Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Социальная терапия – целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединен...полностью>>
Психология->Статья
Нормализация семейных отношений является одной из самых важ­нейших задач реабилитации наркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов ...полностью>>
Психология->Реферат
Когда педагоги рассказывают о своей работе с детьми с отклонениями, от них часто можно слышать нелестные замечания в адрес родителей ребенка Дескать, ...полностью>>
Психология->Реферат
Кожний лікар, бажаючи того або не бажаючи, є більш-менш гарним психотерапевтом Тому що взаємне відношення двох осіб, лікаря й пацієнта, з необхідністю...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Таблица 6

Результаты исследования 3 курса – оценка за посещение факультативов

Имя студента

Успеваемость

Средний балл

Оценка студента

Самооценка

(средний балл за чтение и пересказ)

Влад Щ.

55555555555544445555555555555

4,9

4,4

5

Андрей Б.

5555555555555554555555555444

4,9

4,7

4,5

Андрей К.

55555555555444455555555

4,8

4,6

5

Лёня К.

5555555555444445555555555554

4,8

4,5

4,5

Марина Л.

555555555553555555555555555

4,6

4,8

4,5

Паша К.

5555555555555553445555555554

4,8

4,8

4,5

Таблица 7

Результаты исследования 4 курса – оценка за успеваемость

Имя студента

Успеваемость

Средний балл

Оценка студента

Самооценка

Вадим Г.

55555444443

4,1

4,2

5

Вита И.

555555555544

4,8

4,2

4

Владик Ж.

554344554444

4,3

4

3

Алёна А.

44445545355

3,9

4,4

4

Маша А.

4444554545334

4,2

3,6

5

Настя Л.

4545544544444

4,3

4,4

4

Таблица 8

Результаты исследования 4 курса – оценка за посещение факультативов

Имя ученика

Успеваемость

Средний балл

Оценка учащихся

Самооценка

(средний балл за чтение и пересказ)

Вадим Г.

4555555

4,9

4,3

5

Вита И.

554555555

4,9

4,3

5

Владик Ж.

554545555

4,8

4,4

5

Алёна А.

444554543

4,2

4,6

3,5

Маша А.

545455554

4,7

4,1

4

Настя Л.

545534544

4,3

4,5

3,5

После обработки результатов, полученных в ходе исследования самооценки юношеского возраста можно подвести итог.

Таблица 9

Самооценка студентов 2 курса

Имя студента

Самооценка относительно успеваемости (успеваемость/факультатив)

Самооценка относительно оценки других испытуемых (успеваемость/факультатив)

Андрей З.

Завышенная/Адекватная

Адекватная/Адекватная

Данил К.

Адекватная/Адекватная

Завышенная/Адекватная

Денис С.

Завышенная/Завышенная

Завышенная/Завышенная

Кристина М.

Адекватная/Завышенная

Заниженная/Завышенная

Лиза С.

Адекватная/Адекватная

Завышенная/Адекватная

Настя Ф.

Завышенная/Завышенная

Адекватная/Завышенная

Из данной таблицы видно что:

  1. у Андрея З. самооценка – устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению, относительно оценки учителя;

  2. у Данила К. самооценка – устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению относительно оценки своих одноклассников;

  3. у Дениса С. самооценка – устойчивая, неадекватная, заниженная;

  4. у Кристины М. самооценка – неустойчивая;

  5. у Лизы С. самооценка – устойчивая, адекватная, но иногда склонная к завышению относительно оценки учителя;

  6. у Насти Ф. самооценка – устойчивая, неадекватная, завышенная.

Итак, можно сделать вывод, что самооценка у студентов 2 курса в большинстве своём устойчивая, адекватная (3 человека), но имеющая тенденцию в некоторых случаях к завышению или занижению. У одного человека встретилась неустойчивая самооценка.

Таблица 10

Самооценка студентов 3 курса

Имя студента

Самооценка относительно успеваемости (успеваемость/факультатив)

Самооценка относительно оценки других испытуемых (успеваемость/факультатив)

Влад Щ.

Адекватная /Адекватная

Адекватная/ Завышенная

Андрей Б.

Адекватная/Заниженная

Завышенная/Заниженная

Андрей К.

Адекватная/Адекватная

Адекватная/Адекватная

Лёня К.

Адекватная/ Заниженная

Заниженная/ Адекватная

Марина Л.

