Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Сегодня кинематограф - прежде всего индустрия, отрасль экономики, приносящая огромную прибыль развитым государствам. С фактом, что кино сегодня уже «б...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Экспертиза (от франц. espertise, от латин. espertus — опытный) — исследование специалистом-экспертом каких-либо во­просов, решение которых требует спе...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Свадебный обряд – наиболее сложный по своему составу и в художественном отношении самый богатый из русских традиционных бытовых обрядов. Это многократ...полностью>>
Культура и искусство->Задача
В последние 10 лет в России активно развиваются новые направления производства, связанные с выработкой продуктов из натурального молока и молока с пищ...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Периодизация мировой художественной культуры.

Трудно представить себе термин более распространённый и более многозначный, чем «культура». О ней говорят применительно к разным сферам жизни общества и человека, её изучает целый ряд наук.

Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох (античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Древнего Египта, Киевской Руси), и тогда оно обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определённые эпохи или конкретных странах. Важнейшей частью культуры является культура художественная, во многом тождественная понятию «литература и искусство». Искусство не только отражает реальную жизнь, оно одновременно творит особую реальность, служит неким дополнением, а иногда и заменой реальной жизни, предавая при этом дух эпохи, её идеалы.

Всю историю мировой художественной культуры можно рассматривать как историю стилей. Стиль – своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение искусства. К великим стилям архаика и классика античности, романский стиль и готика в средние века, Возрождение, обозначившее собой переходный период от средних веков к новому времени, барокко и классицизм в новое время. Последним крупным стилем на рубеже ХIX – XX веков стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства. Романский стиль, готика и Ренессанс были стилями, проявившимися во всех видах искусства, оказали огромное влияние на мировоззрение, философию, быт.

Культура каменного века - самая ранняя из известных ступеней развития человеческого общества, своего рода предыстория человеческой культуры. Древнейшее искусство появилось, видимо около 30 тыс. лет назад, поскольку именно к этому времени археологи относят первые наскальные и пещерные изображения. Все эти ранние формы искусства рождались в практике повседневной жизни и трудовой деятельности. Они становились элементом освоения человеком окружающего мира и средством магического ритуала, использовались для воспитания детей, игр и т.д. На определённой стадии развития первобытное искусство обращается к символике, т.е. контурное изображение заменяется определёнными символами, частями или элементами контура. Художественная символика – это уже путь возникновению образа, главной формы искусства. Из-за отсутствия у первобытных народов письменности мы черпаем знания об образе жизни, уровне развития духовном мире из археологических находок и захоронений. Дошедшие до нас памятники культуры говорят о том, что уже эпоху верхнего палеолита у людей сформировались религиозные представления и возникло древнейшее искусство, которое служило культовым целям. Многие образцы пещерной живописи модно считать шедеврами творческого гения древних художников.

Переход т охоты и собирательства к осёдлому образу жизни и продуктивному земледелию и животноводству положил начало так называемой «неолитической революции». Переход к осёдлому образу жизни резко изменил условия существования людей, стимулировал интенсивное развитие материальной культуры.

Искусство неолита более условно, чем палеолитическое. Здесь преобладают не разрозненные изображения фигур, а целые композиции и сцены, в которых участвует человек. Таких сцен много среди наскальных росписей в Африке, в Испании. Их динамика и ритм захватывающи. На одном из рисунков охотники с луками настигают бегущего оленя; на другом сражаются, стремительно мчась и припадая на колени; на третьем летят и кружатся танцующие фигуры. Однако сами фигуры - скорее схематические изображения людей – чёрные силуэты, орнаменты. Очевидно, это объясняется тем, что наивная вера в изображение как в «двойника» уходит. Глубокие изменения, произошедшие в социальной и культурной структуре общества к V веку до н.э., создали условие для зарождения великих культур Передней Азии и Древнего Египта.

Высокоразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в III тысячелетии до н.э. Своеобразие этой цивилизации вполне можно объяснить природными географическими особенностями Египта. Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил бесплодную пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив её в сплошной сад.

В современной исторической науке принято считать началом первого великого периода древнеегипетской культуры, так называемого Древнего царства (XXVII – XIII вв. до н.э.) время зарождения каменного строительства. Началось возведение грандиозных пирамид – гигантских надгробий, символизирующих деспотическую власть обожествлённого царя, представление египтян о загробной жизни и связанный с ними заупокойный культ.

При фараоне Джосере была построена ступенчатая пирамида близ Мемфиса – один из древнейших каменных монументов в мире. Из всех монументов древнего мира наиболее величественны пирамиды в долине Гиза. В них захоронены три великих правителя Древнего Египта XXVI в. до н. э. – отец, сын и внук. Первым их них Хеопс, был погребён в гранитном склепе внутри величайшей пирамиды, которая носит его имя. Площадь пирамиды Хеопса 52900 кв. м, высота 147 м. Стороны пирамиды ориентированы на север, юг, запад и восток. В древности она вся была покрыта полированным гранитом, который местами сохранился и до наших времён. Вторая пирамида принадлежит сыну Хеопса, Хефрену. Она несколько меньше, но производит не менее величественное впечатление. В её комплекс входит пирамида – гробница, храм мёртвых с восточной стороны, в которой царь ещё при жизни приносил жертвы богам, также дорога, выводящая из долины, и храм в конце неё, котором тело покойного царя бальзамировал перед захоронением. Третья пирамида в Гизе была построена для сына Хефрена – царя Микерина. Она вдвое меньше пирамиды Хеопса. В храме мёртвых хранится скульптурный портрет царя Микерина. По обе стороны от него изображены богини. Скульптурная группа выполнена с поразительным мастерством. Особенно впечатляет фигура царя – это и самодержец, власть которого абсолютно безгранична и он бог.

Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Он создан не только руками дюжей, но и самой пустыней: люди обтесали скалу, природная форма которой напоминает тело лежащего льва.

В эпоху Среднего царства (XXI – XVIII в. до н.э.) фараоны, происходившие из Фив, сделали свой город столицей. Фараоны Среднего царства уже не обладали столь неограниченной властью, как их предшественники во времена строительства пирамид. Появляется новый тип погребальных сооружений, сочетающих скальную гробницу с т традиционной формой пирамиды.

Искусство Нового царства грандиозно и величественно, но в нём уже просматриваются проявления чувств, размышлений и переживаний человека. Вместо строительства гробниц начинает развиваться храмовое зодчество. В течение нескольких веков на восточном берегу Нила в Фивах строятся знаменитые храмы, посвящённые богу солнца Амону–Ра – Какнарский и Лукорский. Какнарский храм был завершён в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.). Это был главный храм бога Амона и официальное верховное святилище государства.

С древнейших времён египетское искусство развивалось под сильным религиозным влиянием. Скульптуры и картины предназначалась не для украшения частных домов – они символизировали божественное начало и служили небесным и земным богам – фараонам. Место такого искусства было в храмах и гробницах.

