Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Доклад
Актуальность: В эпоху Возрождения произошла массовая секуляризация различных сторон жизни человека На пути к свободе и наслаждению, ставшими главным в...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Потребительское поведение, потребление благ и услуг долгое время оставалось периферийным объектом в статистике, которая в большей степени интересовала...полностью>>
Социология->Курсовая работа
В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности Ученые сходятся лишь в том, что признают потребность как основную по...полностью>>
Социология->Статья
Действительно, почему? Казалось бы, что общего имеет психология, наука о слишком человеческом, с сухими формулами, абстрактным миром знаков? И разве м...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Теоретические основы демографической политики

1.2 История развития демографической политики в России

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Демографическая ситуация в Российской Федерации

2.2 Изучение зарубежного опыта демографической и семейной политики

2.3 Современное развитие демографических процессов в Чувашской Республике

ГЛАВА III. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

3.1 Особенности реализации демографической политики в России

3.2 Перспективы решения демографических проблем в Российской Федерации

3.3 Основные пути решения демографических проблем в Чувашской Республике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Теоретические основы демографической политики

Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача. Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения получило название – демографическая политика.

В контекстах, связанных с деятельностью в области народонаселения, используются и другие, близкие по значению понятия: социально-демографическая политика, политика народонаселения (населения), семейная политика, планирование семьи, планирование населения, контроль рождаемости, регулирование рождаемости, контроль населения, управление демографическими процессами и др.

Наиболее близкий по значению термин - «политика народонаселения» - в русскоязычной литературе используется в узком смысле как синоним демографической политики, в широком - включает, помимо регулирования демографических процессов, другие сферы: регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни (доходы, образование, охрана здоровья, социальное обеспечение). Широкий или узкий подход к содержанию основных понятий связан в основном со взглядами на предмет демографии и границы изучаемых этой наукой явлений.

В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин «политика населения» (population policy, politica de poblacion). Во франкоязычной литературе предпочитают использовать термин «politique demographique».

Термин «контроль рождаемости» или «регулирование рождаемости» используют для описания воздействия государства на процесс рождаемости главным образом с целью снижения ее уровня и сокращения темпов роста населения в стране. Иногда он употребляется для обозначения контроля рождений (деторождений) на уровне семьи, применения супружескими парами (или индивидами) методов, с помощью которых они регулируют число рождений (или время рождения детей) в семье. Регулирование рождаемости путем проведения государственных программ планирования семьи или поощрения деторождения иногда обозначается термином «контроль населения». В этом случае к регулированию рождаемости может добавляться регулирование брачности, стимулирование или ограничение создания брачных пар через, например, возраст вступления в брак. Термин «планирование семьи» используется в двух основных смысловых контекстах:

  • как деятельность государственных и негосударственных организаций (программы, комплексы мер), направленная на создание условий для реализации ответственного родительства, для достижения каждой семьей желаемого числа детей. На практике она в основном направлена на стимулирование ограничения деторождении в семьях, поэтому программы планирования семьи иногда называют программами контроля рождаемости;

  • как принятие супружеской парой (индивидом) добровольных решений о величине семьи, в частности о числе детей в ней, и действия, способствующие реализации таких решений. Планирование семьи осуществляется через внутрисемейное регулирование деторождении путем контроля репродуктивных действий, связанных с зачатием, вынашиванием и сохранением плода, а также с предупреждением и прерыванием беременности. Правовой основой планирования семьи являются репродуктивные права - предоставление семье права свободно и ответственно определять желательное число детей и промежутки между их рождением (календарь рождений).

Такое право провозглашено в ряде международных соглашений и рассматривается как одно из основных прав человека. Морально-этической основой планирования семьи является ответственное родителъство (материнство и отцовство). Этим термином подчеркивается ответственность за свой свободный репродуктивный выбор. Планирование семьи помогает не только достигнуть Желаемого числа детей в семье и сохранить их, но и выбирать время деторождения с учетом возраста родителей и социально-экономических условий, регулировать интервалы между рождениями, Избежать нежелательной беременности, незапланированных рождений. Планирование семьи способствует снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья матери и Ребенка, сокращению вторичного бесплодия. Эффективность Санирования семьи зависит от информированности людей о методах контроля деторождения, от их доступности и приемлемости для различных категорий семей.

Термин «семейная политика» используется все чаще как самостоятельный термин для обозначения деятельности государственных и иных служб по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, по социальной защите семьи, по оказанию адресной поддержки семьям определенных типов. В отличие от демографической политики семейная политика не направлена на достижение каких-то определенных демографических результатов. Можно сказать, что семейная политика, как часть социальной политики, призвана гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом.

Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: Китай, где целью политики последних десятилетий было «не превысить численность в 1200 миллионов человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску - достичь численности в 30 миллионов человек).

Развивающиеся страны в качестве целевого показателя всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения (Бухарест, 1974) и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению (Мехико, 1984) странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты - ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями. Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность политики.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней:

  • индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных;

  • экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных;

  • ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов Или стадий жизненного цикла.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных. Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами демографической политики никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Демографическая политика, как правило, реализуется через комплекс различных мер:

• экономических (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.);



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Деятельность органов власти по снижению смертности в Чувашской республике

    Дипломная работа >> Социология
    ... населения в Чувашской Республике и разработке на этой основе рекомендаций и направлений по совершенствованию управления демографическими процессами в этом ...
  2. Статистика анализа демографическогой ситуации на примере Чувашской Республики

    Реферат >> Маркетинг
    ... охарактеризовать демографическую ситуацию Чувашской республики[16, с.88]. 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Территория Чувашской республики - 18 ... 2,15 [3]. Судя по всему, государственная политика (в частности, выдача материнского капитала), ...
  3. Инвестиционная стратегия России в Чувашской Республике

    Курсовая работа >> Экономика
    ... инвестиционного процесса в Чувашской Республике; Выдвинуть предложения по формированию инвестиционной стратегии Чувашской Республики; Поставленные ... принципов корпоративного управления при рассмотрении вопросов оказания государственной поддержки организациям ...
  4. Пути повышения эффективности реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт
    ... управления в сфере физической культуры и спорта 2. Государственная и муниципальная политика в сфере физической культуры и спорта 2.1 Физическая культура и спорт в Республике ... и управлении развитием физической культуры и спорта в Чувашской Республике / ...
  5. Государственная политика эффективного использования трудовых ресурсов

    Реферат >> Государство и право
    ... экономики и управления ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ Государственная политика эффективного использования трудовых ресурсов Специальность: Государственное и муниципальное управление Выполнил ...

Хочу больше похожих работ...