Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
Современная денежная система России имеет длительную историю. Серебряные деньги находились в обращении еще в Древней Руси. В XI-XII вв. монеты были ча...полностью>>
Финансы->Контрольная работа
Деньги часто называют языком рынка, так как именно с их помощью осуществляется кругооборот товаров и ресурсов. Обращаясь как товар, деньги формируют с...полностью>>
Финансы->Задача
Тема данной работы – денежный оборот – на сегодняшний день не является главной проблемой экономики, но все же она сохраняет свою актуальность: в совре...полностью>>
Финансы->Реферат
День­ги иг­ра­ют ис­клю­чи­тель­но важ­ную роль в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Ры­нок не­воз­мо­жен без де­нег, де­неж­но­го об­ра­ще­ния. Де­неж­ное об­р...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На третьем месте - Роснефть, увеличившая добычу в 2005 году на рекордные 244,5%. Причина такой динамики хорошо известна - получение в 2005 году контроля над Юганскнефтегазом. В свою очередь, утрата Юганскнефтегаза стала основной причиной резкого падения добычи ЮКОСа (-71,4%). В целом, объем добычи нефти в РФ в 2005 году составил 374,2 млн. тонн, что на 2,5% выше аналогичного показателя 2004 года. Это самые низкие темпы роста объемов добычи за последние 6 лет. Характерно, что такой результат был отмечен на фоне рекордных цен на нефть. Видимо, основными причинами этой ситуации стали развал ЮКОСа и значительное повышение уровня налогообложения отрасли, существенно снизившее положительный эффект от роста цен на нефть. Заметный дестабилизирующий эффект также оказали крупные налоговые претензии к нефтяным компаниям, в том числе, к ЮКОСу, ЛУКОЙЛу, ТНК-BP. А как видно за 2006-2007 гг. больших изменений нет, кроме ЮКОСА, у которого очень снизились показатели. Но по сравнению с предыдущими годами показатели достаточно снизились в каждой кампании и объем добычи нефти в РФ составил 198-196,8 млн. тонн.

Лидер российской нефтедобычи, ЛУКОЙЛ, показал спад на 2% год к году — такой же, как Славнефть и РуссНефть с их старыми месторождениями. Рост добычи «на своих плечах» вынес ТНК-ВР Холдинг, чья доля в общероссийской нефтедобыче составляет 14%.

Таблица 2

Добыча нефти лидеров российской нефтедобычи[25]

Лидер российской нефтедобычи, ЛУКОЙЛ, показал спад на 2% год к году — такой же, как Славнефть и РуссНефть с их старыми месторождениями. Рост добычи «на своих плечах» вынес ТНК-ВР Холдинг, чья доля в общероссийской нефтедобыче составляет 14%. Компания увеличила производство нефти на 3,2% до 41,7 млн. тонн (1,43 млн. баррелей в сутки) благодаря росту добычи на Увате (юг Тюменской области) и на Верхнечонском месторождении (Восточная Сибирь), равно как и на зрелых месторождениях Оренбуржья. Отметим, что добыча нефти ТНК-ВР Холдингом растет примерно три года подряд без остановок.

В январе – июле 2010 г. объем добычи Газпром нефти вырос на 1% до 17,32 млн. тонн (600 тысяч /с), хотя в аналогичном периоде прошлого года «дочка» Газпрома демонстрировала спад нефтедобычи приблизительно на 5% к аналогичному периоду 2008 года. Лидирует по темпам роста добычи нефти дочернее предприятие «Газпром нефти» — Газпромнефть - Хантос, увеличившее добычу в I полугодии текущего года на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – до 4,728 млн. тонн нефти. Напомню, что во 2-м квартале 2009 года «Газпром нефть» приобрела Sibir Energy, и это также внесло свой вклад в разворот падающего тренда производства нефти этой компанией.

Роснефть еще некоторое время будет показывать рост добычи за счет Ванкора. Так что это понижение можно было бы назвать временным, если бы не угрожающе высокие темпы падения на Юганскнефтегазе и прочих старых месторождениях. Ставка ЛУКОЙЛа на Южное Хыльчую пока тоже себя не оправдывает, так как это месторождение не может компенсировать резкое падение производства на старых месторождениях нефтяной компании в Западной Сибири. Спасти ситуацию могло бы облегчение налогового бремени нефтяных компаний. Но пока государство не спешит делать этого. А значит, гарантом высоких темпов добычи в России со временем станут не ЛУКОЙЛ и не Роснефть, а другие компании, меньшие по размеру.