Религиозная направленность искусства требовала твёрдо установленных образцов и стереотипов выражения. Эти образцы, освящённые религией, не подлежали изменению. Установленные каноны передавались художниками из поколения в поколение. Поэтому древнеегипетская культура характеризуется как канонизированная. На протяжении трёх тысяч лет искусство Египта оставалась почти неизменным, во всяком случае стереотипным (за исключением фаюмского портрета и женского портрета в целом). Сохранились его основные черты: пластические фигуры дыли симметричными симметрично расположены, одежда на скульптурах, украшения, борода, причёска – всё это было также подчинено неизменным в веках правилом. Сами же правила в конечном итоге подчинялись религиозно – мифической традиции древних египтян. Поэтому в египетских картинах и резьбе по дереву и камню нет перспективы, но есть плоскостные изображение видимых и невидимых деталей предмета. Как и в живописи, в скульптуре художник мог чувствовать себя свободнее, изображая незнатных людей и слуг за работой. Их позы свидетельствуют о роде занятий, выражения лиц лишены величавой торжественности, присущей знати.

Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. Возможно, первым шагом к созданию письменности была чеканка на меди образов и символов побед войска фараона: образы упрощаясь и схематизируясь, превращались в систему иероглифических, совершенно не похожих на клинопись.

А потому наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в культуре Древнего Египта занимали также литература и театр. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения, сказки.

Первым образом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид»: египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, они обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Магические тексты составляли в скрипториях, «домах жизней», как их называли египтяне, и записывали на папирусе. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации – виньетки. Главы «Книги мёртвых» египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, получившее дальнейшее распространение. Образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими, очевидно заимствование последних.

Широкое распространение в XVI-XIV вв. до н.э. получили любовные песни. В Египте появились и первые сказки, причём притчи, изложенные в Евангелиях, перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемзасе, верховном жреце бога Птаха, и его сыне Са-Осирисе. В древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Существовали и другие , посвящённые например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии были разные, но во всех воплощались генеральная для египетской мифологии тема борьбы добра со злом и света с мраком. Длительные войны, междоусобицы знати и восстания рабов ослабили некогда могущественное государство.

После завоевания Египта Александром Македонским в 321 г. до н.э. египетское искусство постепенно сливалось с эллинистическим. Однако традиции были настолько сильны, что все великие завоеватели Египта строили свои храмы, в «египетском стиле» и изображали себя в костюмах, позах с жестами древних фараонов. Величие империи Рамсеса II и Тутмоса III настолько соответствовали притязаниям Рима, что наряду с культом Исиды и Гора элементы орнаментики, символики, скульптура Древнего Египта нашли широкое распространение на территории всей Римской империи. Лишь христианству удалось впоследствии вытеснить древнеегипетскую религию. Так завершился трёхтысячелетний исторический период развития культуры Древнего Египта, но её роль в становлении мировой культуры остаётся по-прежнему неоценимой. Лучшие черты египетского искусства, его образы и мотивы были заимствованы эпохой эллинизма. Через Александрию они распространились по всему Средиземноморью.

Культура Древней Греции складывалась стремительно. Если в Египте в течение нескольких тысячелетий образ жизни и мышления не меняются, то Греция за несколько веков проделала огромный путь, чему способствовали особые этнические и географические условия.

Древнегреческое искусство складывалось из трёх основных потоков: древнего крито-микенского искусства жителей островов Эгейского моря, которое наиболее ярко проявилось в богатой архитектуре дворцов Крита, Микен и Тиринфа, красочной настенной живописи, керамике и золотых изделиях; влияния искусства Древнего Египта, композиционные и архитектурные приёмы которого проникли через Финикию и средиземноморское побережье Малой Азии, и, наконец, искусства дорийцев, пришедших с севера и принёсших геометрический стиль. В процессе своего развития древнегреческое искусство пережило несколько этапов:

- крито-микенский (эгейский) (XX-XIIIвв. до н.э.)

- гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.)

- архаический (VIII-VI вв. до н.э.)

- классический (V-IV вв. до н.э.)

- эллинистический (IV-I вв. до н.э.)

Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в зданиях. Во дворцах были ванные комнаты, водяная уборная, древнейшие в мире. Были там и ремесленные мастерские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые. Так как уловить какую-либо систему в их планировке почти невозможно, дворец воспринимался как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом.

Изобразительное искусство Крита достигло небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Упругий пронизанный движением орнамент в идее спиралевидных завитков и волн, тянувшейся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для критян. Критяне стремились правдиво передать также движения человека. Но все человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона: ноги и лицо показывались в профиль, плечи – развёрнутыми в фас, глаз – смотрящим прямо на зрителя. Такой же условностью, изображения мужчин чрезмерно худощавыми с очень узкой талией и слишком развитыми мускулами.

Однако изображение пирамиды было настолько реалистично, что человеческая фигура воспринималась как неотъемлемая её часть и почти не портили общего впечатления.

От эгейского периода сохранилось множество предметов мелкой пластики: статуэтки женщин со змеями в руках, всевозможные сосуды. Извержение вулкана на Крите в XV в. до н.э. и успешный исход войны с Троей в пользу ахейцев привели в этом регионе к новому соотношению сил.

В противоположность критским дворцы ахейских владык располагались на холмах, а не равнине, отличались симметрией и имели чёткую систему в расположении комнат и залов. Стены дворцов украшали также фресками, причём в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Торжество физической силы пронизывало микенскую культуру, находя выражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен.

В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жестокость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм.

После покорения дорийцами ослабевших в Троянской войне ахейских племён в истории Эллады, а следовательно, и древнегреческого искусства наступили «тёмные века». Дорийцы в художественном отношении стояли на более низкой ступени развития, чем ахейцы, но они умели обрабатывать железо, и с ними связано начало «железного века» в Средиземноморье. Дорийцы, вероятно, были люди суровые, не слишком эмоциональные, и как нельзя лучше эти их черты отражает искусство сурового геометрического стиля с преобладанием в нём линейного орнамента: кругов, треугольников, ромбов, который они принесли с собой. Человеческую фигуру изображали в профиль, состояла она из перевёрнутого вершиной вниз треугольника-туловища, двух приставленных к нему ног, плетевидных рук и маленькой круглой головы с торчащим носом. От этого периода почти не осталось памятников зодчества, так как материалом ему служило дерево. Представление об архитектуре того периода дают плохо сохранившиеся остатки фундаментов, а также рисунки на вазах и погребальных урнах, свидетельствующие о том, что деревянные дворцы и храмы были украшены блестевшими металлическими изделиями.

В художественном плане искусство дорийцев с их геометрическим стилем было проще, примитивнее изобразительного искусства Крита, но оно отличалось рациональностью, и в результате дальнейшего их соединения были созданы памятники, затмившие славу египетских пирамид.

«Тёмные века» в истории Греции были все-таки не совсем тёмными, ибо именно тогда жил и творил гениальный Гомер, По словам древнегреческого философа Платона, «воспитавший Элладу». Гомером были созданы большие эпические поэмы «Иллиада» и «Одиссея» , ставшие первыми произведениями мировой литературы.

