Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Романский стиль. X- XII века (в некоторых странах XIII век) (с элементами римско-античной культуры).Средневековое западноевропейское искусство времени...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Становление рыночных отношений, их дальнейшее развитие и совершенствование требуют четкого подхода к характеристикам товара как основного объекта комм...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
За 17 лет существования из наследия советской системы вещания в виде трех государственных каналов рынок телевидения в Украине превратился в самый быст...полностью>>
Культура и искусство->Контрольная работа
Сплавы драгоценных металлов принято различать по составу и технологическому признаку. По составу сплавы называют в зависимости от основного компонента...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление

Оглавление 2

Введение 6

ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ТРЕННЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМАНДЕ 9

1.1 Психологические особенности тренерской деятельности 9

1.2. Факторы, обуславливающие эффективность общения тренера со спортсменами 14

1.3. Особенности речи тренера как основной составляющей процесса эффективной тренировки 35

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ХОККЕЕ 43

2.1 Характеристика хоккей как вида спорта 43

2.2 Особенности треннера по хоккею 45

Тренер — это педагог, готовящий спортсменов различной квалификации и призванный в первую очередь воспитывать из них граждан, патриотов своей страны. 46

Профессиональные обязанности требуют от тренера определенных педагогических способностей, которые определяются его личностными качествами и совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности. 46

Педагогические способности тренера — это синтез многих способностей, являющихся предпосылкой быстрого спортивного роста его учеников. Как правило, педагогические способности формируются на базе общих способностей, таких, например, как наблюдательность, гибкость ума, память, творческое воображение, рассудительность и др. 46

Различного рода способности характеризуют тренера с разных сторон и не компенсируют друг друга. Наиболее полное представление о них можно получить только при рассмотрении их в единстве и взаимосвязи. Нельзя отдавать предпочтение ни одному из них, поскольку нет способностей малозначимых. 46

В педагогике и психологии спорта педагогические способности тренера принято характеризовать по группам. 46

Дидактические способности характеризуются умением тренера высокоэффективно осуществлять подготовку спортсменов: передавать учебный материал в доступной форме, обеспечивать наглядность в обучении, добиваться активного и сознательного восприятия его спортсменами, систематически и последовательно планировать и проводить учебный процесс, внося при необходимости коррективы; постепенно усложнять упражнения и тренировочную нагрузку в различных меняющихся условиях; добиваться прочного усвоения навыков; обеспечивать единство обучения и воспитания. 46

Академические способности тренера проявляются в: 47

- творческом, научном подходе к работе, применении в тренировочном процессе новых методик, основанных на передовых научных знаниях, 47

- в повышении как общей, так и специальной образованности, неудовлетворенности достигнутым, постоянном совершенствовании своего педагогического мастерства, 47

- способности избирать нестандартные способы педагогического воздействия на обучаемых, 47

- применять на отдельных тренировках элементы проблемного и программированного обучения, 47

- создавать на тренировке различные ситуации, в которых могли бы проявляться творческие способности хоккеистов. 47

Коммуникативные способности тренера проявляются в: 47

- умении легко вступать в контакты и доброжелательные отношения с другими людьми, 47

- управлять своим психическим состоянием (выдержка, сдержанность), правильно реагируя на различные ситуации, избегая конфликтов за счет педагогического такта — этики поведения тренера, 47

- искоренять отрицательные побуждения (резкость, злословие, грубость), 47

- быть обходительным и отзывчивым в общении с учениками, терпимо относиться к неумышленным проступкам спортсменов, 47

- спокойно выслушивать мнения занимающихся, относиться к ним без предубеждения, 48

- в повседневной жизни быть примером для спортсменов. 48

Гностические способности тренера проявляются в: 48

- умении анализировать деятельность и личность стрелка, свою собственную деятельность и свои качества, а также опыт работы коллег (характер построения учебно-тренировочного процесса — условия, средства, формы и методы), 48

- изучать и анализировать объективные и субъективные факторы, влияющие на весь характер тренировочного процесса и воспитательной работы, 48

- анализировать достоинства и недостатки в развитии личности стрелка, 48

- обнаруживать и предотвращать или ликвидировать внутригрупповые конфликты. 48

Психомоторные способности проявляются в умении тренера, опираясь на знания и опыт, правильно и доходчиво демонстрировать технику выполнения хоккеистовых упражнений при обучении и совершенствовании (поэтому такая способность не просто моторная, а психомоторная). Тренер должен учитывать индивидуальные способности хоккеистов и уметь показать технику ведения шайбы с различной скоростью, амплитудой, с помощью имитационных упражнений. Следует отчетливо представлять, что только правильный показ движений создает истинную картину выполняемых действий. 48