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА

НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

2.1. Формы воздействия государственных финансов на

нефтедобывающую промышленность

Государственное регулирование национальной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Формы воздействия государства в области нефтедобывающей промышленности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).

Косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты. Прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Косвенные (вмешательство) формы, используемые в государственной нефтедобывающей промышленности, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самой нефтедобывающей промышленности, а другой на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для развития новаторских идей.

Административная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия промышленности.

К наиболее действенным методам косвенных форм нефтедобывающей промышленности можно отнести экономические методы. К ним относятся:

  • ценовое регулирование

  • налоговое и амортизационное регулирование

  • кредитная и фондовая политика

  • разработка и реализация федеральных, межрегиональных региональных программ

Сложившаяся система государственного управления нефтедобывающей промышленности пользуется как административным регулированием, так и экономическими методами.

Так же к косвенным формам относятся:

  • кредитная политика

  • налоговая политика

  • аналитическая деятельность (сбор и обработка данных, необходимая для прогнозирования).

Рассмотрев формы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность, можно сделать следующий вывод:

Выбор тех или иных форм воздействия зависит от экономического состояния в стране, или же стратегией развития нефтедобывающей промышленности.

    1. Методы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов:

  1. Экономические:

    • Финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование)

    • Налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы)

    • Таможенные

    • Тарифные (по естественным монополиям)

    • Банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использование резервов и прибыли ЦБ)

  2. Институциональные:

  • Новые инвестиционные институты (Пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, фондовые облигационные займы, эмиссия ценных бумаг)

  • Механизм банкротства

  • Управление госимуществом в промышленности

  1. Бюджетные и законодательные:

  • Федеральные и региональные программы

  • Целевые законы

4. Административные и социально политические:

  • Государственное управление (органы и функции, правовой инструментарий)

  • Общественно-государственный диалог бизнес-власть (механизм рефлексии)

Одним из главных методов влияния государства на нефтедобывающую промышленность является система налогообложения.

Специфика нефтяной отрасли заключается в том, что объектом ее основной деятельности являются природные ресурсы, а их собственником – государство. В связи с этим при налогообложении данной отрасли государство получает не только «стандартную» долю доходов, необходимую для выполнения общественных функций, но и дополнительную плату за свои природные ресурсы. Другими важными факторами при выборе специфических налоговых режимов для минерально-сырьевого сектора выступают ограниченность и невозобновляемость природных ресурсов. Получение государством дополнительных доходов от нефтяного сектора связано с понятием экономической ренты, которая рассматривается как часть произведенной стоимости, принадлежащая обществу.

Экономическая рента в нефтедобывающем секторе представляет собой разницу между стоимостью произведенной продукции и затратами на ее добычу. Данные затраты, кроме прямых издержек, содержат и некоторую норму прибыли, обеспечивающую инвестиционную привлекательность производства. Таким образом, рента – это часть произведенной нефтяными компаниями прибыли, которая переходит к государству. Вместо понятия «рента» журналисты, а зачастую и экономисты-государственники часто используют термин «сверхприбыль»: по их мнению, задача государства состоит в эффективности изъятии подобной сверхприбыли у нефтяных компаний.[19]

Расчет точной величины экономической ренты является достаточно сложной задачей. Затраты на добычу нефти разнятся по конкретным месторождениям. Кроме того, объективно определить ту часть прибыли, которая должна оставаться у добывающих компаний для дальнейшего инвестирования в производство и которая не входит в состав ренты, практически невозможно. В связи с этим в мире создан целый ряд налоговых механизмов, цель которых - изъятие ренты. Проанализируем российскую систему налогообложения нефтяной отрасли и рассмотрим динамику бюджетных поступлений по соответствующим налогам и сборам.

