Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Закон
Право собственности - 1) в объективном смысле совокупность правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности (присвоен...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Важнейшей частью общей биосферы является земля. Использо­вание земли связано со всеми другими объектами: животным и растительным миром, лесами, водами...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Управленческий учет — подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат ин­формацией, использ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Преступник отмечает все: неуверенность взгляда, неумелость движений, вялую осанку, физические недостатки, психическую подавленность, утомление — все, ...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Система государственного управления»

Вопрос 1. Государство как продукт эволюции самоорганизующегося общества.

Предметом учебной дисциплины «Система государственного управления» является организация государственного устройства и государственного управления социально - экономическими процессами.

Вся история генезиса и развития общества есть история развития организованных в системы различных сообществ людей.

«Система» в переводе с греческого - это нечто целостное, состоящее из взаимосвязанных частей.

Философское определение системы:

Система - это структурно-функциональное единство (целостность) взаимополагающих, взаимодействующих качественно однородных элементов (компонентов).

В многообразной природе системных образований особенно важно различать системы органического (организованного) и неорганического типа (суммативные, например - стол, стул).

Организованная Система всегда имеет системообразующее основание и подсистему управления, в т.ч. контроля. Наиболее устойчивая, организованная и эффективная система - это качественно самоуправляемая система.

Такие системы способны к самонастраиванию, самодостраиванию, саморазвитию и потому отнесены к типу «органических» - организованных. В природе таковыми являются все живые организмы и растительный мир.

Иные системы - неорганические вещества природы и созданные человеком различные технические системы = объекты, являются неорганизованными (суммативными). Взаимосвязи их элементов даже в случае искусственной организации (к примеру, автомобиль, мебель) не продуцируют восстановление и тем более качественное развитие системы, то есть ее устройство статично, а механизмы динамичны лишь в пределах заданных человеком программ.

Человек по своей природе есть "социум" (существо социальное), живет внутри и посредством сообщества, т.е. самовоспроизводящейся совокупности людей (первобытное стадо, род, племя, община). Конечный продукт в этой цепи и есть государство.

Государство является наиболее развитой формой сообщества людей, весьма организованной системой (по терминологии К.Маркса, - системой «органического типа», напоминает функционирование и развитие живого организма), поскольку имеет развитое основание - подсистему политико-правового и административного управления.

Примечание: данное свойство порождает и негативное качество управленческой системы, сформулированное как закон Паркинсона: управленческая структура в своем развитии со временем сосредоточивается на самой себе, увеличиваясь вне связи с состоянием объекта управления. Отсюда очевидна необходимость постоянного внешнего контроля за управленческим аппаратом.

Структура - совокупность определенным образом (порядком) соорганизованных и взаимосвязанных качественно однородных элементов.

Утрата качественной однородности в системе органического типа даже отдельными элементами структуры (= совместимости) разрушает структуру (в итоге и систему) точно так же, как раковая опухоль разрушает организм человека.

Структура и каждый ее элемент функционируют, действуют.

Функция - производимое элементом действие, продуцирующее определенный результат.

Государство - высшая форма развития системной организации сообщества людей.

Вопрос 2. Государственная власть, ее источники, ресурсы, деятельность.

Государство - это особая форма политической, правовой и хозяйственной организации жизнедеятельности общества, властного управления и властного принуждения людей к определенной организации. Его системообразующее начало - государственная власть.

Власть - способность одного субъекта, в том числе органа управления, подчинять своей воле, своему влиянию действия другого субъекта.

Власть как базовый атрибут государства характеризуют: источники, ресурсы (на что власть опирается), политические и правовые основы (тип и формы власти) и ее общественные действия.

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т.е. общественным признанием.

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник - не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне.

Особенности (признаки) государственной - политико-правовой формы власти:

-официальный характер власти, регламентированный конституцией и др. правовыми актами;

-наличие специально созданных структур (органов) власти;

-общеобязательный характер решений;

-наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб;

-право отменять решения негосударственных органов, структур;

-исключительное право изымать и перераспределять доходы, имущество граждан и иных лиц в установленном законном порядке.

Вопрос 3. Формы правления и государственного устройства.

Формы государственного устройства:

Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти и административного устройства.

Форма государства имеет три выражения:

1. Форма правления.

2. Форма политико-административного устройства.

3. Политический режим.

Форма правления - это организация высших органов власти государства, включая порядок ее образования и взаимоотношений, степень участия граждан в ее формировании.

Среди современных форм правления выделяются монархия и республика. Принципиальное различие — в способах формирования институтов высшей власти. Монархия — власть наследственная, единоличная и бессрочная; республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.

Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства.

Определяющим в государственном политическом устройстве выступает источник и порядок формирования верховной власти.