В архаичный период глубокое влияние на жизненный уклад греков и последующее культурное развитие оказала колонизация, начавшаяся в поисках перспективных торговых путей. Ремесло и торговля стали завидным занятием, приносящим богатство и почёт, что обусловило переворот ив социальных отношениях.

В процессе колонизации устанавливались связи с чужеземными народами и происходило постепенное взаимопроникновение различных культур. Так в VIII в. до н.э. греки заимствовали в Ионии письменность, созданную на основе финикийского алфавита и составившую в последствии основу европейской письменности.

В архаичную эпоху появляется лирика, рождение которой свидетельствовало л тои, что человеческая личность как предмет искусства, поэзии становится всё более зрелой и многогранной. Поэтическое мироощущение рождается не в результате общения с богами, а личностью певца и его окружением. Лирические произведение, выражавшие радость, горе ненависть, любовь, страдания личности исполнялось обычно под звуки лиры или кифары. Поэзия и музыка сливались в единое произведение.

Архаическую эпоху под влиянием Востока в вазописи появляются изображения зверей, сфинксов, фантастических существ ( коринфский стиль). С конца VII века меняется техника вазописи – преобладающим стилем становится так называемый чернофигурный стиль, а с конца VI в. – краснофигурный. На вазах изображены сцены гомеровской Иллиады, подвиги Геракла и других греков греческой мифологии, битвы греков с легендарными женщинами воительницами, амазонками, эпизоды из жизни греческих богов. На краснофигурных вазах мы уже видим сцены мирной обыденной жизни. Высокого мастерства достигли греки архаического периода в скульптуре Вначале в ней ощущалось влияние египетского искусства. Но уже архаический период греческая скульптура оформляется в самостоятельный тип, который резко отличается от египетского искусства искусной передачи красоты человеческого тела динамики движения.

Эпоха архаики была временем зарождения эллинской архитектуры. Основным типом был храм, служивший жилищем божества, с VII в. до н.э., когда для сооружения храмов стали использовать камень, была выработана строго продуманная система пропорций между колоннами и лежащим на них перекрытием. Эта система получила название «ордер» (от «ordo» - строй, порядок) и была положена в основу всей последующей древнегреческой архитектуры.

Существовало несколько типов греческого храма, но наибольшее распространение получил периптер, что означает «со всех сторон окрылённый», т.е. окружённый колоннами.

Таким образом в эпоху архаики зародились основный виды греческого искусства и начали формироваться типические черты греческой культуры: чувство меры, пластичность форм, динамизм, преклонение перед физической красотой, культ спорта, воинской доблести; общение с богами как с равными себе и, конечно, почитание Зевса как правителя Земли и Неба.

Классический период в историю греческой культуры V в. до н.э. вошёл как период её наивысшего расцвета. Он был подготовлен всем предшествовавшим развитием культуры, однако огромное значение для этого поразительного подъёма имела победа над могущественными персами в 480-449 годах до н.э. именно с этого события начинается стремительный рост национального, «всеэллинского» самосознания, которое выразилось в необычайном расцвете всех областей культуры.

Пластика. Высшим достижением эллинского духа считается классическая пластика. В скульптурах гениальных мастеров того времени воплощен идеал гармоничного человека, который изоб­ражается во всем совершенстве своей физической и нравственной красоты. В его спокойном величии нет подавляющей силы, но ощущается гордое сознание своего достоинства (статуи скульпторов Мирона и Поликлета). Образный смысл греческой статуи удачно выражен Софоклом: «В мире много сил великих, но сильнее чело­века нету в мире ничего».

Архитектура. Греческая архитектура классического периода раз­вивала и совершенствовала тип храма, сложившийся в зодчестве архаики. Формы храмов V в. до н. э. отличались удивительной четкостью конструкции и исключительной гармонией пропорций (храм Зевса в Олимпии, храм Эфеи в Эгине, храм Посейдона в Пестуме, Парфенон афинского Акрополя и др.).

Крупнейший памятник эпохи Перикла — афинский Акро­поль — замечательный архитектурно-скульптурный ансамбль, со­зданный под руководством выдающегося скульптора V в. до н. э. — Фидия. Парадным входом в Акрополь служили Пропилеи, соору­жение, отличавшееся строгостью и ясностью форм. Слева к пор­тику Пропилеи примыкала пинакотека — картинная галерея, а справа на естественном выступе скалы стоял небольшой удиви­тельно стройный и изящный храм Ники. Сразу за Пропилеями возвышалась огромная статуя Афины-воительницы. Золотое ко­пье в ее руке служило маяком для подплывавших к Пирею судов. Центральное место в ансамбле Акрополя занимал Парфенон — храм Афины-Девы. В его главном помещении — целле — стояла знаменитая статуя Афины-Девы, выполненная Фидием из слоновой кости и золота. Скульптурный ансамбль Парфенона — одно из величайших творений мирового искусства. На восточном фрон­тоне запечатлена сцена рождения богини из головы Зевса, на за­падном — спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. На метопах изображены эпизоды греческой мифологии. Гени­альным творением Фидия признан рельефный фриз, на котором изображено торжественное шествие на Акрополь. Композиция фриза поражает идейной, тематической и ритмической цельнос­тью. Творчество Фидия — вершина греческой классики. Его про­изведения воплощают величие человека-гражданина, в котором физическая и нравственная красота слиты воедино. Скульптур­ные украшения Парфенона органически связаны с архитектурой храма. Зодчество и скульптура выступают здесь как равноценные составляющие, дополняя и обогащая друг друга. Таким образом греческие мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величай­ших проблем искусства, которая во все эпохи стоит перед архи­текторами и скульпторами, — проблему синтеза архитектуры и скульптуры. Именно в этом отличие искусства Греции от искус­ства Древнего Востока, где монументальное зодчество подчинило себе скульптуру.

Театр. В духовной жизни Афин утверждение демократического строя совпадает с расцветом греческого театра и творчеством Эс­хила, Софокла и Еврипида.

Театр под открытым небом, вмещавший почти все мужское население города, был важной сферой общественной жизни Афин. Греческая драма составила эпоху в истории мирового театра. В ней всегда присутствует тема судьбы, именно судьба разрешает все кол­лизии и дает на них ответ в последней инстанции. Эсхил, Софокл и Еврипид написали более трехсот произведений и заложили ос­новы греческой литературы и драматургии. Из этого наследия до нашего времени дошли лишь 33 произведения.

Первым великим греческим драматургом был Эсхил (ок. 525— 456 гг. до н. э.). Участник сражения греков с персами при Марафо­не, он показал трагическое поражение греков в этой войне в драме «Персы».

В своих драмах Эсхил развивает тему ответственности челове­ка перед богами. Нарушает ли человек предначертания и волю богов, или гордость мешает ему смириться перед ними, — в любом слу­чае его ожидает неизбежное возмездие. Бессмертные боги не про­щают человеку свободолюбивых порывов. Перед судьбой нужно только смириться. И человек принимал неизбежный приговор судь­бы.

