Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Первые пособия рекомендательной библиографии, то есть библиографические пособия, содействующие общему и профессиональному образованию, самообразованию...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
К середине 60-х гг. благодаря усилиям «прагматиков» последствия «большого скачка» в экономике были в основном преодолены. Китай подошел к уровню 1957 ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
И тем не менее между Московской и Киевской Русью налицо очень существенные различия. Они бросаются в глаза уже при чисто внешнем сопоставлении. Киевск...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Природные условия в нашем крае были благоприятны для жизни человека с древнейших времен, хотя и резко отличались от совре­менных. До начала великого о...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

- крито-микенский (эгейский) (XX-XIIIвв. до н.э.)

- гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.)

- архаический (VIII-VI вв. до н.э.)

- классический (V-IV вв. до н.э.)

- эллинистический (IV-I вв. до н.э.)

Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в зданиях. Во дворцах были ванные комнаты, водяная уборная, древнейшие в мире. Были там и ремесленные мастерские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые. Так как уловить какую-либо систему в их планировке почти невозможно, дворец воспринимался как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом.

Изобразительное искусство Крита достигло небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Упругий пронизанный движением орнамент в идее спиралевидных завитков и волн, тянувшейся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для критян. Критяне стремились правдиво передать также движения человека. Но все человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона: ноги и лицо показывались в профиль, плечи – развёрнутыми в фас, глаз – смотрящим прямо на зрителя. Такой же условностью, изображения мужчин чрезмерно худощавыми с очень узкой талией и слишком развитыми мускулами.

Однако изображение пирамиды было настолько реалистично, что человеческая фигура воспринималась как неотъемлемая её часть и почти не портили общего впечатления.

От эгейского периода сохранилось множество предметов мелкой пластики: статуэтки женщин со змеями в руках, всевозможные сосуды. Извержение вулкана на Крите в XV в. до н.э. и успешный исход войны с Троей в пользу ахейцев привели в этом регионе к новому соотношению сил.

В противоположность критским дворцы ахейских владык располагались на холмах, а не равнине, отличались симметрией и имели чёткую систему в расположении комнат и залов. Стены дворцов украшали также фресками, причём в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Торжество физической силы пронизывало микенскую культуру, находя выражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен.

В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жестокость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм.

После покорения дорийцами ослабевших в Троянской войне ахейских племён в истории Эллады, а следовательно, и древнегреческого искусства наступили «тёмные века». Дорийцы в художественном отношении стояли на более низкой ступени развития, чем ахейцы, но они умели обрабатывать железо, и с ними связано начало «железного века» в Средиземноморье. Дорийцы, вероятно, были люди суровые, не слишком эмоциональные, и как нельзя лучше эти их черты отражает искусство сурового геометрического стиля с преобладанием в нём линейного орнамента: кругов, треугольников, ромбов, который они принесли с собой. Человеческую фигуру изображали в профиль, состояла она из перевёрнутого вершиной вниз треугольника-туловища, двух приставленных к нему ног, плетевидных рук и маленькой круглой головы с торчащим носом. От этого периода почти не осталось памятников зодчества, так как материалом ему служило дерево. Представление об архитектуре того периода дают плохо сохранившиеся остатки фундаментов, а также рисунки на вазах и погребальных урнах, свидетельствующие о том, что деревянные дворцы и храмы были украшены блестевшими металлическими изделиями.

В художественном плане искусство дорийцев с их геометрическим стилем было проще, примитивнее изобразительного искусства Крита, но оно отличалось рациональностью, и в результате дальнейшего их соединения были созданы памятники, затмившие славу египетских пирамид.

«Тёмные века» в истории Греции были все-таки не совсем тёмными, ибо именно тогда жил и творил гениальный Гомер, По словам древнегреческого философа Платона, «воспитавший Элладу». Гомером были созданы большие эпические поэмы «Иллиада» и «Одиссея» , ставшие первыми произведениями мировой литературы.

В архаичный период глубокое влияние на жизненный уклад греков и последующее культурное развитие оказала колонизация, начавшаяся в поисках перспективных торговых путей. Ремесло и торговля стали завидным занятием, приносящим богатство и почёт, что обусловило переворот ив социальных отношениях.

В процессе колонизации устанавливались связи с чужеземными народами и происходило постепенное взаимопроникновение различных культур. Так в VIII в. до н.э. греки заимствовали в Ионии письменность, созданную на основе финикийского алфавита и составившую в последствии основу европейской письменности.

В архаичную эпоху появляется лирика, рождение которой свидетельствовало л тои, что человеческая личность как предмет искусства, поэзии становится всё более зрелой и многогранной. Поэтическое мироощущение рождается не в результате общения с богами, а личностью певца и его окружением. Лирические произведение, выражавшие радость, горе ненависть, любовь, страдания личности исполнялось обычно под звуки лиры или кифары. Поэзия и музыка сливались в единое произведение.

