Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Тибе́рий Юлий Це́зарь А́вгуст (лат. Tiberius Julius Caesar Augustus; урожденный Тиберий Клавдий Нерон, лат. Tiberius Claudius Nero, 42 до н. э.—37) — ...полностью>>
История->Реферат
Ма́о Цзэду́н (кит. трад. 毛澤東, упр. 毛泽东, пиньинь MáoZédōng, палл. Мао Цзэдун, Уэйд-Джайлз Mao Tse-Tung; 26 декабря 1893 — 9 сентября 1976) — китайский ...полностью>>
История->Реферат
Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская кампания. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономичес...полностью>>
История->Курсовая работа
Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней реформы (местного самоуправления, т.е. земская и городская, судебная, отмена телесн...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

БИЛЕТ № 1.

1Восточные славяне в древности:расселение, хоз-во, верования. Проблема происх. Древнерусс. гос-ва.

2. Религиозная и идеалогическая модернизация стран Востока в XX века .

3. МПИ как наука: предмет, задачи и осн. факторы.

Исходной позицией для рассм-я истории славян как считает Рыбаков надо считать п/д отделения слав-ой яз-ой семьи от общего индоевроп-го массива, который датируется сер II тыс. до н.э. Предки славян – праславяне. Вычленение праславян из индоевроп-го массива б рез-ом рассел-я, перемеш-я, слив-я племен. В сер II тыс. до н.э. шел процесс консолидации осевших родственных племен в большие этнические группы. Одной из них и б праславяне. Ранние соч-я не упоминают ни одного названия племен славян. Сведения о слав скрываются под этнонимами.

1-ые упоминания о славянах в письмен источ-х – «Естественная история» Гая Плиния Старшего. В нем гов-ся о пленение венедов. Венеды – это насел-е висло-одерского междуречья. В 19 в Суровецкий заявил, что венеды-это и есть слав. Позже Шахматов опроверг эту т.з., заявив, что нет основания отождествлять эти два понятия. В сер. I тыс. н.э. сведения о славянах уже более обширные и точные. В 50-е гг. 6 в на земли Сев Причерноморья, которая в 5 – 6 в были колонизированы славянами вторглись авары и именно они стали той силой, которая привела в движение слав племена.

С сер 6 в слав попадают в поле зрения зап хронистов и арабо-язычных авторов. 1-ые сообщения о слав-х, как самостоят-ой группе сод-ся в трудах Иордана (готский историк). Он писал, что к сев от р. Вистулы на огром пространстве обитает племя венедов. Хотя назв-е этих племен меняется в зависимости от их обитания.

Араб авторы знали только русов. Их соч-я относятся к 9-11в. Арабы писали о торговцах русах, которые по Дону приходили в Хазарию. Ибн Русте: русы очень смелые, носят шаровары и их связывают у колен. Среди русов много вероломства.

Араб авторы отожд-ют землю русов с областью оз.Ильмень. Соч-я араб авторов 10в сод-т инф-цию о столкновении русов и хазар. Т.о., сущ-ет много предположений относительно русов. По мнения историков арабы называют русами ни один и тот же народ.

1. Происхождение славян

Сущ-ет немало гипотез об их происхождении. Все теории можно ÷ на 2 группы:

1) 1 т/з славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Славяне коренное нас-е сев Поднепровья, бас-на р. Припять. Основные концепции происхождения славян. Нестор: прародина славян нижнее теч-е Дуная и Подонья, оттуда они начали свое расселение. Дунайскую прародину славян признавал и Соловьев. Ключевский считал прародину славян Прикарпатье.

Нидерле: прародина славян расположена севернее Карпат и объясняет это тем, что венеды жили между балт морем и венедскими горами (Карпаты), территорию Придунавья они заняли в течении Iтыс. н.э.

Шахматов: славяне, так же как и балтийцы яв-ся автохтонами прибалт-го края. Балт-ая общность распалась на балт-ую и слав-ую. Было две прародины славян: 1-балтийское побережье(нижнее течение реки Неман и Зап. Двины); 2-берега реки Висла.

миграционные теории. Восточнослав-ая ветвь выделилась в I в н.э из общеслав-ой группы восходившей к индоевроп-ой слав-ой общности. П/е ее выделения идет миграция на восток в связи с великим переселением. Общеслав-ая прародина – бас-н р. Вислы или Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. (Дунайская-Соловьев, Ключ-й; Прибалтийская- Ломоносов, Кузьмин). Их название чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне – живущие в поле; древляне – живущие в лесах) или названия реки (например, бужане – от реки Буг, мораване – от реки Моравы). Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные. На территории Восточно-Европейской равнины, как известно из летописных источников, к VIII – IX векам сложилось 12 славянских союзов племенных княжеств

3. Занятия древних славян

-земледелие. (подсечно-огневым и переложным); животноводство (белку, куницу, соболя); бортничество; рыболовство. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговная дорога- путь "Из Варяг в Греки" (водный путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию).: Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.

Еще не зная грамоты, славяне имели некоторые сведения об арифметике, хронологии. Наблюдая времена года, делили его на 12 месяцев: просинец (январь) - от синевы неба.. “сечень” (февраль); “сухий” (март); “березол”(апрель) - от березовой золы; травный (май); изок (июнь) - от какого-то древнего названия птички; червен (июль) – видимо, от красных плодов и ягод; зарев (август) - от зари или от зарницы; рюен, или ревун (сентябрь) - от рева зверей; листопад (октябрь); груден (ноябрь) - от груд снега или мерзлой грязи; студеный (декабрь).

Религия. Язычество - это система первобытных верований, основанных на обожествлении окружающей среды и политеизме.Этапы язычества 1 этап - представления об упырях и берегинях; 2 этап - культ Рода и Рожаниц (Лады и Лели) - земледельческий этап ;3 этап - многобожие и впоследствии культ Перуна.
Возникновение государства. Нет в истории Рос вопросов, которые бы вызывали столько споров, чем вопрос «откуда пошла земля русская», кто такой Рюрик и варяги отождествляемые с Русью. Еще Байер считал, что варяги – это название скандинавов, давших государс-ть Руси. Именно Байер заложил основу норманнской теории(Байер, Шлецер, Миллер)-опираясь на летописное известие о призвании варягов, утверждали, что именно они принесли на слав земли госуд-сть. Т.з. антинорманнистов (Ломоносов) - отрицали какую-л созидательную роль варягов и всячески подчерк-ли слав-ое происхож-е Др.рус гос-ва. Попов: утверждал, что варяги явились на Русь из северогерм-х земель и исполняли здесь роль наемников. Рыбаков полагает, что к тому моменту, когда на сев слав-х земель появ-сь варяги, в среднем Поднепровье уже слож-сь Киев. Русь. Варяги-пришельцы не овладели рус городами, а ставили свои лагеря рядом с ними. Он признает реальность Рюрика, но сомневается в– Синеусе и Труворе. Рыбаков считает, что в рус историч-ой лит-ре 11в. сущ-ли и боролись 2 взгляда на происхождение Рус гос-ва. Согласно 1, центром Руси и собирателем слав-х земель яв-ся Киев, согласно 2 – Новг-д. С этим и связанно наличие 2-х легенд. Для Новг-цев – это призвание варяг (Рюрика, Синеуса и Трувора), для Киевлян – призвание Кия с братьями. Но как отмечает Нестор в ПВЛ княж-ая вл-ть в Киеве оказалась не только пришлой, но и запятн-ой кровью, т.к. Олег приплывший из Новг-да убивает Аскольда и Дира.

Больш-во ученых поддерж-ют мысль академика Грекова о феод-ом хар-ре Др.рус гос-ва, т.к. развитие феод-х отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в соц-эк-ом развитии Др. Руси.

Пол-й строй Др Руси хар-ся как раннефеод-ая монархия. Во главе гос-ва стоял вел-й князь. Он имел при себе думу из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а т.ж. аппарата управл-я, кот-й ведал сбором дани, судеб-и делами, взысканием штрафов.

Князья отдельных земель находились в вассальной завис-ти от вел князя. В раннефеод-ом общ-ве выделилось 2 осн-х класса – кр-не (смерды) и феодалы. Смерды ÷ на свобод-х общинников и завис-ых. Своб-е имели свое натур-ое хоз-во, платили дань и яв-сь для феод-в источ-ом пополнения категории зависимых людей. Завис-е насел-е сост-о из закупов, рядовичей, изгоев, припущенников и холопов. Закуп-попадал в завис-ть взяв купу (долг). Рядович- п/е заключ-я ряда (договора). Изгои–обедневшие выходцы из общины, а припущенники – вольноотпущенные рабы. Нормы раннефеод-го права нашли отражение в Рус Пр. Рус Пр б кодексом др. рус-го феод-го права В ст. Рус Пр гов-ся об установлении права феод-ой собст-ти не т/о на землю и угодья но и на движ-е имущ-во коней орудия производства и др. Для эпохи предшеств-ей Рус Пр хар-ым объед-ем сел-го нас-я б сосед-я община-выросла из сем-й .

Важн знач-е для Руси имело принятие хр-ва. Крещ-е Влад-ра – поворот-й момент хр-ции Руси, но сама хр-ция произошла не сразу, она растянулась, (Бахрушин) на 10летия. Крещ-е оказало влияние и на к-ое разв-е Руси. Тихомиров книж просвещ-е на Руси связывает с распростр-ем хр-ва.

Князья: 882 – 912 гг. Олег. Объед-л б часть восточнослав-х земель, образование Др.рус гос-ва - Киев Руси; поход на Констан-ль в 907 г. 912 – 945 гг. Игорь. Отразил набеги кочев-в-печенегов; 941(неуд.) и 944(выгод. дог) гг. походы на Визан-ю; 945 г. при сборе полюдья с древлян был убит. 945 – 964 гг. Ольга. Отомстила древлянам за смерть мужа, учредила уроки( размер дани) погосты(место сбора дани), в 957 г. поездка в Виз-ю и принятие хр-ва (Елена). 964 – 972 гг. Святослав. В 964 – 966 гг. покорил вятичей, разбил волжских булгар; 965 г. разгром Хазарского каганата; 980 – 1015 гг. Владимир.980 Языч-я реф-а; 988 г. принятие хр-ва, крещ-е Руси. 1036 – 1054 гг. Ярослав Мудрый. 1036 г. поражение печенегов под Киевом; создатель «Рус Пр».