Авторитарные способности проявляются в умении тренера влиять на хоккеистов. Педагогическое мастерство неразрывно связано с авторитетом. Должность тренера сама по себе еще не создает необходимого авторитета. Спортсмены хотят видеть в своем тренере человека, который может довести их до вершин спортивного мастерства. В этом случае тренер может рассчитывать на свое влияние на хоккеистов. Энтузиазм, преданность своему делу, умение показать спортсменам достойный пример, способность держать слово и признавать свои ошибки — все это укрепляет авторитет тренера. 49

Для тренера очень важно уметь своевременно выявить у своих воспитанников задатки к хоккею и правильно наметить путь к достижению высоких спортивных результатов, правильно определить будущую специализацию (вратарь защитник нападающий ) своих учеников, учитывая индивидуальные свойства личности. 49

Перцептивные способности характеризуются умением тренера воспринимать, чувствовать отношение хоккеистов к учебно-тренировочному процессу; обнаруживать потерю интереса к стрельбе, проникать во внутренний мир ученика (психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности подопечного и его временных психических состояний); выявлять психические особенности каждого подопечного и находить правильный подход к нему; определять потребности хоккеистов, их мотивацию, интересы, жизненную позицию. 49

Экспрессивные способности проявляются в умении тренера четко, ясно, кратко выражать мысли и чувства. Объясняя упражнение, тренер должен комментировать, правильно или неправильно выполнен элемент, выражать одобрение или неодобрение всегда убежденно и уверенно, избегать трудных терминов и формулировок (если введение их не оправдывается необходимостью), оживлять объяснение юмором, шуткой, доброжелательной иронией. Речь тренера должна быть живой, образной и выразительной, эмоционально окрашенной, без стилистических и фонетических погрешностей. 49

Однообразная, тягучая, монотонная речь быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, апатию, так как превращается в однообразно действующий раздражитель. Тренер должен уметь регулировать темп речи и громкость (чересчур громкая, крикливая речь нервирует, быстро вызывает утомление и даже раздражение, особенно во время соревнования). Ни в коем случае не следует повышать на спортсмена голос при неудачной его игре. Здесь уместны только слова одобрения, моральная поддержка. 50

Суггестивная способность характеризуется умением тренера внушать и развивать интерес к занятию любимым видом спорта; убедить в правильности выбора своего увлечения, в возможности достижения высоких спортивных результатов; умением интересно проводить занятия и вызывать желание тренироваться. 50

Стрессоустойчивость характеризуется умением тренера адекватно реагировать на возникающие стрессовые ситуации, т. е. умением управлять своими эмоциями, владеть навыками психоанализа, приемами саморегуляции. Для этого необходимо быть здоровым, физически тренированным, жизнерадостным, уверенным в своих силах и успехе своей команды, обладать выдержкой, трезво оценивать обстановку и находить эффективное решение. 50

Организаторская способность проявляется в умении тренера организовать свою многогранную деятельность по воспитанию и обучению спортсменов, сплотить хоккеистов в единый дружный коллектив, развивать инициативу и активность каждого. 50

В заключение надо подчеркнуть, что успех психолого-педагогической деятельности тренера зависит не только от его способностей, а в большей мере от отношения к работе, любви к делу, постоянного беспокойства за результат своей деятельности, стремления неустанно совершенствовать свое педагогическое мастерство. 50

2.3Особенности тренерской работы в команде юниоров 51

В игровых видах спорта подготовка спортсменов должна начинаться с младшего школьного возраста, так как этот возраст является периодом формирования у ребенка ловкости, гибкости, координации двигательного навыка, формирования чувства конька. 51

На этапе начальной подготовки игровое отношение к тренировке позволяет юному спортсмену осваивать те сферы спортивной деятельности, которые внушают ему страх. Игра позволяет ребенку раскрепоститься и снять психологические барьеры. У ребенка формируются мотивы для занятий спортивной деятельностью. 51

У подростков мотивы занятий спортом носят иной характер, ведущие места занимают такие факторы как: 51

