Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультуры связано с определенным уровнем развития общест...полностью>>
Социология->Реферат
Изучение психологических различий между мужчинами и женщинами – одно из актуальных направлений гендерной проблематики в психологической науке. Это нап...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Социология труда - специальная социологическая теория, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятель...полностью>>
Социология->Реферат
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социаль...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Характерной чертой таких состояний является аффективная насыщенность фригидность своих представлений и установок. Попытки рационально обсудить иные варианты бывают; малоэффективны и могут вызвать лишь обиду, непонимание агрессию.

В других случаях преобладают механизмы вытеснения, когда женщина, остро пережившая первый эмоциональный шок от осознания нежеланности беременности, постепенно как бы «забывает», что она беременна. Очень часто такая женщина ведет прежний, а иногда и более активный образ жизни. Много переезжает из города в город, неумеренно развлекается, курит, алкоголизируется, придается сексуальным эксцессам. При этом часто исчезают субъективные признаки беременности, игнорируется шевеление плода. Женщина почти всю беременность чувствует себя «хорошо», перестает предвидеть очевидные вещи, элементарно планировать или устраивать свою жизнь. Проявлениями таких качеств служат - избегание аборта при нежелании иметь ребенка. При этом типичны такие объяснения: «не сделала аборт... как-то так - не получалось...», «...думала, что как-нибудь обойдется...», «...опоздала вовремя,..», «...я отдыхала на юге, не хотелось терять путевку...» и т. д.1

При этом, до конца такая женщина может демонстрировать амбивалентность своих чувств по отношению к ребенку, принимать предложение прикладывать ребенка к груди, искать сочувствия и поддержки.

Несколько иная картина психологической защиты демонстрируется в тех случаях, когда женщина, будучи с самого начала не мотивирована на беременность, на протяжении всей беременности буквально игнорирует своего будущего ребенка. Уже заранее она относится к нему безразлично, как к ненужной вещи, не включает его в сферу своего самосознания. Часто такие женщины донашивают беременность только потому, что знают: «аборт вреден для здоровья». Одна из рожениц, бросившая ребенка в родильном доме, в спокойном тоне рассказывала, что, хотя имеет уже двоих детей и живет с мужем, но не собирается брать последнего, т.к. имеет большие трудности со здоровьем первых и боится, что на третьего у нее не хватит собственного здоровья. По рассказам акушеров, перед их глазами проходят многие «хронические отказчицы», которые, оставив одного ребенка, меньше чем через год возвращаются чтобы родить нового и отдать его государству.

Судьба же новорожденного их мало интересует, т. к., во-первых, он еще не человек, а во-вторых – «...свет не без добрых людей...». Некоторые исследователи с вытеснением связывают случаи пьянства во время беременности, а как крайние (психотические) варианты описывают случаи, когда женщина приходит в родовой зал с убеждением, что она вовсе не беременна1.

В части наблюдений на первый план выступают механизмы переноса. В этом случае для женщины ребенок буквально становится воплощением всего того зла, которое, как она считает, незаслуженно получила от жизни и, в первую очередь, от отца ребенка. С рождением ребенка связывается полный жизненный крах. Главные эмоции таких женщин по отношению к новорожденному - это брезгливость, отвращение и даже ненависть. Для них типичной становится убежденность в том, что «такой нежеланный ребенок просто не может быть нормальным». Агрессивность к собственному плоду такие женщины реализуют через особое абортное поведение, в том числе через упорные попытки всяческими путями прервать беременность даже на самых поздних сроках, иногда подвергая себя серьезной опасности. Часто всю беременность, в фантазиях, ребенок представляется уродливым, крайне безобразным. К примеру: в сновидениях 25-летней «отказчицы» ребенок появлялся на свет в виде скорчившейся старухи, тянущей к ней волосатые руки. В качестве примера - переживания 19-и летней девушки, выпускницы ПТУ, забеременевшей в результате нераскрытого группового изнасилования.

Скрывая беременность от родителей, которые в последующем не только смирились с ребенком, но и взяли его под опеку, девушка при одном только упоминании о родившейся дочери закрывала лицо руками, плакала и говорила, что ненавидит ее, т. к. она «сломала ей жизнь». По-видимому, как вариант переноса можно рассматривать случаи, когда отказ от ребенка мотивируется утратой любви и ощущением полного безразличия к нему.

Таким образом, в качестве основных причин отказа от детей можно назвать, в первую очередь, социально-экономическую и психологическую. Важным аспектом следует считать воспитание молодой матери и ее отношение к незапланированному материнству. Незрелость личностная ведет к трагическим последствиям для ребенка – отказа от него.

1.2 Роль семейного фактора в отказе от детей

Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Личность многих «женщин, не готовых к эффективному материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство угнетения и холодного отношения со стороны своих родителей.

По результатам исследований выявили достоверный рост серьезных психиатрических, интеллектуальных расстройств у молодых женщин, выросших «в злобной обижающей жестокой семье». С этим многие связывают возрастание серьезной преступности и агрессивности у таких женщин во взрослом возрасте по отношению к своим детям1.

Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, т. к. многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.

При анализе формирующей будущую мать семьи особое значение придается искаженному воспитанию со стороны ее собственной матери. Насилие и издевательства над девочкой с ее стороны закладывает у будущей матери искаженный образ материнского поведения и тем самым нарушает готовность женщины к эффективному материнству. Доказано, что уже в детстве у таких женщин формируется своеобразная поведенческая матрица низкой толерантности к открытым формам агрессии, в силу которой она привычно разрешает собственные жизненные конфликты агрессивными поступками, в том числе и в отношении собственного ребенка. Так, анализируя социальный анамнез матерей-детоубийц, было показано, что, по крайней мере, 70% из них имели несчастное детство и, несомненно, подвергались эмоциональному насилию, страдали от отсутствия материнской любви. 25% в детстве терпели физическое или сексуальное насилие1. В целом ряде работ отчетливо продемонстрировано крайне отрицательное влияние низкого материального достатка, культурного уровня воспитывающей семьи на формирование ролевых основ личности девочки, что, в конечном итоге, негативно сказывается на качестве ее будущего материнства. Социальная среда не только искажает формирование личностных предпосылок к эффективному материнству, но и служит главным катализатором девиантного материнского поведения, а в нашем случае - провоцирует отказ от ребенка. Было доказано, что такие негативные социальные факторы как низкий уровень образования, бедность, безработица женщин, делает их не реже, если не чаще чем мужчин, агрессивными к детям. Одно из объяснений - восприятие женщиной ребенка как угрозу своему самоотождествлению, самооценке. Пример - мать, вынужденная оставить работу в связи с беременностью. Актуальные экономические трудности снижают психологическое благополучие женщины, увеличивают ее предрасположенность к дистрессу и тем самым ухудшают ее способность к «поддерживающему родительству». Изучая социальную ситуацию женщин, оставивших своих детей без попечения, выявлено, что помимо экономического положения на качество материнства влияет образованность женщины. В исследованиях было обнаружено, что большинство «отказниц» имели низкое общее и профессиональное образование, редко получали престижные профессии и соответственно занимали низкий социальный статус, из аналогичных выводов показано что уровень материнской привязанности к ребенку, помимо материального благополучия, зависит от трех независимых переменных: образования, обеспеченности жильем и «закрытого образа жизни». Под последним понимается узость и малая глубина социальных контактов.

Анализируя актуальную семейную ситуацию женщин, отказывающихся от своих детей, выявлено влияние следующих негативных факторов, среди них:

1) неполная семья,

2) отсутствие социальной поддержки семьи,

3) многодетность,

4) отсутствие медицинского наблюдения во время беременности.

Все эти факторы, с точки зрения исследователя, губительно влияют и на внутриутробное развитие ребенка. Недаром такие дети оказываются значительно более частыми пациентами отделений интенсивной терапии и реанимации сразу после рождения1.

В 1972 году Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав социальные аспекты явления (отказ от ребенка), описал три основных категории бросающих матерей:

1-я категория, наиболее классическая, - отец ребенка бросил беременной будущую мать;

2-я - замужняя женщина рожает ребенка от внебрачной связи.

3-я - беременная женщина с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой социальной ответственностью.

