Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Стэнфордский тюремный эксперимент является одним из самых известных исследований в социальной психологии Он позволил психологам ответить на несколько ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Сьогодні проблеми, пов'язані з розвитком уваги у дітей, викликають неспокій і у педагогів, і у батьків, і у психологів, що працюють з дітьми Багато до...полностью>>
Психология->Реферат
Дифференциальная психология (differential psychology) занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении Измерен...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Проте ми підганяємо світ під власні мірки, визначені нашими людськими органами чуття Мова йде про відносний образ, єдине відмінне від того, який може ...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л.С.ВЫГОДСКОГО

Факультет психологический

Кафедра педагогической

психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Психофизиология.

Системный подход к изучению психических функций с позиций психофизиологии. Представление о психических функциях как функциональных системах.

Студента 3 курса обучения (5-летного срока обучения)

Группа А

Преподаватель

Москва

2010

Введение

Психофизиология (психологическая физиология) - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.). Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А. Р. Лурией.

Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Тема данной контрольной работы – «Системный подход к изучению психических функций с позиций психофизиологии. Представление о психических функциях как функциональных системах». В 50-е годы XX в. интенсивно развивающиеся общая теория систем и системный подход радикально изменили логику научных исследований в физиологии и психологии. Системность выступала, прежде всего, как объяснительный принцип научного мышления, требующий от исследователя изучать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

Системные основы психофизиологии.

Проникновение системного подхода в физиологию ВНД и психологию радикально изменило логику научных исследований. В первую очередь, это сказалось на изучении физиологических основ поведения.

В русле системного подхода поведение – это целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде, и во-вторых, на активное ее преобразование. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда имеет целенаправленный характер, обеспечивая организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы (ФС) П.К. Анохина.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Функциональная система (ФС) – это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющей характер взаимосодействия, направленной на достижение полезного приспособительного результата.

ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма. Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата – значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

Достижение приспособительного результата в ФС (рис. 1) осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются: 1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия; 3) собственно действие; 4) сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; 5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Рис. 1. Принципиальная схема центральной архитектуры функциональной системы:

М – доминирующая мотивация; П – память; ОА – обстановочная афферентация; ПА – пусковая афферентация; ПР – принятие решения; ПД – программа действия; ЭВ – эффурунтные возбуждения; Д – действие; Рез. – результат; Пар. Рез. – параметры результата; ОАфф – обратная афферентация (по П.К. Анохину. 1968)1

В ФС могут включаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма и даже детали отдельных органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую ФС. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений – конечный приспособительный результат.

Поскольку для любого живого организма количество возможных поведенческих ситуаций не ограничено, то одна и та же нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа или сам орган могут входить в состав нескольких функциональных систем, в которых они будут выполнять разные функции.

Таким образом, при изучении взаимодействия организма со средой единицей анализа выступает целостная, динамически организованная ФС.

Типы и уровни сложности ФС. Функциональные системы имеют разную специализацию. Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи – за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности. ФС имеют различное происхождение: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов), например ФС сосания, другие индивидуальны и формируются в процессе овладения опытом, составляя основу обучения.

Функциональные системы различаются по степени пластичности, т.е. по способности менять составляющие их компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабильных структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать свою организацию (до цели можно дойти, добежать, допрыгать, доползти).

Афферентный синтез. Начальную стадию каждого поведенческого акта, а следовательно, и начало работы ФС составляет афферентный синтез. Афферентный синтез – синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Стадия афферентного синтеза определяет все последующее поведение организма. Его задача – собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и определяет цель поведения. Отбор такой информации зависит от цели поведения и предыдущего опыта, поэтому афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т.е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, «что делать», и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующем действии.

Акцептор результатов действия. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия – центральный аппарат оценки результатов и параметров будущего действия. Акцептор результатов действия – психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, который функционирует в процессе принятия решения и действует на основе соотнесения с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата.

Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата. В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм необходим для успешной реализации поведенческого акта.

Благодаря обратной афферентации ФС обладает способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был достигнут.

Основные признаки ФС. В заключение приведем следующие признаки функциональной системы, как они были сформулированы П.К. Анохиным:

ФС, как правило, является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает свое единство на основе циркуляции информации от периферии к центрам и от центров к периферии.

Существование любой ФС непременно связано с существованием какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение возбуждения и активности по функциональной системе в целом.

Еще одним абсолютным признаком ФС является наличие рецептурных аппаратов, оценивающих результаты ее действия. В ряде случаев они могут быть врожденными, а в других — выработанными в процессе жизни.

Каждый приспособительный эффект ФС, т.е. результат какого-либо действия, совершаемого организмом, формирует поток обратных афферентаций, достаточно подробно представляющий все наглядные признаки (параметры) полученных результатов. В том случае, когда при подборе наиболее эффективного результата эта обратная афферентация закрепляет наиболее успешное действие, она становится "санкционирующей" (определяющей) афферентацией.

Функциональные системы, на основе которых строится приспособительная деятельность новорожденных животных к характерным для них экологическим факторам, обладают всеми указанными выше чертами и архитектурно оказываются созревшими к моменту рождения. Из этого следует, что объединение частей ФС (принцип консолидации) должно стать функционально полноценным на каком-то сроке развития плода еще до момента рождения.

Значение теории ФС для психологии. Начиная с первых своих шагов, теория ФС получила признание со стороны естественнонаучно ориентированной психологии.

Наиболее аргументированное мнение о значении нового этапа в развитии отечественной физиологии было высказано А.Р. Лурия (1978). Он считал, что теория ФС позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС произошли изменения в понимании физиологических основ поведения:

1) стимул перестал считаться единственным возбудителем поведения, появились представления о факторах, определяющих поведение, в том числе о моделях потребного будущего или образа ожидаемого результата;

2) было высказано мнение о значении обратной афферентации для дальнейшей судьбы выполняемого действия (т.е. все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия);

3) было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющем сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия, – акцепторе результатов действия.

Таким образом, П.К. Анохин вплотную подошел к анализу физиологических механизмов принятия решения, ставших одним из важнейших понятий современной психологии. Теория ФС помогла отказаться от тенденции сводить сложнейшие формы психической деятельности к изолированным элементарным физиологическим процессам, а также создать новое учение о физиологических основах активных форм психической деятельности.

Однако, несмотря на большое значение теории ФС, существует немало дискуссионных вопросов, касающихся сферы ее применения. Так, неоднократно отмечалось, что универсальная теория ФС нуждается в конкретизации применительно к психологии и требует более содержательной разработки при изучении психики и поведения человека. Весьма основательные шаги в этом направлении были сделаны В.Б. Швырковым (1978, 1989), В.Д. Шадриковым (1994, 1997). Тем не менее преждевременно утверждать, что теория ФС стала главной исследовательской парадигмой в психофизиологии. Более того, существуют устойчивые психологические конструкты и явления, которые не получают необходимого обоснования в контексте теории ФС. Речь идет в первую очередь о проблеме сознания, психофизиологические аспекты которой разрабатываются в настоящее время весьма продуктивно.

Заключение.

Значимость системного подхода при изучении и диагностике психофизиологических состояний состоит в том, что он заставляет исследователей искать логические связи в «половодье аналитических фактов» и дает возможность «объяснить и поставить на определенное место даже тот материал, который был задуман и получен исследователем без всякого системного подхода» 2.

Теория функцио­нальных систем (ТФС), разработанная Анохиным , оказала существеннейшее влияние не только на психофизиологию, став методологической базой системного подхода к изучению нейрофизиологических основ психики и нового направ­ления в психологии - системной психофизиологии, но также и на другие области психологии, такие, как, например, нейропсихология , психология индивидуальных различий , профессиональной деятельности и способностей, восприятия и развития , на стратегию комплексного исследования человека . Следует заметить, что, хотя системный подход, вариантом которого яв­ляется ТФС, может быть оценен как междисциплинарная методология, в "общест­венных" науках потребность в нем была обусловлена наряду с общенаучными и не­которыми частными причинами. Многие исследователи, работавшие в области наук, отнесенных к общественным, испытывали нужду в эмансипации от навязываемой "сверху" догматики, а также в признании специфики своего предмета и метода со сто­роны естественников. Может быть, в особой степени последнее было существенно для психологии, находящейся на стыке общественных и естественных наук. Поэтому системный подход явился своеобразной палочкой-выручалочкой: его можно было использовать в качестве конкретной методологии при планировании и проведении исследований и вместе с тем он позволял в известной мере учесть сложность и уни­кальные особенности предмета исследований, в частности - психики.

Список использованной литературы.

  1. Анохин ПК. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

2.Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.

3.Брушлинский А.В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления //Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 97-103.

4.Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.-Воронеж, 1996.

5.Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.:Наука, 1978.

1 Анохин ПК. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

2 Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.


Похожие страницы:

  1. Изучение учебной мотивации у студентов-психологов

    Курсовая работа >> Психология
    ... Научные подходы к изучению ... (К. Обуховский) функции мотива. Итак, ... позиции особенностей ... Основываясь на системном представлении устойчивости, ... (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния ... Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста ... дис. канд. псих. наук. – ...
  2. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... меняющимся условиям. С позиций современного системного подхода, порождение и ... психической деятельности, ее речевой регуляции. Изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций подтверждает современные представления о системной ...
  3. Краткий курс психофизиологии

    Учебное пособие >> Психология
    ... Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. ... подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменений физиологических функций ...
  4. Личностные детерминанты нервно-психической устойчивости у представителей стрессогенной профессии

    Дипломная работа >> Психология
    ... . Психические процессы. М.,1983. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека //Психические ...
  5. Виды способностей и их психо-логическая характеристика

    Реферат >> Психология
    ... псих ... позиция ... психофизиология, нейропсихология, психосоматика и др. Произошел прорыв за пределы замкнутого, феноменального мира психического ... подхода к изучению психики человека представлен ... системном подходе ... психические процессы, высшие психические функции ...

Хочу больше похожих работ...