Архаическую эпоху под влиянием Востока в вазописи появляются изображения зверей, сфинксов, фантастических существ ( коринфский стиль). С конца VII века меняется техника вазописи – преобладающим стилем становится так называемый чернофигурный стиль, а с конца VI в. – краснофигурный. На вазах изображены сцены гомеровской Иллиады, подвиги Геракла и других греков греческой мифологии, битвы греков с легендарными женщинами воительницами, амазонками, эпизоды из жизни греческих богов. На краснофигурных вазах мы уже видим сцены мирной обыденной жизни. Высокого мастерства достигли греки архаического периода в скульптуре Вначале в ней ощущалось влияние египетского искусства. Но уже архаический период греческая скульптура оформляется в самостоятельный тип, который резко отличается от египетского искусства искусной передачи красоты человеческого тела динамики движения.

Эпоха архаики была временем зарождения эллинской архитектуры. Основным типом был храм, служивший жилищем божества, с VII в. до н.э., когда для сооружения храмов стали использовать камень, была выработана строго продуманная система пропорций между колоннами и лежащим на них перекрытием. Эта система получила название «ордер» (от «ordo» - строй, порядок) и была положена в основу всей последующей древнегреческой архитектуры.

Существовало несколько типов греческого храма, но наибольшее распространение получил периптер, что означает «со всех сторон окрылённый», т.е. окружённый колоннами.

Таким образом в эпоху архаики зародились основный виды греческого искусства и начали формироваться типические черты греческой культуры: чувство меры, пластичность форм, динамизм, преклонение перед физической красотой, культ спорта, воинской доблести; общение с богами как с равными себе и, конечно, почитание Зевса как правителя Земли и Неба.

Классический период в историю греческой культуры V в. до н.э. вошёл как период её наивысшего расцвета. Он был подготовлен всем предшествовавшим развитием культуры, однако огромное значение для этого поразительного подъёма имела победа над могущественными персами в 480-449 годах до н.э. именно с этого события начинается стремительный рост национального, «всеэллинского» самосознания, которое выразилось в необычайном расцвете всех областей культуры.

Пластика. Высшим достижением эллинского духа считается классическая пластика. В скульптурах гениальных мастеров того времени воплощен идеал гармоничного человека, который изоб­ражается во всем совершенстве своей физической и нравственной красоты. В его спокойном величии нет подавляющей силы, но ощущается гордое сознание своего достоинства (статуи скульпторов Мирона и Поликлета). Образный смысл греческой статуи удачно выражен Софоклом: «В мире много сил великих, но сильнее чело­века нету в мире ничего».

Архитектура. Греческая архитектура классического периода раз­вивала и совершенствовала тип храма, сложившийся в зодчестве архаики. Формы храмов V в. до н. э. отличались удивительной четкостью конструкции и исключительной гармонией пропорций (храм Зевса в Олимпии, храм Эфеи в Эгине, храм Посейдона в Пестуме, Парфенон афинского Акрополя и др.).

Крупнейший памятник эпохи Перикла — афинский Акро­поль — замечательный архитектурно-скульптурный ансамбль, со­зданный под руководством выдающегося скульптора V в. до н. э. — Фидия. Парадным входом в Акрополь служили Пропилеи, соору­жение, отличавшееся строгостью и ясностью форм. Слева к пор­тику Пропилеи примыкала пинакотека — картинная галерея, а справа на естественном выступе скалы стоял небольшой удиви­тельно стройный и изящный храм Ники. Сразу за Пропилеями возвышалась огромная статуя Афины-воительницы. Золотое ко­пье в ее руке служило маяком для подплывавших к Пирею судов. Центральное место в ансамбле Акрополя занимал Парфенон — храм Афины-Девы. В его главном помещении — целле — стояла знаменитая статуя Афины-Девы, выполненная Фидием из слоновой кости и золота. Скульптурный ансамбль Парфенона — одно из величайших творений мирового искусства. На восточном фрон­тоне запечатлена сцена рождения богини из головы Зевса, на за­падном — спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. На метопах изображены эпизоды греческой мифологии. Гени­альным творением Фидия признан рельефный фриз, на котором изображено торжественное шествие на Акрополь. Композиция фриза поражает идейной, тематической и ритмической цельнос­тью. Творчество Фидия — вершина греческой классики. Его про­изведения воплощают величие человека-гражданина, в котором физическая и нравственная красота слиты воедино. Скульптур­ные украшения Парфенона органически связаны с архитектурой храма. Зодчество и скульптура выступают здесь как равноценные составляющие, дополняя и обогащая друг друга. Таким образом греческие мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величай­ших проблем искусства, которая во все эпохи стоит перед архи­текторами и скульпторами, — проблему синтеза архитектуры и скульптуры. Именно в этом отличие искусства Греции от искус­ства Древнего Востока, где монументальное зодчество подчинило себе скульптуру.

Театр. В духовной жизни Афин утверждение демократического строя совпадает с расцветом греческого театра и творчеством Эс­хила, Софокла и Еврипида.

Театр под открытым небом, вмещавший почти все мужское население города, был важной сферой общественной жизни Афин. Греческая драма составила эпоху в истории мирового театра. В ней всегда присутствует тема судьбы, именно судьба разрешает все кол­лизии и дает на них ответ в последней инстанции. Эсхил, Софокл и Еврипид написали более трехсот произведений и заложили ос­новы греческой литературы и драматургии. Из этого наследия до нашего времени дошли лишь 33 произведения.

Первым великим греческим драматургом был Эсхил (ок. 525— 456 гг. до н. э.). Участник сражения греков с персами при Марафо­не, он показал трагическое поражение греков в этой войне в драме «Персы».

В своих драмах Эсхил развивает тему ответственности челове­ка перед богами. Нарушает ли человек предначертания и волю богов, или гордость мешает ему смириться перед ними, — в любом слу­чае его ожидает неизбежное возмездие. Бессмертные боги не про­щают человеку свободолюбивых порывов. Перед судьбой нужно только смириться. И человек принимал неизбежный приговор судь­бы.

Это не был призыв к покорности и пассивности. Это был при­зыв к мужественному осуществлению своей неотвратимой судьбы. Героизмом, а вовсе не смирением проникнуты драмы и трагедии Эсхила. В «Прометее» драматург показал дерзкий бунт против бога: Прометей украл у богов огонь, чтобы принести его смертным лю­дям; Зевс приковал Прометея к скале, где орел ежедневно клевал его печень. Но ни Зевс, ни орел не могут победить сопротивления Прометея: ведь люди овладели огнем в своей земной жизни. Осо­бое место в творчестве Эсхила занимает «Орестея». Это трилогия о мести и искуплении: гомеровский герой Агамемнон убит своей женой и ее любовником; сын и дочь мстят убийцам. Преступление должно караться, от неизбежной судьбы убийцы уйти не могут.

Софокл (ок. 496-406 гг. до н. э.) ставит в своих трагедиях веч­ные проблемы: отношение к религии («Электра»), свободная воля человека и воля богов («Царь Эдип»), интересы личности и госу­дарства («Филоктет»). Если у Эсхила пружиной действия было стол­кновение божественных сил, определяющих человеческую судьбу, то Софокл ищет ее внутри человека — в мотивах его поступков, в движении человеческого духа. Он уделяет особое внимание психо­логической разработке характеров своих персонажей. Софокл не подвергает сомнению божественное установление и его значимость для человека. Он, как и Эсхил, подчеркивает, что все совершается по воле Зевса, или рока. Но человеческое участие в осуществлении этой воли выражено здесь активнее. Человек сам ищет пути к ее исполнению.

В трагедиях Еврипида (ок. 480—406 гг. до н. э.) появляется кри­тический взгляд на мифологию как основу греческой религии. Они полны филиппик против богов, а богам отводится по большей ча­сти неблаговидная роль: они бессердечны, мстительны, завистли­вы, лживы, они воруют, совершают клятвопреступления, они допускают страдания и смерть невинных. Еврипида занимает не ус­тройство мироздания, а судьба человека, его нравственный путь. Среди произведений Еврипида особенно выделяются знаменитые трагедии с ярко выраженной психологической направленностью, обусловленной интересом драматурга к личности человека со все­ми ее противоречиями и страстями («Медея», «Электра»).

Комедии Аристофана (ок. 445—385 гг. до н. э.), над которыми в конце V в. до н. э. смеялась вся Греция, — смелая сатира на совре­менное ему общество. Аристофан высмеивает воинственный дух («Ахарняне», «Всадники»), завоевательские походы афинян («Ва­вилоняне»), а также городскую жизнь с ее торгашеским духом и фетишем денег, стремлением к безделью и мнимым политическим



Похожие страницы:

  1. Художественная культура Древнего Египта (2)

    Реферат >> Культура и искусство
    Художественная культура Древнего Египта ВВЕДЕНИЕ. Самобытная культура Древнего Египта (" ... Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное ... в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно ...
  2. Культура древней Греции (13)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... был поистине огромен. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов ... ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры ...
  3. Культура серебряного века в русском искусстве

    Реферат >> Культура и искусство
    ... подразделение, в общем, соответствует известной ленинской периодизации этапов революционно-освободительного движения в России ... века (как и от многих богатств мировой художественной культуры Важное отличие литературы XX века ...
  4. Периодизация культурно - исторического процесса

    Реферат >> Культура и искусство
    ... состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым ... даёт возможность представить картину бытования мировой культуры, хотя, конечно, в далеко не исчерпывающем ...
  5. Культура как предмет культурологии (2)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... экономическая культура политическая культура правовая культура научно-техническая культура художественная культура религиозная культура 3.Функции культуры. ... понятие «мировой культуры». «Мировая культура» есть реализация мирового разума или мирового духа, ...

Хочу больше похожих работ...