Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Психология (от греч psyche - душа + logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятель...полностью>>
Психология->Реферат
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет Но они имеют непреходящее значение В этот период развитие идет как...полностью>>
Психология->Реферат
История психологии >> Зарождение психологии как науки В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области ме...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Проблема, яку ми пропонуємо розглянути, є досить актуальною Незважаючи на час, соціальний стан суспільства, питання регуляції емоційних станів завжди ...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

1. Образ Я - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты Образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Образом Я и самооценкой.

Самооценка — одна из составляющих Я-концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты Образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным.

Когнитивный компонент самооценки - комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.

Эмоциональный компонент самооценки - эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.

В задачи исследования А. В. Захаровой и Б. Ю. Худобиной входило изучение специфики взаимодействия этих компонентов в юношеском возрасте.

Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента.

1-й уровень. «Наиболее» высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой молодого человека: преимущественная ориентация молодого человека при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности молодого человека к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальная атрибуция за счет внутренних условий; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблематичных формах.

2-й уровень. Среднему уровню свойственны: непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация молодого человека при обосновании самооценки в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания и их реализация как в проблематичных, так и в категоричных формах.

3-й уровень. Низкий уровень отличают: преимущественная неадекватность самооценки молодого человека; обоснование её эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальная атрибуция за счет субъективно неуправляемых условий, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Сопоставительный анализ функционирования эмоционального и когнитивного компонентов самооценки по выделенным показателям позволил констатировать следующее.

Взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов самооценки не носят в юношеском возрасте однозначного, линейного характера.

Высокий и адекватный уровень удовлетворенности собой может соотноситься с высоким же уровнем развития когнитивного компонента у личности, в то время как неадекватно завышенный уровень удовлетворенности собой связан с более низким уровнем развития когнитивного компонента.

Средний уровень удовлетворенности собой выступает только в адекватном варианте и соотносится с относительно высокими уровнями развития когнитивного компонента.

Низкая удовлетворенность собой в неадекватно заниженном варианте связана с высоким уровнем развития когнитивного компонента у молодого человека, а в адекватном варианте - с пониженным уровнем его развития.

Наиболее отчетливо во взаимодействии когнитивного и эмоционального компонентов самооценки молодежи прослеживаются следующие тенденции:

1. наиболее высокий уровень развития когнитивного компонента соотносится либо с адекватно высокой, либо с явно заниженной самооценкой, т. е. с выраженной неудовлетворенностью молодого человека собой, отражающей его рефлексивно-критическое отношение к себе;

2. высокий уровень развития когнитивного компонента как бы задает полярную меру удовлетворенности молодого человека собой, в основе которой лежит либо уверенно-адекватное, либо повышенно-критичное отношение ребенка к себе;

3. более низкие уровни сформированности когнитивного компонента менее жестко связаны с мерой удовлетворенности молодого человека собой [9, с. 24-30].

По мнению А.В. Захаровой и Б.Ю. Худобиной, высокий уровень развития когнитивного компонента как бы задаёт полярную меру удовлетворённости собой, в основе которой лежит либо умеренно-адекватное, либо повышенно-критичное отношение молодого человека к себе. Более низкие уровни сформированности когнитивного компонента менее жёстко связаны с мерой удовлетворённости молодого человека собой [21, с. 181].

ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ВИДОВ САМООЦЕНОК, ПРЕОБЛАДАЮЩИХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Диагностика инструментария исследования

Для проведения экспериментальной работы была выявлена следующая цель: выявить особенности оценки и самооценки в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: самооценка учащихся техникума неадекватна.

Задачи исследования:

  1. Выявить виды самооценок характерных для юношеского возраста.

  2. Анализ полученных результатов и соотнесение их с гипотезой поставленной в исследовании.

  3. Проследить зависимость между объективностью оценок и успеваемостью студентов.

База исследования: Ейский морской рыбопромышленный техникум.

Для работы по теме была взята методика, направленная на изучение особенностей оценки и самооценки в юношеском возрасте.

По данной методике предлагается студентам оценить свои умения в некоторых видах учебной деятельности:

В последствии, проанализировав полученные результаты сделать определённые выводы, какой вид самооценки преобладает и как он отражается на успеваемости и уровне притязаний студентов.

Испытуемыми являлись студенты 2-4 курсов, возрастом от 17 до 20 лет, с разной успеваемость. Их количество составляло 18 человек, из них 11 юношей и 7 девушек.

Процедура проведения исследования:

6 участников эксперимента каждого курса получают бланки с таблицами двух видов:

Таблица №1

Имя студента

Оценка за успеваемость

Оценка за посещение факультативов

Таблица №2

Имя студента

Оценка за резюме о себе

После получения бланков с таблицами, каждый студент заполняет выданный ему лист, оценивая самого себя, заполняя первые две графы таблицы. В это время остальные студенты дают оценку умениям своего товарища.

    1. Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента

Для обработки результатов необходимо: 1)сравнить оценку преподавателя, самооценку испытуемых и оценку которую ставили сами студенты.

Таблица 3

Результаты исследования 2 курса – оценка за успеваемость

Имя студента

Успеваемость

Средний балл

Оценка студента

Самооценка

Андрей З.

3-4

-

4,8

5

Данил К.

4-5

-

3,4

4

Денис С.

2-3

-

4

5

Кристина М.

3-4

-

4,6

4

Лиза С.

4-5

-

4,4

5

Настя Ф.

2-3

-

4,4

4

Таблица 4

Результаты исследования 2 курса – оценка за посещение факультативов

Имя студента

Успеваемость

Средний балл

Оценка студента

Самооценка

(средний балл за чтение и пересказ)

Андрей З.

3-4

-

4,3

4,5

Данил К.

4-5

-

3,7

4,5

Денис С.

2-3

-

4,1

4

Кристина М.

3-4

-

3,7

4,5

Лиза С.

4-5

-

4,1

5

Настя Ф.

2-3

-

4,3

4

Таблица 5

Результаты исследования 3 курса – оценка за успеваемость

Имя студента

Успеваемость

Средний балл

Оценка студента

Самооценка

Влад Щ.

5555555555555555554

4,9

4,6

5

Андрей Б.

555555545454554545

4,7

4,4

5

Андрей К.

55544454554545555555

4,7

5

5

Лёня К.

5555544535554555554444

4,1

4,8

4

Марина Л.

5555455545455555555445

4,8

4,6

5

Паша К.

555555545555545555555555554

4,9

4,6

5



Скачать работу

Похожие работы: