Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Закон
Проблема развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста не нова. Но в настоящее время в условиях активного двуязычия она приобретает особу...полностью>>
Педагогика->Реферат
Это маленькое пособие призвано помочь вожатому найти общий язык со своим отрядом. Став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет...полностью>>
Педагогика->Доклад
Ответ на этотвопрос непрост. Конечно, существует множество умных книг, написанныхпсихологами и педагогами. Зайдите, например, в Дом Книги и окиньте вз...полностью>>
Педагогика->Реферат
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы исследования. В теории воспитания сложились разнообразные подходы к воспитанию и развитию личности старшеклассников: ак...полностью>>

Главная > Конспект >Педагогика

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Загрузка...

10.1.3. Определение понятий "индивид", "личность", "субъект", "индивидуальность"

Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, необходимо рассмотреть это понятие в ряду "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность", предложенной Б.Г. Ананьевым (Ананьев Б.Г., 2001). Исходное разграничение между этими понятиями может быть произведено следующим образом (рис. 5, рис. 6).
          Индивид - это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств. В этом случае подчеркивается обусловленность поведения человека генетическими, метаболическими, нейродинамическим, конституциональными факторами. В совокупности они обуславливают возникновение интегративного психического механизма темперамента, который, в свою очередь, реализуется (проявляется) в поведении.

          
Субъект деятельности - это человек как типичный носитель видов человеческой активности; это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности.

          Личность - это человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума. Она раскрывается в обусловленности его общения с другими людьми и природой, структурой его ценностных ориентаций, спектром исполняемых им ролей, соотношением его прав и обязанностей и т.п. (Хрест. 10.3) (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952005.htm; см. статью Орлова А.Б. "Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека").
          Индивидуальность - это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, уникальности, непохожести на других людей (Гуревич К.М., 1998; см. аннотацию) (см. Хрест. 10.4).
          В соответствии с этой четырехаспектной моделью психики Б.Г. Ананьева В.И. Гинецинский выделяет систему свойств человека (Гинецинский В.И., 1997) (рис. 7)
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html; см. лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии личности ПИ РАО),
(http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html; см. Центр психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии").

10.2. Сущность воспитания

  • 10.2.1. Цели воспитания

  • 10.2.2. Виды воспитания

  • 10.2.3. Междисциплинарный подход к воспитанию

  • 10.2.4. Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости

  • 10.2.5. Уровни воспитанности и воспитуемости

10.2.1. Цели воспитания

Дискуссионна проблема целей воспитания, имеющих конкретно-исторический характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов.
          Ни одно из существующих многочисленных определений цели воспитания не является исчерпывающими.

  • В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от социально-философских позиций авторов, как:

    • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

    • приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности;

    • воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности;

    • формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой;

    • развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Интересный подход определения категорий учебных целей в аффективной области предложен П. Блумом (рис. 8).

10.2.2. Виды воспитания

  • С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному (рис. 9). Наиболее обобщенная классификация включает в себя:

    • умственное;

    • трудовое;

    • физическое воспитание (рис. 10).

Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание. Существуют концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др. По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской педагогике), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях (Минияров В.М., 2000; см. аннотацию).
          По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократичное воспитание.

10.2.3. Междисциплинарный подход к воспитанию

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук (рис. 11, рис. 12).

Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.
          Социология изучает социальные проблемы развития личности, социальный "заказ" системе воспитания, определяемый обществом в неявном виде и формируемый государством в документах, условия осуществления, региональные и социально-культурные особенности воспитания, систему воспитательных институтов, учреждений, соотношение и удельный вес непрограммируемых социальных явлений и целенаправленного воздействия на человека в процессе cоциализации и воспитания.
          Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов нормативный канон человека и его влияние на воспитание; характер родительских чувств, ролей и отношений и т.д.
          Экономическая наука определяет роль в росте эффективности общественного производства, финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для оптимальной инфраструктуры системы воспитания.
          Правоведение занимается правовыми формами организации и функционирования воспитания; правовыми нормами, регламентирующими статус, права и обязанности государства, его институтов и граждан в сфере воспитания.
          Криминология, изучая преступность, в т.ч. как издержки социализации и воспитания, разрабатывает меры по ее предупреждению.
          Биология, физиология, генетика исследуют естественные основы развития, отражающиеся на процессе и результатах воспитания.
          Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику воспитания, определяя его принципы, содержание, формы и методы.
          Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки эффективности способов и средств воспитания. Большое внимание воспитанию уделяет т.н. конфессиональная психология, разрабатываемая в целях формирования религиозного сознания и поведения (http://www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html).

10.2.4. Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости

Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий.
          В.И. Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели - как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний.
          В "Большом энциклопедическом словаре" критерий определяется как "признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки" (Большой…, 1998, С.595).
          Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство - необходимый инструмент оценки, но сам он оценкой не является. Но, как отмечает А.К. Маркова, "выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для психолога деятельности. В этом случае он может быть представлен как научно обоснованная "модель", характеризующая сущность профессиональной деятельности практического психолога, совокупность знаний о ней, через которую она максимально выражена, или же, как сумма знаний о реальных достижениях и возможностях оптимизации этой деятельности" (Рабочая…, 1996. С.42).
          Н.Е. Щуркова так определяет, что такое показатель: "то, что доступно восприятию, то, что "показывает" наличность чего-либо" (Педагогика…, 1996. С.370).

  • Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие:

    • внешний вид ребенка;

    • мимический и пластический образ;

    • речь;

    • поведение, складывающееся из отдельных поступков;

    • избирательная деятельность;

    • реакции на социальные явления;

    • система его взаимоотношений с окружающими;

    • качественность его предметной деятельности;

    • идеалы.

А.К. Маркова выделяет следующие показатели воспитанности (рис. 13) (Маркова А.К., 1992; см. аннотацию).
          Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития - воспитуемость. Это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности (рис. 14).

10.2.5. Уровни воспитанности и воспитуемости

На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости (Маркова А.К., 1992; см. аннотацию).
          Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.
          Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.
          Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности - следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.
          Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость - барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика
    ... -методологический (педагогические теории и системы, история образования, психология развития, психология и педагогика межнационального общения). Деятельностный (педагогические предметные ...
  2. Общение в системе межличностных и общественных отношений

    Реферат >> Педагогика
    ... . 3.Общепрофессиональные дисциплины: Общая психология, Экспериментальная психология, Возрастная психология, Социальная психология, Педагогическая психология, Введение в педагогическую деятельность, Общие основы ...
  3. Педагогическая психология. Учебник

    Книга >> Психология
    ... о психологии и психогигиене общения. М., 1987. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1996. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997 ...
  4. Психология и педагогика. Учебное пособие

    Книга >> Педагогика
    ... . Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999. Разд. «Педагогическое общение». Смит Мануэль Дж. Тренинг ...
  5. Общие основы педагогики (1)

    Книга >> Педагогика
    ... педагогической психологии личности педагога и учащегося, социально педагогического восприятия, самопознания, рефлексии, педагогического общения. Если педагогическую ... учетом законов психологии восприятия и общения. Педагогическую технологию постановки лекции ...

Хочу больше похожих работ...

Загрузка...