Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Судебная психиатрия является специальным разделом общей психиатрии Она не отделима от нее, но имеет свои особенности Если общая психиатрия изучает гла...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Личность всегда является оппонентом (субъектом) конфликта В этом качестве она образует одну из его сторон Но помимо данного случая, в каждом человеке,...полностью>>
Психология->Сочинение
В стране, находящейся в затяжном кризисе проживают люди, находящиеся в угнетенном состоянии, в состоянии депрессии Человек, находящийся в депрессии эт...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность выбранной темы работы «Основные черты личности, типы характеров и темпераментов руководителей» обусловлена необходимостью создания сплоче...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

СЕВЕРОДВИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ОТДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа

Психофизиологические особенности подростков обучающихся игре на гитаре

Выполнил:

Студент 4 курса ОЗО факультета

Педагогики и психологии

Отделения педагогики и психологии

Тулько С. А.

Научный руководитель:

доц. Минина О.Г.

Северодвинск

2008

.Н.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения психофизиологических особенностей подростков, обучающихся игре на гитаре …………………………

    1. Свойства нервной системы. Понятие темперамента ……………………………

    2. Понятие тревожности и ее виды…………………………………………………..

    3. Психолого – педагогические особенности подростков…………........................

    4. .Психофизиологические особенности подростков …….......................................

Глава 2. Экспериментальное исследование психофизиологических особенностий подростков обучающихся игре на гитаре………………………….

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…..............................

2.2. Результаты и их обсуждение……………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………..

Введение

Изучение психофизиологических особенностей подростков проводится, во многих направлениях часть из них рассматривается в контексте обучения музыкальному исполнительскому мастерству.

Значение исследования психофизиологических особенностей подростков, обучающихся игре на классической гитаре, не подлежит сомнению. Экспериментальное исследование на данную тему позволит выявить и оценить психофизиологические особенности, у юных музыкантов благоприятно влияющие на процесс приобретения навыков, как на гитаре, так и на других музыкальных инструментах, а так же определить оптимальный вариант выбора методик соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся игре на гитаре и обеспечивающих дифференцированный подход к обучению игры на музыкальных инструментах. На сегодняшний день проблема приобщения к искусству подростков особенно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (повышенная жестокость, агрессивность, эмоциональная глухота, враждебность к людям и пр.), имеют свои истоки в подростковом возрасте и эффективность процесса преобразований в данный возрастной период является фундаментом для дальнейшего развития личности и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение.

В отечественной психологии существует большое число работ, посвященных изучению психофизиологических особенностей в контексте приобретения навыков музыкального исполнительского мастерства (Б.М. Теплов, Е.П.Гусева, А.И. Медянников, В. И. Рождественская, Л. Б. Ермолаева-Томина и д.р.). К настоящему времени были проведены исследования на темы: «Изучение психофизиологических предпосылок успешности музыкальной деятельности студентов», «Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения», «Роль физиологической активности в особенностях проявления музыкальности у младших школьников», «Своеобразие проявления музыкальных способностей и их связь с некоторыми особенностями нервной системы», «Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества». [3,С.1-2; 5,С.1-6]

Вопрос о психофизиологических особенностях подростков обучающихся игре на классической гитаре остается открытым, поскольку экспериментальные исследования в этом направлении не проводились и по этому мы считаем тему «Психофизиологические особенности подростков обучающихся игре на классической гитаре» на сегодняшний день актуальной в контексте организации эффективного процесса формирования исполнительских навыков на музыкальных инструментах в подростковом возрасте. Разработка методов и методик для воспитания стремлений к творческой, самостоятельной деятельности у подростков способствующей формированию психически устойчивой личности способной к самоопредилению в настоящее время является одной из главных задач, которую ставят перед психологами родители, а также другие участники воспитательного процесса.

Целью нашего исследования является исследование психофизиологических особенностей подростков обучающихся игре на классической гитаре.

Объект исследования. Психофизиологические особенности подростков.

Предмет исследования. Психофизиологические особенности подростков обучающихся игре на классической гитаре.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы проблемы.

  2. Выявить психофизиологические особенности подростков обучающихся игре на классической гитаре.

  3. Выявить психофизиологические особенности подростков, не обучающихся игре на музыкальных инструментах.

  4. Сравнить психофизиологические особенности подростков обучающихся игре на классической гитаре с психофизиологическими особенностями подростков, не обучающихся игре на музыкальных инструментах.

Методы исследования. Изучение и анализ литературы, констатирующий эксперимент,

количественный и качественный анализ полученных данных.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы музыкантами – исполнителями на музыкальных инструментах, преподавателями музыкальных школ, музыкальных судий, музыкальных училищ. Данные исследования могут применяться не только преподавателями по классу гитары, но и другими участниками воспитательного и образовательного процесса при поиске эффективных методов воспитания и образования подростков.