Различают:

Формы государственного устройства (по форме правления):

1. Монархия

2. Республика

Разновидности монархии:

А) абсолютная - самодержавие (Саудовская Аравия, Оман, Катар);

Б) Конституционная - делится на два вида:

- Дуалистическая форма (переходная), когда правление осуществляет и монарх и парламент;

- Парламентская монархия (власть монарха скорее формальна. Примеры - Великобритания, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Япония, Канада, Австралия, Нова Зеландия.

Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

Республика:

1. Парламентская: партийное большинство в представительном высшем органе власти, формирует правительство

2. Президентская: все ветви власти независимы друг от друга. Президент- глава исполнительной власти

3. Смешанная форма

Исполнительная власть — это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех иерархических уровнях управления, компетенция государственных органов и государственных слу­жащих, их практическая деятельность.

1. Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.

2. Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закре­плена в Конституции 1787 г. Широкое распространение получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и т.д.).

Соединяет полномочия главы государства и главы правительства.

Первый в мировой истории президент - Джордж Вашингтон (годы жизни: 1732-1799) годы правления: 1789-1797).

Барак Обама - 44-й президент США.

Только Делано Франклин Рузвельт избирался президентом США подряд четыре срока (1933- апрель 1945г).

3. Смешанная форма президентского и парламентского способов правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и сбалансирование властных полномочий президента и парламента. Используется как в странах с устойчивой демократией (Франция), так и в республиках, создающих новую государственность и стремящихся учесть недостатки и адаптировать преимущества той и другой формы правления.

Политический режим

Политический режим представляет собой форму государствоосуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики и государственной службы. Проще говоря, это способ властвования.

Условно выделяют три типа политических режимов — демократический, авторитарный и тоталитарный (на практике - с различными оттенками. К примеру - авторитарно-демократический, военно-авторитарный, конституционно- монархический и т.п.).

1. Демократический режим: проявляется в следующих чертах:

-признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан;

-широкий перечень конституционных прав и свобод личности;

-реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства;

-признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических идеологий и программ.

2. Авторитарный режим проявляется в следующем:

-ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов;

-государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть — общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

-существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и гражданского общества;

-конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, но преимущества получают структуры, приближенные к властным органам и лицам;

К авторитарным режимам могут быть отнесены различные гражданские и военные хунты, олигархические и элитарные системы.

3. Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:

-государственная власть концентрируется у узкого круга лиц. Выборы и другие институты демократии или отсутствуют, или же существуют формально. Народ полностью отстранен от участия в управлении;

-полное огосударствление общества — этатизм;

-тотальный идеологический контроль - одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

-допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Его разновидности: деспотия, тирания, фашизм, теократия.

Теократия – политическая власть в стране принадлежит духовенству.

1. Принцип унитаризма означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное государство — единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику). На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Парламент- однопалатный.

Унитарными являются большинство современных государств — Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия.

2. Принцип федерализма — это объединение государственных образований на основе договора, конституции в единое государство с делегированием определенных верховных полномочий центру и четким правовым наделением определенными полномочиями субъектов федерации. Парламент - двухпалатный. Государственный бюджет - двухканальный.

Примеры: США, Индия, Бразилия, Россия, Германия, Мексика и др.

Всего в мире насчитывается 24 федеративных государства.

3. Конфедерация: союз равноправных государств. Конкретное содержание правомочий этих государств и центра - исключительный результат их договоренностей. В целом такая государственная форма не устойчива и завершается распадом.

Примеры: Швейцарская конфедерация; Евросоюз - формируется постепенно в конфедерацию. Союз "Россия - Беларусь".

Примечание: существуют также: (СНГ); Союзы, ассоциации, империи.



Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Истории государственного управления

    Шпаргалка >> История
    ... по мере изживания земских учреждений и развития приказного начала в системе государственного управления. Развитие воеводско-приказного управления ...
  2. Шпаргалка по Муниципальному праву России

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... системе государственного управления МСУ – это элемент государственного устройства РФ, являющийся одновременно и составной частью системы управления ... размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности. ...
  3. Шпаргалка по Государству и праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... в системе государственного управления и требует теоретической доработки. Система органов исполнительной ... управлений Совбеза, по оборонной безопасности, по экономической безопасности, по информационной безопасности, по продовольственной безопасности, по ...
  4. Шпаргалка по Государству и праву (8)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... в верности Шань Юю – императору хуннов. По государственным делам Шань Юй ежедневно консультировался ... ДВР во главе с министрами. С организацией системы государственного управления правительство ДВР большое внимание уделяло ...
  5. Шпаргалка по Государству и праву (9)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... субъектов, и по обеспечению эффективности государственной службы. Система органов управления государственной службой включает Совет по вопросам государственной службы ...

Хочу больше похожих работ...