это вело к ослаблению конкуренции.

В Англии созданы специальные институты для изучения моно­полий и определения того, не противоречат ли их действия в конкретных случаях интересам населения. По английским законам ком­пания считается монополией, если она контролирует более 25 % рынка.



Похожие страницы:

  1. Несовершенный конкурент (2)

    Реферат >> Менеджмент
    ... отрасли прибыли и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции. 1.3. Олигополия Олигополия ... , дивиденды и объём займов в банке. Фирма является несовершенным конкурентом, т.е. обладает значительной долей производства в отрасли ...
  2. Фирма как объект хозяйственной деятельности. Организационно-экономические формы предприятий

    Курсовая работа >> Экономика
    ... . Робинсон анализирует главным образом фирму, действующую в условиях несовершенной конкуренции, что расширяет возможности ... с учетом возможных действий конкурентов. Теория игр принимает наличие фирм как некую данность, с которой ...
  3. Фирма как субъект рыночных отношений (2)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... , многие рыночные структуры остаются крайне несовершен-ными и неэффективными, например рынок ценных ... фирмы; которые выгодно отличают её от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке. Фирма, как ...
  4. Фирма как субъект рынка

    Курсовая работа >> Экономика
    ... с конкурентами. Выбирая оптимальную для своей фирмы стратегию, её руководство также должно решить, в какой ... , многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг ...
  5. Фирма как экономический субъект

    Курсовая работа >> Экономика
    ... ее конкурентов или связанных с нею фирм. Для этого выбираются обобщающие показатели и показатели каких ... , многие рыночные структуры остаются, крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг ...

Хочу больше похожих работ...