Адекватная/Адекватная

Адекватная/Адекватная

Паша К.

Адекватная/Адекватная

Адекватная/Адекватная

Из данной таблицы видно что:

  1. у Влада Щ. самооценка - устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению относительно оценки своих одноклассников;

  2. у Андрея Щ. самооценка – неустойчивая;

  3. у Андрея К. самооценка – устойчивая, адекватная;

  4. у Лёни К. самооценка – неустойчивая;

  5. у Марины Л. самооценка – устойчивая, адекватная;

  6. у Паши К. самооценка – устойчивая, адекватная.

К 3-му курсу самооценка у студентов приобретает всё более устойчивый, адекватный характер (4 человека). Двое испытуемых имеют неустойчивую самооценку, о чём свидетельствуют результаты исследования.

Таблица 11

Самооценка студентов 4 курса

Имя студента

Самооценка относительно успеваемости (успеваемость/факультатив)

Самооценка относительно оценки других испытуемых (успеваемость/факультатив)

Вадим Г.

Завышенная /Адекватная

Завышенная/Завышенная

Вита И.

Заниженная/ Адекватная

Адекватная/Адекватная

Владик Ж.

Заниженная/ Адекватная

Заниженная/Заниженная

Алёна А.

Адекватная/ Адекватная

Адекватная/ Заниженная

Маша А.

Адекватная /Завышенная

Завышенная/Завышенная

Настя Л.

Адекватная/ Заниженная

Адекватная/ Заниженная

Из данной таблицы видно что:

  1. у Вадима Г. самооценка – устойчивая, неадекватная, завышенная;

  2. у Виты И. самооценка – устойчивая, адекватная, но иногда склонная к занижению относительно оценки учителя;

  3. у Владика Ж. самооценка – устойчивая, неадекватная, заниженная;

  4. у Алёны А. самооценка – устойчивая, адекватная, но иногда склонная к занижению относительно оценки одноклассников;

  5. у Маши А. самооценка – устойчивая, неадекватная, завышенная;

  6. у Насти Л. самооценка – неустойчивая.

В на 4-м курсе, наблюдается становление устойчивой самооценки с преобладанием неадекватного типа. Выявился один человек с неустойчивой самооценкой.

Далее оценки самооценки учащихся можно охарактеризовать в следующих таблицах:

Можно подвести итог:

  1. что на 2-м курсе самый большой процент завышенных самооценок;

  2. на 3-м курсе это соотношение сдвигается в сторону объективных самооценок и достигает почти 100% результата;

  3. на 4-м курсе процент завышенных и заниженных самооценок достигает одинакового уровня, но здесь можно и увидеть тот факт, что только на 4-м курсе начинают появляться заниженные самооценки.

    1. Психолого-педагогические рекомендации

преподавателям ВУЗов

В настоящее время перед современными учебными заведениями стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление студента в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современный ВУЗ призван разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в юношеском возрасте.

В учебной деятельности у студента осуществляется самопознание. Результаты учёбы оцениваются окружающими и поэтому определяют положение студента среди них, от чего зависят его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятельности студент познаёт себя, у него складываются представления о себе и самооценка (схема 1):

Самооценка

Представления о себе

Студент

Отношение

Умеет анализировать свои поступки.

Затрудняется видеть в себе существенные качества, анализировать свои поступки.

Не стремиться заглянуть в свой внутренний мир.

Больше ориентированы на знание о себе, чем на оценку взрослых.

Число осознаваемых качеств относительно невелико.

Представление о себе неустойчивое. Самооценка неадекватная.

Быстро учится навыкам самоконтроля.

Необходимо руководство по формированию навыкам самоконтроля.

В практической деятельности с трудом ориентируется на свои возможности.

Формируется

В оценке деятельности самим ребёнком

В общении с другими людьми

Схема 1 Представления студента о себе и его самооценке

Воспитывая у студентов здоровую самооценку, преподаватель воспитывает у них умение учиться. Здоровая самооценка это:

  1. спокойная уверенность в себе;

  2. спокойная самокритичность.

Самооценка юношеского возраста вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ. Поэтому преподаватель должен учитывать, что:

  1. конкретная самооценка студента развивается на фундаменте положительной общей самооценки (базисное принятие студента);

  2. конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной.

