Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Конспект
Аристотель разли­чал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обога­щения. Он...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Что же такое нормирование труда? Для начала дадим определение: Нормирование труда – это установление меры затрат труда на изготовление единицы изделия...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Актуальность такой темы как «Стратегическое управление» несомненно, велика. Она имеет большое значение так как, это, сравнительно молодое, перспективн...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Хозяйственная деятельность и складывающиеся в её процессе экономические отношения между людьми имеют две стороны – объективную и субъективную. Объекти...полностью>>

Главная > Лекция >Экономическая теория

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Тема № 13. Фирма как несовершенный конкурент.

13.1.Несовершенная конкуренция. Максимизация прибыли монополией.

13.2.Монополия и ценовая дискриминация.

13.3.Контроль над монополиями.

13.4.Монополистическая конкуренция.

13.5.Олигополия. Лидерство в ценах.

13.6. Олигополия. Модель ломаной кривой спроса.

13.1. Несовершенная конкуренция. Максимизация прибыли монополией.

В условиях несовершенной конкуренции продавцы и покупа­тели получают возможность оказывать влияние на рыночные цены. Это происходит на рынках с ограниченным числом участников. Рынок, на котором отдельные производители или отдельные потре­бители способны воздействовать на рыночную цену, называется не­совершенно конкурентным. Он включает в себя чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. К несовершенно конкурентным рынкам также принадлежат монопсония, олигопсония и дуополия.

Признаки совершенной конкуренции утрачиваются под воздей­ствием законодательства или технологических факторов, способ­ствующих сокращению количества конкурентов. К законодатель­ным ограничениям относят патенты, ограничения на создание фирм, внешнеторговые ограничения. Получение изобретателем па­тента гарантирует исключительные, монопольные права на внедре­ние нового товара или технологического процесса. Сокращению количества конкурентов способствуют новые технологии, обеспе­чивающие выпуск товаров-субститутов, заменяющих данный то­вар.

Если на рынке оказывается один поставщик товара или услуги, то конкуренции просто-напросто не существует из-за отсутствия конкурентов. Так возникает монополия (греч. monosодин, poleoпродаю) – исключительное право производства, принадлежащее одному лицу. Примеры монополий можно увидеть в отраслях, имеющих особое значение в рамках национального хозяйства (желез­нодорожный транспорт, почтовые услуги). Принято различать следующие признаки монополии.

  1. В условиях чистой монополии существует единственный про­давец товара или услуги, т.е. понятие фирмы и отрасли совпадают. Монополист обеспечивает товаром данного вида весь рынок.

  2. Монополия защищена от ценовой конкуренции, поскольку конкурентов нет вообще. Фирма выпускает товар, не имеющий за­менителей.

  3. Монополия располагает полной свободой в назначении цены на свой товар, т.е. диктует цены.

  4. Монополия контролирует поступление на рынок товара или услуги. Однако управлять спросом монополия не может. При нис­ходящей кривой спроса на свой продукт фирма повышает или по­нижает цены, изменяя этим количество товара, предлагаемого для реализации на рынке. Например, если компания устанавливает цену на уровне P1 (рис. 13.1), то она сможет реализовать количество продукции Q1. Возможна иная ситуация: компания поставляет на ры­нок количество продукции Q2 и соглашается ее продавать по цене Р2.

Монополия может существовать на рынке при условии, если вступление в отрасль другим фирмам закрыто. Монополия в таком случае защищена от конкурентов «входными барьерами». В связи с этим различаются естественные монополии, искусственные моно­полии и легальные монополии.

Естественный характер монополиям придают необыкновенно большие масштабы производства, при которых резко снижаются средние затраты. Мелкие или средние фирмы лишены возможности вести производство при сложившихся в основных крупных фир­мах низких затратах. Только крупные предприятия (объединения) способны минимизировать затраты в таких отраслях как сталели­тейная, электроэнергетическая, железнодорожный транспорт и т.д.

Естественной монополией располагают компании, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые ре­сурсы. Например, компания «Де Вирс» контролирует мировой ры­нок алмазов, так как владеет крупными алмазными рудниками в Южной Африке. Однако владельцы редких ресурсов защищены от конкуренции до тех пор, пока не будут открыты новые месторож­дения или найдены заменители данного вида сырья.

Искусственные монополии возникают в процессе конкуренции, а также в результате слияния и поглощения мелких и средних фирм более крупными.

Основной целью деятельности монополии, как и любого дру­гою предприятия-производителя, является в коротком периоде ми­нимизация убытков, максимизация прибыли, общего дохода и об­щею продукта, в длительном периоде – только максимизация прибыли. В экономической теории монополия изучается в основ­ном в краткосрочном периоде. Это объясняется относительной за­крытостью монопольного рынка, невозможностью проникновения на этот рынок других предприятий-производителей, способных по­влиять на деятельность уже имеющейся монополии.

Несмотря на свое исключительное положение на рынке, моно­полия не застрахована от убыточной деятельности. Ущерб эконо­мической деятельности монополии могут нанести недостаточный спрос на ее продукцию или высокие издержки производства.

Характерная особенность монополии состоит в принятии ре­шений об объеме выпуска продукции. В отличие от фирмы – со­вершенного конкурента монополия принимает решение о том, что именно произвести, не на основании цены. Поведение монополии зависит от рыночного спроса и предельных затрат на продукцию, которую данная монополия производит. На основе рыночной ин­формации монополия определяет возможный объем выпуска про­дукции и устанавливает цену, по которой будет предлагать свою про­дукцию потребителям.

При назначении цены монополист сталкивается с жесткими ог­раничениями, прежде всего с эластичностью спроса по цене. В ка­честве неизменной он принимает всю убывающую рыночную кривую спроса. Если кривая спроса является убывающей, то объем про­даж можно увеличить только за счет снижения цены. Вспомним, что применительно к совершенной конкуренции линия спроса имела вид горизонтали. Поэтому фирма могла продать любой объем продукции по неизменной цене.

Доход (TR) монополиста – величина переменная: при увеличе­нии выпуска продукции доход вначале возрастает, зачем, достигнув определенного максимума, снижается. Аналогично изменяемся пре­дельный доход: MR=dTR(Q):dQ. При наращивании выпуска продук­ции на 1 единицу наблюдаются два эффекта изменения величины об­щего дохода. Во-первых, с увеличением выпуска (dQ) общий доход возрастает. Во-вторых, общий доход снижается при уменьшении цены, по которой продается дополнительная единица продукции.

Монополист достигает оптимального положительного выпуска продукции при условии равенства предельного дохода предельным издержкам. Рассмотрим процесс максимизации прибыли монопо­лией на конкретном примере.

В соответствии с данными табл. 13.1 с ростом выпуска продук­ции монополия несет двойные потери. При этом отметим, что мы рассматриваем монополию, которая не дискриминирует покупате­лей в отношении цены, т.е. устанавливает единую цену для всех по­купателей. Это недискриминационная монополия.

Наращивание объема производства на 1 единицу каждый раз уменьшает доход монополии на 2 руб. Это первая потеря. Но моно­полия теряет на разнице в цене не только за счет производства до­бавочных единиц продукции. Она несет потери вследствие того, что продукция, выпущенная первоначально, продается по более низ­кой цене. Это вторая потеря.

Таблица 13.1.

Зависимость дохода монополии от спроса и цены за единицу продукции, ден.ед.

Объем спроса, ед.

Цена за единицу

Совокупный доход

Предельный доход

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

20

18

16

14

12

10

8

6

4

2

0

0

18

32

42

48

50

48

42

32

18

0

18

14

10

6

2

2

6

10

14

18

В первом случае потеря монополии составляет разницу в цене. Рассчитать эти потери просто. Например, при увеличении произ­водства с 5 до 6 единиц монополии пришлось снизить цену с 10 до 8 руб. Потери составили 2 руб. [10 – 8, или (10 х 5) – (8 х 6)].