2. XX век - век радикальных сдвигов, сопряженных с "пробуждением" народов Востока, век обретения ими политической независимости и активного вовлечения в систему мирового хозяйства. Это век вызова традиционным идеалам, век сомнений в ценностях национальной культуры, век пересмотра устоев жизни, в том числе и духовных. Модернизация – процесс движения доиндустриальных обществ, основанных на традиционных типах социальности, к тем экономическим и политическим системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран капитализма. Таким образом, модернизация означает, прежде всего, рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального производства, расширение современных форм потребления, но вместе с тем создание условий (социальных, политических и культурных) для развития нового производства. Она означает и освоение новых типов духовности (нового мышления) в сферах, связанных с новыми формами производственной деятельности.

К числу важнейших факторов модернизации в культурной сфере относятся следующие: дифференциация духовных систем и ценностных ориентаций, секуляризация (в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению) и плюрализация (придание чему-л. характера множественности, разнообразия на основе принципов плюрализма) общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие масс-медиа.

Общества восточной (азиатской) формации были способны достичь более высоких ступеней развития лишь под воздействием социальных организмов вышестоящих формаций. Последними по сути явились капиталистические страны Запада, которые в ходе колонизации Востока объединили большую часть человечества в единый капиталистический мир – систему. С середины XX века на основе сращивания экономик стран этой системы началась трансформация их в единый сверхорганизм, то есть глобализация. Хотя процесс глобализации не привел к ликвидации отдельных государств, его влияние на них стало определяющим. Так, центр глобальной системы капитализма (Запад или страны «золотого миллиарда», эксплуатируя периферию этой системы (государства зоны зависимого капитализма)), обрек ее на стагнацию и маргинализацию. Это основное, глобальное противоречие нашей эпохи породило глобальное классовое противоборство центра и периферии. Антизападная борьба периферии невозможна без формирования определенной идеологии. Как и в других регионах развитие идеологии современного Востока является сложным, противоречивым. Основные причины этого – несовпадение интересов различных классов, социальных групп, этносов, конфессий, стран, регионов Востока, а также противоречивый характер процесса заимствования востоком культурной эстафеты от более развитого Запада. Ведь не желая быть объектом эксплуатации Запада, население Востока стремиться ныне сравняться с народами «золотого миллиарда» в развитии экономики и уровне жизни, то есть вестернизироваться, модернизироваться. Необходимым условием вестернизации выступает заимствование у Запада достижений научно-технической революции и многих других ценностей. В ходе этого заимствования на Восток проникает и чуждая его традициям идеология. Однако развивающиеся страны, желая во многих отношениях жить «по западному», достичь вершин материальной культуры Запада в процессе догоняющей модернизации, опасаются, что западная идеология станет орудием разрушения духовной культуры его народов, средством их идеологического закабаления, то есть очередной формой неоколониализма. А так как противостояние идеологии центра, включая прогрессивную, происходит под лозунгом сохранения традиционных духовных ценностей периферии, процесс вестернизации Востока облекается в неадекватные идеологические одеяния. Например, реальные интересы эксплуатационных масс и национальной буржуазии «третьего мира» требуют освобождения от гнета западных неоколонизаторов и их отечественных союзников (компрадоров, коррумпированного чиновничества, квазифеодалов, мафии). Традиционные же духовные ценности Востока деформируют эти интересы до неузнаваемости. В итоге борьба модернизирующегося «третьего» мира за сохранение своих традиционных ценностей порождает националистические идеологии в форме расизма («черного», «желтого» и др.), немарксистского социализма, религиозного фундаментализма (исламского, индуистского и т. п.), светского милитаризма и т. д.



Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Истории (5)

    Шпаргалка >> История
    ... Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались. "Шпаргалка по отечественной истории" Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины ... ; 3) началось железнодорожное строительство. "Шпаргалка по отечественной истории" Россия в XIX в. продолжала оставаться ...
  2. Шпаргалка по Истории (6)

    Шпаргалка >> История
    ... повестку дня вопрос и создании труда по истории Российского государства. XVII в. отмечен замечательными ... профессор Московского университета, крупный специалист по истории средневековой Европы Т.Н. Грановский. Примерно в это ...
  3. Шпаргалка по Истории (13)

    Шпаргалка >> История
    ... лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана ... (такое название в истории получили эти события) разошлись по Москве и вызвали недовольство ... «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. ...
  4. Шпаргалка по Истории (3)

    Шпаргалка >> История
    ... : гражданская история, политическая, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, ... реформа управления государственными крестьянами; • работа по систематизации законодательства; • денежная реформа. Основная ...
  5. Шпаргалка по Истории (9)

    Шпаргалка >> История
    ... значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную ... ленинского понимания роли личности в истории. Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации ... . Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018479824066162