Было установлено, что главным фактором, предшествующим отказу от ребенка, является нестабильность и угрожающий распад собственной семьи отказчицы. По данным МЗ России 35% от общего числа женщин-отказчиц рожали от внебрачной связи. По сведениям результатов переписи населения 1988 года в России среди всех типов семей с несовершеннолетними детьми 13% составили неполные семьи, где одиноким родителем является мать. В последнее десятилетие происходит рост внебрачных рождений. В 1980 году их число составляло 10,8%, в 1990 году - уже 14,6% 1.

Особые социально-психологические условия, в которых вынуждена жить женщина, родившая внебрачного ребенка, в нашей стране хорошо известны. Более 87% таких женщин характеризуют свое материальное положение как неудовлетворительное, 20% не получают госпособия, около 60% не имеют отдельного жилья, 20% вынуждены жить в общежитиях. Почти 30% таких женщин испытывают на себе отрицательное отношение со стороны родственников и сослуживцев в отношении данной беременности. В связи с этим 33,6% имеют конфликты на работе вплоть до угрозы увольнения. Все это способствует усилению невротизации женщины. Недаром количество самопроизвольных абортов, в том числе и на поздних сроках, в 2 раза выше у женщин, не состоящих в браке, чем у замужних2.

Учитывая объективность факторов, нарушающих формирование эффективного материнства при внебрачной беременности, в развитых странах государства проводят специальную протективную политику, направленную на защиту, материальное обеспечение и общественного признания неполных семей. Одной из форм государственной и общественной деятельности в отношении поддержки беременных, находящихся в критической ситуации, является организация специальных клиник, материнских центров и приютов. В их работе постоянно участвуют, помимо социальных работников, психологи и психиатры.

Одним из мощных факторов, нарушающих формирование установки на материнство и искажающих материнское поведение, является психологический стресс, переживаемый женщиной во время беременности. Это особенно надо учитывать и связи с тем, что именно беременная женщина очень часто становится объектом «домашней ненависти» и агрессивных действий со стороны близких; половина всех избиваемых женщин впервые были избиты во время беременности.

Огромное значение придается качественному медицинскому обеспечению беременным. Отсутствие должной заботы о женщине во время беременности негативно сказывается на качество материнства и на исходных родов. Значительное число женщин, бросающих своих детей в родильных домах, во время беременности не посещали врача и не имели должной поддержки.

Таким образом, накоплен большой фактический и научный материал, который убедительно показывает исключительное значение социальных моментов в формировании отказного материнского поведения, однако не отвечает на главный вопрос - почему при равных условиях одна мать бросает своего ребенка, а другая, чтобы накормить ребенка, готова на самые отчаянные лишения. Понять это можно, только изучив индивидуальные особенности самой «отказчицы». И первым фактором среди прочих стоит возраст матери.

1.3 Возрастной фактор матери - отказницы



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Проблема социального сиротства в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Л.Н. Круг чтения. – М., 1990. Трушкина С. Проблема отказа от новорожденных детей // Социальная работа. – 2006, №3. С. 53-57 ... , «Унiверсiтэцкае», 1999. С.4. 27 См.: Трушкина С. Проблема отказа от новорожденных детей // Социальная работа. 2006, № 3. С. 54 ...
  2. Проблемы и перспективы социальной работы с молодыми семьями в сельской местности

    Дипломная работа >> Социология
    ... бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их ... ]; - развитие "компетентности в зрелом и дифференцированном подходе к проблемам и конфликтам" [15]. Обобщая выделенные характеристики ...
  3. Проблемы и перспективы современной демографической ситуации в России

    Реферат >> География
    ... демографического развития в Российской федерации………………………………………………………………………….. 3 Проблемы и перспективы современной демографической ситуации в ... кризиса является отказ от материнства, выражающийся в абортах, отказе от детей, отречении от родительства как ...
  4. Проблема формирования мотивации педагогической деятельности

    Реферат >> Педагогика
    ... долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение ... в новой идее, выделение проблемы, отказ от первого, как бы напрашивающегося ... ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ Равнодушное отношение к детям. Низкий интеллектуальный уровень знаний. ...
  5. Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей

    Курсовая работа >> Психология
    ... до боязни вызвать в случае отказа от «борьбы» неодобрение окружающих и ... . К сожалению, в отечественной науке про­блемы детей и родителей в ситуации развода рассматрива­ются, ... проблем детей именно разведенных. Мало изучены проблемы взаимоотношений детей от ...

Хочу больше похожих работ...