Вторая добавочная потеря вычисляется следующим образом: рассчитывается изменение цены при изменении объема выпуска, т.е. ΔР : ΔQ = dP: dQ, и умножается на первоначальный объем выпуска продукции. В нашем примере этот вид потерь составит: 5 x 2 = 10 руб. (ΔР : ΔQ = -2). В результате общая потеря от сниже­ния цены на всю продукцию при наращивании объема выпуска с 5 до 6 единиц составит: 2 + 10 = 12 руб.

Наличие двойных потерь монополии при снижении цены при­водит к «раздвоению» рыночного спроса на собственно рыночный спрос DD и предельный доход MR. Линия спроса на продукцию фирмы падает по мере роста объема производства: чем больше фир­ма стремится продать, тем ниже она должна устанавливать цену. Предельный доход падает быстрее, поэтому линия предельного до­хода MR расположена ниже линии спроса (рис. 13.2). Ускоренное падение предельного дохода вызвано сокращением его на величи­ну удешевления предыдущих единиц выпуска продукции фирмы (табл. 13.1).

Таким образом, прирост общего дохода TR можно представить в следующем виде:

Отсюда

Или


Поскольку линия спроса DD всегда имеет отрицательный на­клон, то второе слагаемое в правой части равенства всегда меньше нуля. Это означает, что предельный доход MR всегда меньше цены товара, MR < Р.

В
нашем примере максимальная величина совокупного дохода составляет 50 руб. (рис. 13.3) при производстве 5 единиц продук­ции (точка Е). Снижение цены позволяет реализовать больше про­дукции. Совокупный доход (заштрихованная площадь) возрастает и достигает максимума при цене в 10 руб.

Прибыль (π) достигает максимума при условии:


отсюда при оптимальном объеме выпуска MR = МС.

Таким образом, условие равновесия монополиста совпадает с условием равновесия совершенного конкурента. Однако для мо­нополиста цена не равна предельному доходу. Равенство цены и пре­дельного дохода наблюдается только при продаже первой единицы продукции (табл. 13.1). При объеме выпуска, максимизирующем прибыль монополиста, MR = МС < Р, т.е. монополист всегда уста­навливает цену, превышающую предельные затраты.

Монополия не имеет линии предложения. Решение монополии об определенном объеме выпуска продукции основано на сопостав­лении предельных издержек МС производства дополнительной продукции с предельным доходом MR от ее продажи. Принятие решения обосновывается известным правилом MR = МС. После установления возможного объема выпуска продукции монополия оп­ределяет цену, по которой она будет предлагать продукцию на рын­ке. Существует единственная цена, по которой избранный монопо­листом объем продукции будет продан. При оптимальном выпуске продукции цена, по которой может быть продан этот выпуск, долж­на превышать средние издержки АС производства единицы товара.



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Несовершенный конкурент (2)

    Реферат >> Менеджмент
    ... отрасли прибыли и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции. 1.3. Олигополия Олигополия ... , дивиденды и объём займов в банке. Фирма является несовершенным конкурентом, т.е. обладает значительной долей производства в отрасли ...
  2. Фирма как объект хозяйственной деятельности. Организационно-экономические формы предприятий

    Курсовая работа >> Экономика
    ... . Робинсон анализирует главным образом фирму, действующую в условиях несовершенной конкуренции, что расширяет возможности ... с учетом возможных действий конкурентов. Теория игр принимает наличие фирм как некую данность, с которой ...
  3. Фирма как субъект рыночных отношений (2)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... , многие рыночные структуры остаются крайне несовершен-ными и неэффективными, например рынок ценных ... фирмы; которые выгодно отличают её от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке. Фирма, как ...
  4. Фирма как субъект рынка

    Курсовая работа >> Экономика
    ... с конкурентами. Выбирая оптимальную для своей фирмы стратегию, её руководство также должно решить, в какой ... , многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг ...
  5. Фирма как экономический субъект

    Курсовая работа >> Экономика
    ... ее конкурентов или связанных с нею фирм. Для этого выбираются обобщающие показатели и показатели каких ... , многие рыночные структуры остаются, крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг ...

Хочу больше похожих работ...