Это не был призыв к покорности и пассивности. Это был при­зыв к мужественному осуществлению своей неотвратимой судьбы. Героизмом, а вовсе не смирением проникнуты драмы и трагедии Эсхила. В «Прометее» драматург показал дерзкий бунт против бога: Прометей украл у богов огонь, чтобы принести его смертным лю­дям; Зевс приковал Прометея к скале, где орел ежедневно клевал его печень. Но ни Зевс, ни орел не могут победить сопротивления Прометея: ведь люди овладели огнем в своей земной жизни. Осо­бое место в творчестве Эсхила занимает «Орестея». Это трилогия о мести и искуплении: гомеровский герой Агамемнон убит своей женой и ее любовником; сын и дочь мстят убийцам. Преступление должно караться, от неизбежной судьбы убийцы уйти не могут.

Софокл (ок. 496-406 гг. до н. э.) ставит в своих трагедиях веч­ные проблемы: отношение к религии («Электра»), свободная воля человека и воля богов («Царь Эдип»), интересы личности и госу­дарства («Филоктет»). Если у Эсхила пружиной действия было стол­кновение божественных сил, определяющих человеческую судьбу, то Софокл ищет ее внутри человека — в мотивах его поступков, в движении человеческого духа. Он уделяет особое внимание психо­логической разработке характеров своих персонажей. Софокл не подвергает сомнению божественное установление и его значимость для человека. Он, как и Эсхил, подчеркивает, что все совершается по воле Зевса, или рока. Но человеческое участие в осуществлении этой воли выражено здесь активнее. Человек сам ищет пути к ее исполнению.

В трагедиях Еврипида (ок. 480—406 гг. до н. э.) появляется кри­тический взгляд на мифологию как основу греческой религии. Они полны филиппик против богов, а богам отводится по большей ча­сти неблаговидная роль: они бессердечны, мстительны, завистли­вы, лживы, они воруют, совершают клятвопреступления, они допускают страдания и смерть невинных. Еврипида занимает не ус­тройство мироздания, а судьба человека, его нравственный путь. Среди произведений Еврипида особенно выделяются знаменитые трагедии с ярко выраженной психологической направленностью, обусловленной интересом драматурга к личности человека со все­ми ее противоречиями и страстями («Медея», «Электра»).

Комедии Аристофана (ок. 445—385 гг. до н. э.), над которыми в конце V в. до н. э. смеялась вся Греция, — смелая сатира на совре­менное ему общество. Аристофан высмеивает воинственный дух («Ахарняне», «Всадники»), завоевательские походы афинян («Ва­вилоняне»), а также городскую жизнь с ее торгашеским духом и фетишем денег, стремлением к безделью и мнимым политическим

правам.

Греция V в. до н. э. поражает обилием талантов. В Галикарнасе родился великий жизнеописатель, отец исторической науки Геродот (485 — ок. 425 гг. до н. э.). Он подробно описал войну греков и персов и историю народов всего восточного Средиземноморья этого времени. В своих блестящих повествованиях с глубоким ис­торическим анализом событий он вышел далеко за рамки гречес­кого мира и стал родоначальником мировой исторической науки.

Греко-македонская колонизация привела к возникновению совершенно новой культуры позднеантичного мира – эллинизма, что означает «уподобляться эллинам».

Когда завершился знаменитый поход Александра Македонского, и он погиб, огромная держава (все завоеванное им) распалась на ряд государств (Египет Птолемеев, Сирия Селевкидов и др.). Пришлые греки и македоняне (завоеватели) слились с местным населением. Произошло то, что называют наложением культур. В условиях монархий образовалась культура (точнее – культуры), связанная с культурой классической Греции, наследовавшая ее достижения. Даже языком эллинистической культуры стал измененный (в диалектах) греческий.

Конечно, в новых условиях никакого полисного патриотизма быть не могло. Но культуру греческую монархи и знать эллинистических государств ценили высоко, и стремились использовать. Особенно активно это делали Птолемеи в Египте, в Александрии, где был создан музей (храм муз), где существовала богатейшая библиотека. В Александрии развивалось образование, была впервые создана единообразная школьная система. Впервые государство и города стали заниматься специальным обучением детей, начальным, элементарным образованием, в основном платным. Обучали чтению, письму, немного риторике.

В то же время физическое развитие всех перестало быть актуальным, в связи с тем, что армия в эллинистических государствах стала наемной. Физическая культура – все более превращалась в спорт, в игру.

В эллинистических государствах, наряду с развитием просвещения, выросла и роль религии, причем в мистических ее вариантах, что было связано с почвой и влиянием Востока. Развивались культы восточных богов (Митры, Индры), а из греческого “арсенала” – диониссийское, неистовое начало (культы Деметры, Персефоны).

В эллинистической философии появляются мотивы стоицизма, эпикурейства, скептицизма.

В художественной практике какое-то время держится общая греческая традиция (в архитектуре и скульптуре особенно). Достижения эллинистического периода в этом плане весьма заметны. Достаточно напомнить о том, что в это время создаются такие скульптурные шедевры как Афродита (или Венера) Мелосская (с острова Мелос), Ника Самофракийская (остров Самофракия), Лаокоон. Эти изваяния долгое время считались вершинами древнегреческого изобразительного искусства. А это были теперь разно оцениваемые феномены его блестящего заката. Правда, опять-таки, такому закату могут, как говорят, позавидовать иные эпохи расцвета.

Эллинизм был одним из вариантов продолженности древнегреческой цивилизации и культуры. Вторым же вариантом, в котором они продолжились частично, оказались цивилизация и культура Древнего Рима, а потом и Византии.

Художественная культура древнего Рима Становление собственно римского искусства, архитектуры, различных типов рельефа, скульптурного портрета, основных литературных жанров относится ко времени республики (VI-I вв. до н.э.). Расцвет приходится на I-II вв. н.э. С этого времени искусство Древнего Рима принято квалифицировать как искусство империи, для которого принята более детальная периодизация. В её основе лежат хронологические рамки правления императоров, поскольку именно их вкусы оказывали решающее воздействие на выбор того или иного стиля. Поэтому в рамках искусства империи принята следующая периодизация:

- искусство империи Октавиона Августа (31 г. до н.э.)

- искусство империи Юлиев-Флавиев (14 -96 гг. н.э.)

- искусство империи Траяна (98-117 гг. н.э.)ъ

- искусство империи Антонинов (138-192 гг. н.э.)

Искусство поздней империи (III-IV вв. н.э.)

Эстетическая и художественная культура древнеримского периода античности также развивается в условиях активного диалога своего и чужого, взаимопроникновений, заимствований. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и неримлянами. Для мировой культуры оказалось существенным то, что Рим, как бы принявший культурную эстафету от Греции, именно Рим, прежде всего и передавал ее дальше – на Восток и в средневековую, возрожденческую и послевозрожденческую Европу. Античное воздействие на развитие европейского классицизма, например, шло в гораздо большей мере от Рима, чем от Греции. С древнегреческой скульптурой Европа познакомилась через римские копии греческих скульптурных памятников. Римляне очень хорошо овладевали тем, что “наработала”в сфере художественной деятельности Греция. И греческими архитектурными ордерами, и жанрами, и приемами литературного творчества.