Организация и база исследования. В экспериментальном исследовании обследовались подростки мужского пола в количестве двадцати человек, учащиеся различных общеобразовательных школ города Северодвинска из них 10 подростков обучающихся игре на гитаре в студии классической гитары «Резонанс» при средней общеобразовательной школе №21 города Северодвинска и 10 подростков, не обучающихся игре на музыкальных инструментах.

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения психофизиологических особенностей подростков, обучающихся игре на гитаре

1.1 Свойства нервной системы. Понятие темперамента

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.[4,С.3]

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы.

Слово "темперамент" в переводе с латинского "temperamentum" означает "надлежащее соотношение частей".

Проявления темперамента.

О темпераменте можно судить по внешним проявлениям:

  • по эмоциональной возбудимости (проявлению радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства),

  • по проявлению тревожности,

  • по способности концентрации внимания,

  • по непроизвольным движениям,

  • по пластичности (быстрая приспособляемость к новому) / ригидности (поступать по привычным образцам поведения),

  • по резистентности (сопротивляемости) в поведении: легко сливаются с ситуацией (К.Левин "полевое поведение") или нет (не позволяют собой манипулировать), что является показателем жизненной силы,

  • по темпу речи,

  • по эмоциональному предпочтению (например, стремление к смене обстановки или предпочтение неизменной среды, покою).

И.П. Павлов в основу деления на типы нервной системы положил врожденные свойства нервных процессов возбуждения и торможения. Он выделил такие свойства нервной системы (НС), как: сила возбудительных и тормозных процессов, которая определяет работоспособность нервной клетки (чувствительность), уравновешенность/ неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность - скорость смены процессов возбуждения торможением и наоборот (время реакции).

Четыре типа генетически детерминированной нервной системы (НС) являются физиологической основой темперамента.

В результате своих исследований И.П.Павлов делает следующие выводы:

  1. Существует множество типов НС.

  2. Тип высшей нервной деятельности (ВНД) генетически детерминирован, но может меняться под влиянием среды (например, изоляция приводит к трусости, а жесткая изоляция к агрессии). ВНД - условно-рефлекторная деятельность высших отделов НС.

  3. Существуют врожденные программы поведения.

В 1917 году Н.И. Красногорский, исследуя тормозные реакции у детей, выделил два типа нервной системы - нормальный и инертный. Далее, на основе результатов исследования безусловных и условных рефлексов, и с учетом вербальных реакций и общего рисунка поведения, были выделены 4 типа ВНД (1958).

  1. Сильный тип ВНД: возбудимый, уравновешенный, подвижный - сангвиник.

  2. Сильный тип ВНД: возбудимый, уравновешенный, инертный - флегматик.

  3. Сильный тип ВНД: возбудимый, неуравновешенный, подвижный (с преобладанием возбуждения в подкорковых центрах) - холерик.

  4. Слабый тип ВНД: пониженный уровень возбуждения, как коры, так и подкорковых центров, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения - меланхолик.

Типы ВНД могут меняться под влиянием "питания, научения, событий в социальном окружении, воспитания". Значение работы Н.И.Красногорского заключается в проведении четкой границы между свойствами нервной системы на уровнях коры и подкорковых центров.



Похожие страницы:

  1. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации

    Дипломная работа >> Психология
    ... в семье и обучающиеся в ГОУ 1883 ... 12,6%). 2.3. Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной ... бы научиться играть на гитаре и петь ... 43. Горьковая И.А. Психологические особенности подростков-делинквентов, родители которых лишены ...
  2. Педагогика как наука о воспитании и развитии личности

    Шпаргалка >> Педагогика
    ... учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их ... но и психофизиологическими возможностями человека и ... детей, подростков, юношей. Социализация детей, подростков, ... самообразования (самостоятельное обучение игре на гитаре, игре в шахматы и ...
  3. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения у подростков

    Реферат >> Психология
    ... бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах ... потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения создает ... на следующие блоки: вопросы, раскрывающие личностные особенности подростка ... реакция на наркотики Техники, обучающие социальному ...
  4. Коррекция фонетической стороны речи у младших школьников в специальной коррекционной школе

    Реферат >> Педагогика
    ... психофизиологических предпосылок развития фонетической стороны речи на ... формирования личности у подростков. Особенно тягостные Последствия наблюдаются ... к обучающему воздействию. На основе ... . На каждом занятии используются игры на развитие ... гроза Гь Гитара К ...
  5. Общая психология Конспект лекций Дмитриева Н Ю

    Лекция >> Психология
    ... разработаны обучающая система ... индивидуальные и личностные особенности субъекта; 4) способность ... на двух уровнях: психофизиологическом и собственно психологическом. Психофизиологические ... большинства подростков возникает и ... руки гитару, то ... , играют на публику ...

Хочу больше похожих работ...