Налоговые доходы федерального бюджета РФ от нефтяной промышленности можно разбить на «специальные», то есть связанные с добычей и экспортом (таможенные пошлины и платежи за пользование недрами), и «общие» (платежи, относящиеся к налогу на прибыль, налог на добавленную стоимость, которой уплачивается лишь с продукции, идущей на внутренний рынок, и д.р.). Изменяя «специальные» налоги, государство имеет возможность напрямую влиять на поступления от добывающих экспортно-ориентированных секторов экономики, увеличивая налоговую нагрузку на эти отрасли, то есть регулировать уровень изъятия ренты. Правительство также может гибко использовать «общие» налоги для перераспределения налоговой нагрузки между различными отраслями, в том числе между экспортными отраслями и секторами, ориентированными на внутренний спрос.[21]

Структура налоговых платежей нефтяного сектора существенно отличается от общей структуры доходных статей бюджета в силу преобладания «специфических» налогов в суммарных отчислениях. Сравнение доходов консолидированного бюджета от нефтяного сектора с общими доходами бюджета показывает особенности распределения налогов данного сектора.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам представлены в Приложении табл. 3.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 3575,2 млрд. рублей, что на 30,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 699,7 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем в 1,7 раза.

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2009г. составило 758,3 млрд. рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 53,9%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-июле 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,3 процентного пункта и составила 94,7%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,8 процентного пункта и составила 4,3%. В июле 2009г. поступление налога на прибыль организаций составило 129,5 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем в 2,2 раза.

Верхнечонское, Каменное, Урненское и Усть-Тегусское месторождения, промышленная эксплуатация которых началась в конце 2008г. - начале 2009г., обеспечили более 7% добычи ТНК-ВР по итогам 2009г. Суммарная добыча на этих новых месторождениях в прошлом году составила 5 млн. т., говорится в сообщении компании. «Благодаря прежде всего этим проектам в 2009г. компания сумела увеличить уровень добычи нефти и конденсата, который, по предварительным данным, составил 70,8 млн. т.», - заявил исполнительный вице-президент ТНК-ВР по разведке и добыче Сергей Брезицкий, передает РБК. В частности, в 2009г. на новых месторождениях Уватского проекта - Урненском и Усть-Тегусском - объем добычи достиг 1,973 млн. т., на Каменном - 1,895 млн. т., на Верхнечонском - 1,181 млн. т.

Проекты разработки Вехнечонского и Каменного месторождений, а также месторождений Увата в ТНК-ВР были признаны приоритетными. Этот статус означает, что именно они в среднесрочной перспективе призваны заместить естественное падение объемов добычи на зрелых месторождениях и обеспечить как минимум сохранение уровня добычи в целом по компании. Финансирование работ на этих месторождениях, несмотря на кризис, не сокращалось. Совет директоров ТНК-ВР, начиная со II квартала 2009г., регулярно принимал решения о выделении дополнительных инвестиций на новые проекты, в связи с чем в 2010г. на них ожидается существенный рост добычи.[26].



Похожие страницы:

  1. Формы и методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность

    Реферат >> Финансы
    ... ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ХИМИЧЕСКУЮ И НЕФТЕГАЗОВУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РФ 15 2.1.Формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность в РФ 15 2.2. Методы воздействия государственных финансов на ...
  2. Формы и методы усовершенствования деятельности ЖКХ (на примере предприятия отрасли)

    Дипломная работа >> Экономика
    ... различные формы собственности на ... методы определения качественных показателей, методы ... воздействия на ... государственных и коммерческих структур. Этот факт обусловлен плановыми перспективами в развитии нефтедобывающей и газовой промышленности ... дефицитом финансов, ...
  3. Шпаргалка по Системе государственного управления

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... Формы правления и государственного устройства. Формы государственного устройства: Форма ... Министр финансов Российской ... нормы и методы психологического воздействия, государственно-правовой, ... принадлежности На транспорте, в строительстве, в промышленности, ...
  4. Промышленная политика (1)

    Реферат >> Астрономия
    ... государственным долгом. Ясно, что состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на ... на 20%, нефтедобывающей промышленностина 11%, нефтеперерабатывающей – на 12%, угольной – на ... отечественную промышленностьметодах проведения ...
  5. Управление природопользованием (4)

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит
    ... система различных форм и методов воздействия субъекта управления на объект управления ... продукции, инвестиционные проекты, финансы и т.д. В качестве объекта ... принятым в промышленно развитых странах. 5.2. Особенности государственного регулирования и управления ...

Хочу больше похожих работ...