Но, во-первых, из богатейшего арсенала древнегреческой художественной культуры римляне брали в основном то, что соответствовало настрою и вкусам римского общества в каждый период его развития. Во-вторых, римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве-архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенно императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, – нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность видимо связана с римской традицией изготовления “имагинас”, точных скульптурных изображений умерших старших.

Во всяком случае, реализм римского скульптурного портрета, органично сочетающийся с элементами идеализации образов, до сих пор производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя.

К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов – как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности.

Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В III в. до н. э. появляются первые известные

поэты и римский театр. Театр в Риме, как и в Греции был связан с культовыми действами.

Это был один из видов “игр”во время празднеств. Но если в Греции появились великие трагики и социально заряженные комедиографы (Аристофан, Менандр), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, заимствуя некоторые сюжеты и приемы у греческих драматургов, осмеивали жажду накопления, ростовщичество. Они, во всяком случае Плавт, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи.

Римская проза в ее становлении оказалась существенно связанной с ораторским искусством, красноречием и историческими сочинениями (Цицерон, Цезарь, Тит Ливий, позже Тацит, и др.).

В I–II вв. н. э. в Риме появляется новая прозаическая форма, так называемый “античный роман”, с сатирическим, комическим содержанием, низменно-бытовыми действиями героев и шутками (“Сатирикон” Петрония и “Золотой осел” Апулея) [12]. Сатира, причем порой очень злая, получила в Риме значительное развитие. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала, желчные, яростные, и сегодня производят огромное впечатление на читателей. Впрочем, это были уже стихотворные сатиры, появившиеся тогда, когда поэзия достигла в Риме своего расцвета, начавшегося в I в до н. э. Одним из первых поэтов этого периода был Катулл. Лирика Катулла, особенно любовная, связанная с любовью к женщине под вымышленным именем “Лесбия”, – до сих пор вызывает восхищение. И. М. Тронский напоминал, что Катулла любил и переводил А. С. Пушкин. В ХХ веке, используя стихи Катулла, немецкий композитор Карл Орфф создал музыкальный шедевр “Катулли Кармина” (песни Катулла). Римская поэзия достигла своих высот в так называемый “век Августа”, “золотой век” римской литературы. Известный Меценат был другом принцепса (фактически императора) Августа. К кружку Мецената принадлежали такие поэтические знаменитости как Вергилий и Гораций. Примерно в то же время разворачивается творчество Овидия, певца любви и любовного томления. Римские поэты используют многое из того, что было создано их предшественниками – греками: сюжеты, мотивы, жанры, и т.д. Но они достаточно своеобразны, чтобы развивать далее само поэтическое искусство и теоретически осмыслять это развитие, как это делал Гораций в своем сочинении “Об искусстве поэзии”.

В сравнении с греческой поэзией римская более разнообразна, более разработана в своих приемах, но и более рационализована, порой более нравоучительна. Она вроде бы несколько менее ориентирована на некоторые сферы жизненной практики, не выступает столь откровенно в качестве военной, политической. Она, пожалуй, более направлена на получение от нее чисто художественного наслаждения, рассчитана на успех у читателей, организована для этого, мастерски “выполнена”, и в этом смысле вполне классична.

В целом римское искусство очень богато и разнообразно. Эстетические моменты и в самой жизни и в искусстве видимо ценились римлянами чрезвычайно высоко. Для Рима была характерной все более пышная театрализованность праздников, церемоний, правда, тяготеющая к безвкусице, фальшивому блеску. Римляне уважали и ценили торжественность и спокойную пластичность движений и одеяний, украшали свои жилища мозаиками и росписями.

И все же греки были более озабочены красотой и ценили ее выше, тяготея к мере и гармонии во всем. У римлян же скорее проявлялась тенденция к безмерности, грандиозности, вычурности, хотя в лучших художественных творениях им давалась классическая строгость, иногда, впрочем, излишне рассудочная, холодноватая. Греческая гармоничность (даже каноны) – была более природно-естественной, ориентированной на человеческий масштаб. В Риме стремились все свести к нормам, правилам: и в жизни и в искусстве. Римская культура уже не видела в красоте высшей ценности. То есть, красота для римлян, в отличие от греков, не совмещалась с Благом, красота имела как бы более внешний смысл. В Риме и в его провинциях недаром намечается подозрительное отношение к красоте, которое станет характерным для Средневековья.

Вообще же, в становлении религиозной жизни, права, нравственности, искусства, римская культура реализует себя, развивая человечность отношений (вырабатывая цивилизованные формы этих отношений), как бы вопреки реальным жестоким условиям, жестким взаимодействиям между людьми.

Культура Средневековья. Закономерным эпилогом разваливающейся западноримской государственности стала бесконечная сена императоров на равеннском троне. В 476 г. был низложен последний римский император Ромул Августул Этот год во всемирной истории стал концом древнего мира, концом рабовладельческой социально-экономической формации и началом средневекового периода. Историю художественной культуры средневековой Европы принято подразделять на три этапа:

- ранее средневековье (дороманский) (VI-Xвв.)

- романский (XI-XII вв.)

- позднее средневековье (готический (XIII-XV вв.)

Из видов искусства в Средние века, помимо чисто прикладных, особенно активно развиваются архитектура, вместе со скульптурой и иконописью, и литература.

Изобразительное искусство , средневековая архитектура

Архитектура Средневековья начала мощное развитие где-то после 1000 года. Во всяком случае к XI–XII вв. относится расцвет ее “романского” стиля. Сам этот эпитет “романская” появился в XIX веке, когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с древнеримской. Архитектура романского стиля развилась тогда, когда Европа вступила в полосу относительно устойчивой жизни, когда уже укрепились феодальные отношения, христианская церковь, и наступило некоторое экономическое оживление. Влияние церкви в этот период было огромным. У нее скопились большие материальные средства. Она и выступила основным заказчиком архитектурных сооружений.

Главной задачей строителей-архитекторов при этом было создание каменных, по большей части монастырских, храмов, отвечавших требованиям церковной службы. Храм оказывался выражением могущества церкви и развивающихся городских коммун, морских республик. Храм становился и центром города.

Романские храмовые постройки отличали толстые стены, выложенные из камня или кирпича, усиленные снаружи специальными устройствами (контрфорсами). Форма храма была простой, прямоугольных очертаний, крыша – двускатной. В мощных стенах делались узкие проемы окон. Храм был массивен, слабо освещен извне, со скромным интерьером. Все создавало впечатление величавости, строгости, зачастую до суровости.

Светская архитектура этого периода была еще скромнее. Замки и городские здания переняли кое-что от церковных строений.