  3. сформировать адекватное самооценивание помогает возможность самим учащимся оценивать свои работы.

  4. помимо, развития самооценки неотъемлемой частью работы педагогов является оценка знаний, умений и навыков студентов.

Проведя обработку данных полученных в ходе эксперимента, необходимо подвести итог о проделанной работе. Итак, обнаружилось, что у студентов Ейского морского рыбопромышленного техникума преобладает устойчивая, адекватная самооценка. В ходе работы, были даны психолого-педагогические рекомендации, которые помогут преподавателям контролировать развитие здоровой личности студента и формировать у него адекватную самооценку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нельзя говорить о прочных чертах характера и твердо сложившихся взглядах на жизнь у личности юношеского возраста. Но все же во многих случаях довольно четко можно проследить, в каком направлении развивается личность, насколько устойчивы ее положительные качества. Точно так же можно проследить появившиеся недостатки в поведении, ибо они свидетельствуют о развитии личности по нисходящей.

По итогам курсовой работы можно сказать, что цель, поставленная в работе, достигнута. Была изучена самооценка студентов и выявлены особенности её развития в средне-специальном учебном заведении. По результатам исследования, можно сказать, что развитие самооценки студентов характеризуется наличием разнонаправленных тенденций.

По итогам экспериментального исследования видно, что на 2-м курсе наблюдается устойчивая адекватная самооценка, но есть тенденция к завышению и занижению.

На 3-м курсе происходит стабилизация возрастного развития, что ведет к нарастанию гармонии становления составляющих самооценки. У студентов накапливается опыт реальной деятельности, изменяющий характеристики частных самооценок, которые, в свою очередь, ведут к изменению общей самооценки. В результате общая самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности студента в учебной деятельности.

На 4-м курсе, заканчивается начальный этап формирования самооценки у студентов. Здесь можно увидеть преобладание устойчивой адекватной самооценки, которая так же не отвергает наличие устойчивой неадекватной.

Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась частично. У студентов обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, неустойчивая, устойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Но всё же по результатам эксперимента можно увидеть преобладание в начальной школе устойчивой, адекватной самооценки.

Задачи, поставленные в ходе работы, были успешно выполнены.

Итак, проблема становления устойчивой, адекватной самооценки носит серьёзный характер и требует пристального внимания всего окружения молодежи, поэтому данную проблему можно считать, безусловно, актуальной и в наше время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архиреева Т.В. Становление критического отношения к себе у личности// Вопросы психологии. - 2005. - № 3.

  2. Бежан Ф.И. Психолого-возрастные особенности студентов. - Кишинёв,1983.

  3. Блонский П.П. Психология подростков / Под. ред. вступ. ст. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковский; Академия пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. институт. - М; Воронеж Институт практ. Психологии; НПО «МОДЭК», 1997.

  4. Вегнер А.А. Психологическое обследование юношеского возраста / А.А. Вегнер, Г.А. Цукерман - М.: Владос - Пресс, 2005.

  5. Вегнер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования подростков: Для шк. Психологов / Независимый научно-метод. центр. Развивающее обучение; Ред. П.Г. Нежнов. - Томск: Пеленг, 1993.

  6. Возрастная и педагогическая психология / В.В Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.: Под ред. А.В. Петровского: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979.

  7. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005.

  8. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 2003.

  9. Егоров И.В. Развитие «Я - концепции» в юношеском возрасте // Начальная школа. - 2002. - № 3.

  10. Ишматьева Е.В. Развитие самооценки в юношеском возрасте // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 6.

  11. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. Книга для учителей и классных руководителей. М., 1998.

  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - М.: Изд-во РОУ, 1996.

  13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

  15. Липкина А.И. Педагогическая оценка и её влияние на формирование личности неуспевающего школьника. - В сб.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.

  16. Люблинская А.А. Учителю психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1977.

  17. Ольшанский Д. Самооценка и самоуважение // Школьный психолог (Прил. к газ. «Первое сентября»). - 2002. - №4.

  18. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1998.

  19. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003.

  20. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.Н. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

  21. Развитие личности от 12-20 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.

  22. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у подростков // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - №6.

  23. Твердяковская Л.Г. О важности самооценивания учащимися своего труда // Начальная школа. – 2003. - № 4.

  24. Фомина Л.Ю, Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2003. - № 10.



Скачать работу

Похожие работы: