Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Основа успіху будь-якої сучасної колективної діяльності відносини співпраці і взаємодопомоги в противагу конфлікту і конфронтації. Поведінка, що орієн...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решени...полностью>>
Психология->Реферат
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конф­ликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек являетс...полностью>>
Психология->Реферат
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемам...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

  1. Место психологии труда, инженерной психологии и профессионального самоопределения среди других наук.

На основе анализа докладов на конгрессах Международной Ассоциации прикладной психологии (как преемницы Международной психотехнической ассоциации) выделены основные направления развития современной психологии труда:

  • область хозяйственных задач остается самой представительной (хотя еще в психотехнике пытались рассматривать целый комплекс проблем, связанных с трудом, включая медицинские, педагогические вопросы);

  • усложнение техники стало проблемой не только одной страны, но всего человечества (пример Чернобыльской аварии);

  • в настоящее время вопросы "организационной психологии" часто "поглощают" другие проблемы психологии труда, т.е. в "моде" психология управления, менеджмент;

  • в организационной психологии все больше сближаются традиционные вопросы психологии труда с проблемами социальной психологии;

  • в настоящее время распространен термин "организационная психология и психология труда", объединяющий знания о труде в организациях и о самом работающем человеке. Примечательно, что в МГУ, на факультете психологии именно такое название используется для обозначения бывшей кафедры "Психология труда и инженерная психология", поэтому нет оснований бояться, что организационная психология "поглотит" психологию труда.

Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях современной научно-технической революции психология труда призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. Психология труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т.д.

2. Предмет и задачи инженерной психологии и психологии труда.

Инженерная психология – научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.

Психология труда – это раздел, изучающий процессы самореализации человека в трудовой деятельности, развитие и формирование личности в процессе труда. В психологии труда предмет – это субъект труда.
В инженерной психологии главный субъект труда – это «оператор» - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Основными задачами инженерной психологи являются:

  1. Анализ функций человека в СЧМ, изучение структуры и классификация деятельности оператора.

  2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором, которое включает: прием информации, переработку информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий.

  3. Разработка принципов построения рабочих мест операторов.

  4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ.

  5. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ, которая включает: профессиональный отбор, обучение, тренировку, формирование коллектива.

  6. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача является обобщающей и при ее реализации используются результаты, полученные при решении всех предыдущих задач.

  7. Определение экономического эффекта инженерно-психологических разработок.

Рассмотренные задачи решаются как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации СЧМ.

Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях,- это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

Для решения этих задач могут применяться (и применяются) технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия. Например, замена станков более совершенными или введение новой технологии приводят к повышению производительности труда, а улучшение вентиляции и освещения в цехах благотворно сказывается на здоровье рабочих. Психология решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимальное использование – свойств индивида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих.

3. Основные направления и понятия инженерной психологии: человек-оператор, информационная модель, цикл регулирования, трудовой пост.

Человек-оператор управляет сложной техникой через информационные процессы. Операторы подразделяются на следующие группы:

1 – операторы-технологи (они непосредственно включены в технологический процесс, работают по чёткой инструкции);

2 – операторы-манипуляторы (они управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина – это лишь усилитель мышечной энергии);

3 – операторы-наблюдатели, контролёры (это различные диспетчеры транспортных систем, АЭС…). Такие операторы работают в реальном масштабе времени, так как готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному…

4 – операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели – это, например, пользователи вычислительных машин, дешифровщики изображения…);

5 – операторы-руководители ( управляют не столько техникой, а другими людьми, в том числе – с помощью специальных технических средств и каналов связи…).

Информационные модели – множество сигналов, несущие информацию оператору, организованные по определённым правилам.

Цикл регулирования – это промежуток времени от момента изменения объекта до момента перевода в его в новое состояние. Цикл включает в себя: восприятие информационной модели, принятие решений по проблеме, реализация управляющих действий и преобразование управляемого объекта.

Трудовой пост – это совокупность целей, средств и условий труда, характеризующий профессиональную деятельность в конкретной ситуации.

Трудовой пост (см. Климов, 1988, с.39-45) – это не то, что можно «очертить конкретно».., – это « многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются:

1 – цели, представление о результате труда;

2 – заданный предмет труда;

3 – система средств труда;

4 – система профессиональных служебных обязанностей;

5 – система прав работника;

6 – производственная среда (предметные и социальные условия труда).

(Это определение из книги Н.С.Пряжникова «Психологический смысл труда», с.33).

4. Методы инженерной психологии.

 1. Организационные методы, обеспечивающие комплексный подход к исследованию систем взаимодействия человека и машины – СЧМ (главное в этих методах – не столько синтез изолированных исследований, сколько «синтез нового» знания).

2. Эмпирические способы получения нового знания:

1) психофизиологические методы (исследования или испытания): исследование - раскрывают механизмы и закономерности взаимодействия человека и техники; испытания - выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;

2) физиологические методы (служат для определения энергозатрат организма оператора, а также «психофизиологическую цену» успешности в труде);

3) наблюдение и самонаблюдение;

4) эксперимент (лабораторный, производственный, «формирующий»);

5) диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью...);

6) приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий...);

7) метод моделирования деятельности оператора (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование…) – это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.

3. Методы приема и обработки данных (количественные и качественные); математические способы (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений); разновидность математических методов - имитационные (моделирование с помощью ЭВМ отдельных трудовых процессов и труда в целом).

   4. Способы интерпретации данных (в контексте целостного, системного подхода).

5. Психофизиологические основы деятельности оператора.

Приём информации – это процесс формирования субъективного образа. Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки. Прием информации человеком-оператором необходимо рассматривать как процесс формирования перцептивного (чувственного) образа. Под ним понимается субъективное отражение в сознании человека свойств действующего на него объекта. Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом. Оно включает несколько стадий: обнаружение, различение и опознание.



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Шпаргалка по Психологии (1)

    Шпаргалка >> Психология
    ... , который в 1898 г. опубликовал работу «Очерки по психологии детства». Во Франции А. Бине основал ... , формирование профессионального кредо, концепции учительского труда; соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном ...
  2. Шпаргалка по Психологии (7)

    Шпаргалка >> Психология
    ... по-прежнему оставался ведущим. Неоценимый вклад в разработку материалистических основ психологии внесли труды ... возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, ...
  3. Шпаргалка по Психологии (10)

    Шпаргалка >> Психология
    ... исследований: в эмпирической субъективной психологии, ассоциативной по характеру и интроспективной по основному методу; в гештальтпсихологии ... флегматичный — уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на ...
  4. Шпаргалка по Психологии (11)

    Шпаргалка >> Психология
    ... обсуждается практически в каждом введении в психологию и в каждом учебнике по психологии развития, обычно в контексте обусловливания ... , о периоде сознательного учения с разделением игры и труда, о периоде юношества с развитием самостоятельности и началом ...
  5. Шпаргалка по Психологии (15)

    Шпаргалка >> Психология
    ... , инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Социальная психология изучает социально ... по первоначальной, а по преобразованной мотивации. Термином «мотивация» в современной психологии ...

Хочу больше похожих работ...