На стенах романских храмов, при обилии свободных плоскостей, развились монументальная фресковая живопись и скульптура в виде рельефов. Сюжеты изображений были религиозно-поучительными, в назидание входящим в храм. Художники не стремились создавать иллюзию реального мира, не искали правдоподобия в изображении фигур, помещали разновременные события бок о бок, очень слабо использовали объемность. Но попадались верно схваченные, художественно-выразительные детали. Хотя в целом изображения отличались наивной непосредственностью.

Кардинальное изменение стиля, не только архитектуры, произошло в XIII – XIV веках, когда расцвела “готика”. Термин, опять-таки, условный, возникший тогда, когда это искусство казалось варварским (искусство готов). Но к реальному племени готов этот, северный по происхождению, стиль не имел никакого отношения. Также как и вообще к варварству.

Главными отличительными чертами готики в архитектуре стало наличие в здании стрельчатых арок и неудержимая устремленность ввысь всех форм и структурных элементов. Готическая архитектура (и не только она, но и мода в одежде периода) выражала чувство религиозного порыва эпохи, которая пережили массовый фанатизм крестовых походов за овладение священной землей. В XIII–XIV вв. шел быстрый рост процветания средневековых городов. Творческая деятельность в них стала определяться не только и не столько церковью, сколько обогатившимся третьим сословием. Соборы становились гордостью именно городов, как необычные строительные сооружения с пышно расцвеченными декоративными формами. Громадные окна этих соборов заполнялись легким каменным переплетом, в интервалы которого вставлялись цветные стекла. Образовалось как бы каменное кружево. Внутрь здания через витражи лились потоки разноокрашенного света.

Фрески и рельефы, для которых не оказалось места на стенах, заместились скульптурой, украшавшей и внутренность храма и его фасады.

В каждом из храмов было огромное количество скульптур; в некоторых – более 2-х тысяч. Тематика скульптурных изображений осталась религиозной с элементами мистики и фантастики. Но повышалась и роль светских сюжетов, усилилось правдоподобие деталей, активно использовалась объемность скульптуры. И все скульптурные изображения в каждом храме подчинялись общему замыслу в связности символики. Каждый храм по-своему отражал в этом плане как бы общую структуру христианского мира, замысел его творца.

Замковая архитектура стала перенимать многое от готической соборной с ее основным мотивом – устремленности в Богу, к небу, ввысь. Вертикальность средневековой культуры нашла, наконец-то, адекватное архитектурное, и вообще стилевое, воплощение.

Средневековый эпос и поэзия

Не менее, если не более, чем в архитектуре, своеобразие культуры Средневековья выразилось в литературе этого периода: в ее разнообразных формах, в оформлении текстов и книг, в так называемой книжной миниатюре.

Причем, если брать раннее Средневековье, то литература, как и у всех “варваров” была слабо выделена из полусинкретичности народного искусства, в котором выделяют трудовые, обрядовые и календарные песни. Песни с элементами танца и театрализованного действа, когда в основе – ритм и напев, а в содержании сочетаются лирика, эпос, драма и языческая мифология.

В литературе среднего Средневековья важнейшее место начал занимать эпос. Складываются эпические сказания, содержание которых историко-героико-мифическое, отражающее события жизни более ранних этапов. Таковы Кельтский эпос (ирландцев, шотландцев, уэльсцев), исландский эпос. По-видимому, исполнители (и соавторы) эпических произведений, которые называются сагами (прозаические рассказы с поэтическими вставками), пользовались огромной популярностью на севере Европы. В зимнее, непроизводственное и невоенное, время их рассказы и песни были едва ли не единственным развлечением. Саги не сразу после их создания, но были записаны христианскими монахами. И уже представляли собой целые циклы сказаний о героях и сказочных происшествиях. Они содержали в себе зерна народной мудрости. В них действовали Боги и герои, среди которых особенно популярным был Сигурд. Зигфрид у германцев в их знаменитой Песне о Нибелунгах явно родствен этому герою.

На юге Европы несколько позже, но тоже сложились эпические поэмы, такие как “Песнь о Роланде” (у франков), “Песнь о моем Сиде” (у испанцев). В центре повествования были герои, боровшиеся с маврами за христианскую веру. Прославлялись их битвы и победы. В этих поэмах явствен и чисто средневековый мотив служения государю, беззаветной преданности, вассальной верности. В них перемешаны мифическое, сказочное и историческое; есть мотивы “драконоборчества”, что-то от сюжета “спящей красавицы”. В них изображаются сильные страсти, коварство, жестокость. Всем им свойственна идеализация героев и романтизация чувств.

В связи с развитием городской жизни, появилась и литература горожан (будущих буржуа), которые в своих прозаических рассказах (фаблио, шванки и др.) посмеивались над крестьянами, духовенством и феодалами-рыцарями.

В слое феодалов, с его окружением, создавалась совершенно другая литература. В этой среде не только воевали, но и развлекались: и на турнирах, и на пирах, где зачастую слушали стихи поэтов, танцевали. Постепенно такое общение

в присутствии дам становилось все более изысканным. Поэты и исполнители стали изощряться в тонкостях словесного и музыкально-словесного искусства.

Настоящий расцвет рыцарская поэзия пережила в Провансе (на юге Франции). Известны тысячи имен провансальских поэтов, которые творили на протяжении каких-то 50 лет. Их называли трубадурами (видимо, от слова “трабор” – творить). Трубадур обязательно обладал рыцарским званием. Он непременно был влюблен и в стихах о любви прославлял даму своего сердца (впрочем, дама могла быть и выдумана). И поскольку тема была примерно одна и та же, то трубадуры изощрялись в ее разработках. Они создали рифму, создавали музыку к стихам, разрабатывали изысканные формы и жанры в поэзии. Ими были созданы жанры “альбы” (утренней песни влюбленных при расставании); серенады (вечерней песни под окном дамы); пасторали (песни пастуха и пастушки); канцоны (любовной песни); баллады (вначале плясовой песни); романса (выражавшего грусть об ушедшей возлюбленной), и т. д.

Прованс был мал, но очень богат и имел влиятельнейших врагов. В результате противостояния Прованса и его окружения, Папа Римский нашел в нем еретиков и объявил крестовый поход на Прованс. Через 20 лет войн – поэзии трубадуров не стало. Но след в культуре Европы она оставила весьма заметный.

Впрочем, не только поэзия трубадуров, но и так называемые “труверы”, авторы рыцарских романов, таких как “Окассен и Николетт”, “Тристан и Изольда”, и даже целых циклов романов, например, о короле Артуре и его рыцарях. В этих, очень поэтичных произведениях, развивались темы подвигов во имя возлюбленной, страстной, нежной и верной любви.

В литературе аристократов-рыцарей и горожан, особенно в позднем Средневековье, начало отражаться некоторое ослабление Веры, ее расшатывание и обмирщение. Святость, патетика стали соседствовать с буффонадой. Религиозные предметы и сюжеты – становились основой для юмора и сатиры. Особенно характерной в этом плане была поэзия так называемых “вагантов” (бродяг).