Мораль – формируется патриотизм на всех уровнях, начиная с отстаивания на соревнованиях чести своего тренера, своей команды, школы, города, страны. 51

Самоутверждение – формируются самооценка и убеждения. 51

Эстетика – формируется внешний облик спортсмена, традиции команды. 51

Благополучие – формируется стремление попасть в команду мастеров. 51

Рассмотрим с позиций психологии содержание спортивной тренировки. В ней необходимо учитывать появление рефлексии – обращенность ребенка в свой внутренний мир. Периоды высшей чувствительности для развития физических и психических качеств: 5–6 лет – развитие гибкости, 7 лет – развитие ловкости и быстроты, 15 лет – скоростные качества. 52

Технико-тактическая подготовка юного хоккеиста. Младший школьник еще не может в полной мере овладеть технико-тактической подготовкой, но она все равно должна быть, только в иной форме. При разборе и обсуждении просмотренной игры дети должны использовать магнитную доску или лист бумаги с рисунком игрового поля. Ребенку легче включиться в игровую ситуацию, если он сам будет рисовать или перемещать фишки на магнитной доске. Так он легче освоит правила игры и сформирует игровое воображение. С подросткового возраста начинается тактическая подготовка, так как у подростка уже сформировано логическое мышление. Это способствует моделированию спортивной ситуации, формируются командные и групповые взаимодействия, формируется навык тактической борьбы. В этом возрасте можно применять идеомоторную тренировку, которая поможет подростку в овладении точной передачей шайбы и точным ударом. Этот прием можно использовать и при формировании сплоченности команды. 52

Психологическая подготовка юного хоккеиста. С возрастом у ребенка формируются новые задачи в спортивной деятельности, формируются новые потребности и мотивы для занятия хоккеем. Потребность ребенка в движении и соответствующие ей мотивы удовольствия трансформируются в мотивы долженствования и потребность в физической нагрузке. Потребность в самоутверждении меняется на потребность сделать карьеру в спорте. Новые потребности могут постепенно перестраивать всю структуру направленности личности подростка. 52

Можно выделить следующие виды психологической помощи юным хоккеистам: 53

Профилактика кризиса (возрастного, социального, личностного), предупреждение психологических барьеров у юных хоккеистов. Текучесть спортивной группы возрастает и по той причине, что спортсменам приходится преодолевать трудности не только в спорте, но и возрастной кризис (кризис первоклассника; подростковый возраст). 53

Коррекция уже возникших негативных состояний. Уточнение правильности выбора вида спорта. Помощь в налаживании контакта с тренером и товарищами по команде. 53

Помощь в овладении необходимыми двигательным навыками, правилами соревнований, основами тактики хоккея и спортивной этики. Формирование мотивации, “закрепляющей” ребенка в спорте. Тренер должен начинать разбор команды соперников с ее слабых сторон. В противном случае, дети начинают выискивать у себя слабые стороны, что может привести к возникновению у них психологического барьера. 53



Похожие страницы:

  1. Речевая коммуникация (5)

    Реферат >> Иностранный язык
    ... Сергеевич, 1988 года рождения, русский, тренер по рукопашному бою в ВПК «Патриот» ... учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул ...
  2. Общение тренера со спортсменами

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... ругали. Поведение тренера Эффективность общения тренера с учениками во многом зависит от поведения самого тренера, от ... к досадным двусмысленностям, к речевым казусам. Второй составляющей культуры речи тренера являются простота и ясность ...
  3. Поведения и деятельности

    Реферат >> Педагогика
    ... от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не ... на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует ... характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Поскольку внутренние психические ...
  4. Психологические особенности общения в спортивных коллективах у спортсменов 18-22 лет в период спортивного совершенствования (на примере спортивных игр: баскетбола, волейбола и футбола)

    Дипломная работа >> Психология
    ... деятельности и т.д.); 4) экспрессивная функция (различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния ... ). В целях успешной организации управления групповым поведением тренеру и психологу следует использовать для этого ...
  5. Гендерная психология

    Монография >> Психология
    ... Conoley, 1994 — модификация Т. В. Бендас). Тренер разбивает группу на 3 подгруппы: 1) традиционная ... словам, улыбкам и смеху. Тренер проводит обсуждение игры с ее участниками ... субкультурный подход 271 спонтанное речевое поведение 185 страх 194 стремление ...

Хочу больше похожих работ...