В эпоху Средневековья каждый человек должен был быть при своем месте. Но по дорогам Европы бродило множество людей, выпавших из социальной колеи: бродяг, паломников и др. Вагант – это название, применявшееся к монахам, покинувшим монастыри, священникам без приходов, а, в позднем Средневековье, и к студентам, переходившим с места на место. Вагант были именно человеком без определенного места. Дисциплина и нравственность этих людей оставляли желать много лучшего. Их недаром осуждали церковные соборы.

Но если ваганство среднего Средневековья было просто сбродом людей полуграмотных из низов духовного сословия, то в позднем Средневековье этот слой существенно изменился. К этому времени начало цениться знание. Рыцарство и бюргерство стали активно использовать образованных людей для ведения своих дел. В ответ на потребность в образовании развились соборные школы, а в XII-XIII веках – первые университеты Европы. Но уже в XI веке любознательные ученики переходили из школы в школу, собирали знания, искали лучших учителей, следовали за ними. Целью обучения было занять в обществе приличное место. Появилось довольно много энергичных, деятельных школяров, из которых, однако, далеко не все хорошо устраивались. Часть из них скиталась в поисках мест. Причем это были часто неплохо образованные молодые люди, знавшие латынь, имевшие духовное звание, и, значит, – неподсудные светским судам.

Ваганты, по-видимому, частенько буйствовали в городах, на церковных и иных праздниках, в трактирах, изощряясь в самых разных вольностях. Они были кабацкими завсегдатаями, но умевшими сочинять песни и стихи на латыни. Стихи вагантов отличались вольным языком, разнообразием размеров, свободой выражения мыслей и чувств. Они распевали свои издевательские кабацкие, попрошайные, любовные песни, многие из которых до сих пор поражают читателей поэтическим совершенством.

Позднее Средневековье породило в литературе вершины, которые или не вполне или совсем уже не укладываются в рамки средневековой культуры. Ярким выражением этого является поэзия Франсуа Вийона, лиценциата и магистра искусств (окончившего Сорбонну), связавшегося с преступниками, скитавшегося по тюрьмам и дорогам Франции. Поэзия Вийона – земная, “телесная”, со смешением патетики и буффонады, трагизма и юмора, – удивительна. Она свидетельствует о том, что средневековая культура вышла на высокий уровень саморефлексии:

Я знаю, как на мед садятся мухи.

Я знаю смерть, что рыщет все губя.

Я знаю книги, истины и слухи.

Я знаю все, но только не себя.

Ф. Вийон

В целом эпоху Средневековья можно рассматривать как подготовительный этап развития европейской буржуазной цивилизации и культуры, непосредственно возникающих в позднем Средневековье с его “пламенеющей готикой” и в эпоху Возрождения.

Эпоха Возрождения в Европе приходится на XV-XVI вв. и становление и развитие ренессансной культуры являлось процессом длительным и неравномерным. Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше, чем в других странах, и путь её развития отличался исключительной последовательностью. Итальянское искусство Возрождения прошло несколько этапов.

Первые сдвиги в изобразительном искусстве и литературе, наметившиеся во второй половине XIIIв., своего рода «предвозрождение», получили название Проторенессанс.

Ему на смену в начале XIV столетия пришла волна готического искусства – эпоха треченто, расцвет которого охватывает последние две трети XIV в.

- к началу XV в. относится этап раннего Возрождения

- конец VX начало XVI вв. – Высокое или классическое Возрождение

- последние две трети XVI в. – позднее Возрождение

Общие черты эпохи Возрождения.

Возрождение поднимает ценности античности, возвращает антропоцентризм, гуманизм, гармонию между природой и человеком.

Деятели этой поры были многогранными личностями и проявили себя в разных областях.

Поэт Франческо Петрарка, писатель Джованни Боккаччо, Пико Делла Мирандола, художник Сандро Ботичелли, Рафаэль Санти, скульптор Микеланджело Буонарроти, Леонардо ДА Винчи создавали художественную культуру Возрождения, описывали человека, которая верит в свои силы.

Как культурное явление идеи ренессанса распространились по всей Европе и добрались к Украине, Грузии, Армении.

Противоречие Возрождения отразились как в личностях, так и в самых общественных отношениях.

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального – к буржуазному.

Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии.

Крупнейшие ученые эпохи Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

С Возрождения начинается эпоха становления современной науки, прежде всего развитие природного знания. Своеобразными источниками научного процесса эпохи Возрождения были, во-первых, античная культура, философия, идеи античных материалистов - натурфилософов, а во-вторых, восточная философия, которая в XII - XVIII столетиях обогатила Западную Европу знаниями в природной сфере.

Культура Возрождения - это культура раннебуржуазного общества, на формирование которой значительное влияние оказала практика последовательного развития экономики средневековых городов-государств, благодаря чему уже в XII - XV столетиях состоялся переход от средневековых форм торговли и ремесел к раннекапиталистическим формам организации жизни.

Особенное значение Возрождение имело для развития искусства, утверждение принципов реализма. Выдающиеся достижения культуры эпохи Возрождения стимулировались обращением к античному наследию, не окончательно утраченному в средневековой Европе. Как уже говорилось, культура Возрождения наиболее полно воплотилась в Италии, богатой на памятники античной архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Может быть, наиболее ярким возрожденческим бытовым типом было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие, о котором нам говорят документы Платоновской академии во Флоренции конца XV в. Здесь мы находим упоминания о турнирах, балах, карнавалах, торжественных въездах, праздничные пирах и вообще о всякого рода прелестях даже будничной жизни — летнего времяпрепровождения, дачной жизни — об обмене цветами, стихами и мадригалами, о непринужденности и изяществе как в повседневной жизни, так и в науке, красноречии и вообще в искусстве, о переписке, прогулках, любовной дружбе, об артистическом владении итальянским, греческим, латинским и другими языками, об обожании красоты мысли и увлечении религиями всех времен и всех народов. Все дело здесь в эстетическом любовании антично-средневековыми ценностями, в превращении своей собственной жизни в предмет эстетического любования.

В эпоху Возрождения высококультурная светская жизнь неразрывно связана с чисто бытовым индивидуализмом, который был тогда стихийным, неудержимым и ничем не ограниченным явлением. Для ренессансной культуры характерно несколько ее бытовых типов: религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология, магия, приключенчество и авантюризм. Прежде всего рассмотрим кратко религиозный быт, на котором сказался стихийный разгул секуляризованного индивида. Ведь все недоступные предметы религиозного почитания, требующие в средневековом христианстве абсолютного целомудренного отношения, становятся в эпоху Возрождения чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким. Само же изображение возвышенных предметов такого рода приобретает натуралистический и панибратский характер.

Можно отметить, что в эту эпоху именно в лице Франциска Ассизского (XIII в.) прежний религиозный тип достигает если не прямого пантеизма, то во всяком случае созерцательно-любовного и умиленного отношения к природе.

Определенным типом Ренессанса является та куртуазная жизнь, которая связана со «средневековым рыцарством». Средневековые представления о героической защите возвышенных духовных идеалов в лице культурного рыцарства (XI—XIII вв.) получили небывалую художественную обработку не только в виде изысканного поведения рыцарей, ной в виде изощренной поэзии на путях растущего индивидуализма.

Интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени. Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала. Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени.

Миф о юности имеет подобно другим мифам (счастливого детства, утраченного рая и пр.) все черты изначального архетипа, который постоянно возрождается, чтобы вернуться как идеальный образец в измененных ипостасях в разных культурах и в разное время. Весьма мало культур, где выше ценятся зрелость, опыт, прелести старости, чем юность.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль.

Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.

Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

В контексте рассмотрения нужно заметить, что культура Возрождения (Ренессанса) в ее общеевропейской перспективе должна быть в своих истоках соотнесена с той перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям развитого простого товарного производства.

Вся мера глубины происходившей в эту эпоху ломки системы общественных связей в рамках и на почве феодальной системы производства до сих пор до конца не выяснена. Однако вполне достаточно оснований сделать вывод о том, что перед нами новая фаза в восходящем развитии европейского общества.

Это — фаза, в которой сдвиги в основаниях феодального способа производства потребовали принципиально новых форм регулирования всей системы власти. Политико-экономическая суть определения эпохи Возрождения (XIV— XV вв.) состоит в ее понимании как фазы полного расцвета простого товарного производства.

Общество в связи с этим стало более динамичным, продвинулось вперед общественное разделение труда, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания, течение истории ускорилось.

Технические достижения эпохи Возрождения

Для философии Возрождения характерна пантеистическая тенденция. Наиболее ярко пантеизм проявился в трудах Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы. Так, для учения Телезио характерно то, что и бог, и его творение, включая бессмертную человеческую душу и целесообразно построенную природу, оказываются безличными началами.

У Патрици выше всего свет, а все мироздание вместе с человеком и материальными вещами есть только иерархийная эманация этого первосвета, т.е. перед нами неоплатонизм.

Бруно создал одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в Италии XVI в.; в основе его учения о красоте божественной вселенной и, следовательно, о красоте каждого отдельного элемента такой вселенной, героически стремящегося слиться с божеством (оно же тут и материальная вселенная), лежит основной онтологический принцип — все во всем (этот принцип используется в науке XX в.).

Весьма противоречива пантеистическая система Кампанеллы, так как в ней выступает самый настоящий монотеистический бог и вместе с тем провозглашается полная свобода чувственного восприятия человека, полная свобода основанной на нем логики, гносеологии и науки, а тем самым и полная независимость от божества и его установлений.

Противоречия системы Кампанеллы и его заигрывания с точными науками, в которых он мало что понимал, свидетельствуют как о прогрессирующем развале Ренессанса, так и о прогрессирующем становлении новейшего естествознания. Одним из самых ярких явлений эпохи Ренессанса в традиционном изложении обычно представляется гелиоцентрическая система Коперника и учение о бесконечных мерах Джордано Бруно. Тем не менее открытие Коперника было передовым и революционным событием для последующих веков, но для Ренессанса это было явлением не только упадка, но даже возрожденческого самоотрицания. Дело в том, что Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличивания человека, как период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой.

Но Коперник и Бруно превратили Землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства.

Возрожденец любил созерцать природу вместе с неподвижной Землей и вечно подвижным небесным сводом. Но теперь оказалось, что Земля — это какое-то ничтожество, а никакого неба и вообще не существует. Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и свою связь с природой, которая для него была образцом его творений, а сам он тоже старался в своем творчестве подражать природе и ее создателю — Великому художнику.

Но вместе с великими открытиями Коперника, Галилея и Кеплера все это могущество человека рухнуло и рассыпалось в прах. Возникла картина мира, в которой человек превратился в ничтожество с бесконечно раздутым рассудком и самомнением. Таким образом, гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием.

Наряду со всем этим бытовая практика алхимии, астрологии и всякой магии охватывала все возрожденческое общество снизу доверху и была отнюдь не результатом невежества.

Она — результат все той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы, которая дает себя знать даже у Фрэнсиса Бэкона, этого знаменитого поборника индуктивных методов в науке. С этим связан и тот исторический парадокс, что священная инквизиция получает расцвет в эпоху Возрождения.

Охота на еретиков и ведьм, безудержный террор и коллективные психозы, жестокость и моральное ничтожество, страдания и обычное скотство являются продуктами Ренессанса; они, как и деятельность священной инквизиции, не противостоят тогдашним великим достижениям духа и мысли человека, а связаны с ними, являются их неотъемлемой частью, выражают аутентичные стремления и потребности человека.

Возрождение весьма богато бесконечными суевериями, которые пронизывали решительно все слои общества, включая ученых и философов, не говоря уже о политиках и правителях.

Искусство Возрождения.

Культура Ренессанса, его искусство и прежде всего пластика позволяют сформулировать парадокс: архетип юности, который по своей сути является выражением поиска неизменности, на вид как бы историчен.

Основой этого парадокса служит принятое Ренессансом положение о принципиальной генетической тождественности мира природы и мира культуры. Это положение в ренессансной культуре становится лейтмотивом в сочинениях писателей, философов и художников.

Классическая формулировка Пикоделла Мирандолы в «Речи о достоинстве человека» представляет собой выражение общепринятого представления о принципиальном единстве мира.

И наконец, Ренессанс представляет собой первую культурную форму регенерации времени, сознательно выражающей идею обновления.

На эпоху Ренессанса можно также взглянуть как на великую цельную попытку начать историю заново, на акт обновления начала, регенерацию социального времени. В целом можно сказать, что именно в ренессансной культуре была выработана идея о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях.

Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер.

Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий.

Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности.

Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры.

Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве.

Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени.

По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.

Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению.

К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.

Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А. Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания "божественный".

Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто "Микеланджело Буонаротти". У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что мешает его творчеству.

А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера.

Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.

В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица - как знать, так и бюргеры.

Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые формы - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, рерракоты и майолики.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским.

И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира человечества".

Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века),

Раннее Возрождение (XV век),

Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века),

Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).

В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век.



Похожие страницы:

  1. Художественная культура Древнего Египта (2)

    Реферат >> Культура и искусство
    Художественная культура Древнего Египта ВВЕДЕНИЕ. Самобытная культура Древнего Египта (" ... Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное ... в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно ...
  2. Культура древней Греции (13)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... был поистине огромен. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов ... ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры ...
  3. Культура серебряного века в русском искусстве

    Реферат >> Культура и искусство
    ... подразделение, в общем, соответствует известной ленинской периодизации этапов революционно-освободительного движения в России ... века (как и от многих богатств мировой художественной культуры Важное отличие литературы XX века ...
  4. Периодизация культурно - исторического процесса

    Реферат >> Культура и искусство
    ... состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым ... даёт возможность представить картину бытования мировой культуры, хотя, конечно, в далеко не исчерпывающем ...
  5. Культура как предмет культурологии (2)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... экономическая культура политическая культура правовая культура научно-техническая культура художественная культура религиозная культура 3.Функции культуры. ... понятие «мировой культуры». «Мировая культура» есть реализация мирового разума или мирового духа, ...

Хочу больше похожих работ...