Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Поле социальных наук может быть определено как относительно автономное пространство, обладающее собственными специфическими целями и ставками, главным...полностью>>
Социология->Реферат
21 век- век инновационных технологий, глобализации, информационного пространства. Но не смотря на технический и политические прогресс, мало кто в совр...полностью>>
Социология->Реферат
Развитие современного общества требует постановки вопроса о формировании новой системы социальной работы, которая бы удовлетворяла потребностям большо...полностью>>
Социология->Реферат
Рассмотрение рудовой деятельности человека входит в сферу старой и вечно новой проблемы взаимодействий организма со средой. Труд человека - это высшая...полностью>>

Главная > Закон >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановление здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).

На удовлетворение тех же нужд направлен закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется «Кодексом о браке и семье».

Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 16 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящее от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии, которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья. Так, дети-инвалиды первой степени нарушения здоровья имеют право на пенсию в размере 150% от минимального размера пенсии по возрасту, второй степени - 175% , третьей степени - 200% , четвертой степени -250%.13

Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а так же получение специальных средств и приспособлений в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно. Обеспечиваются жилыми помещениями и земельными участками для индивидуального жилищного строительства, имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Важным документом в сфере организации помощи детям-инвалидам является «Основные направления государственной семейной политики».13 Одной из его целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

  • предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;

  • развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения (в том числе и для детей с особенностями развития);

  • предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;

  • развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;

13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июня 1998 г.

14 «Основные направления государственной семейной политики». Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712

  • формирование системного подхода к решению проблем этой категории и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;

  • совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов.15

Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы: «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов».

Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равных возможностей для получение детьми-инвалидами медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.5"

Целью программы «Социальная защита инвалидов» является формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов, создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры.17

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

Барьеры, с которыми сталкивается ребенок-инвалид

Среди проблем детей с ограниченными возможностями чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Поэтому социальному работнику важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду - это прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении.

  1. Одна из основных психологических проблем детей с ОВ- это проблема того, к какой группе относит себя такой человек - к " миру нормальных" или к «миру неполноценных». Как показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих частью мира ''нормальных" людей.18 Если же это не удается, то ребенок с ОВ либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и сочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиями социальной адаптации человека с ОВ могут являться осознание им реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши на рынке труда и занятости.

С другой стороны, независимая жизнь представляет собой наличие альтернатив и возможность выбора, который человек с ОВ может сделать с помощью социальных служб, причем критерием независимости является не степень его дееспособности и самостоятельности в условиях отсутствия помощи, а качество жизни в условиях предоставляемой помощи. В свою очередь, понятие помощь включает в себя ее характер, способ оказания, контроль и результат. Иногда бывает трудно принимать помощь, но и не менее трудно ее оказывать.

Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора профессии. Естественно, социальный работник не в состоянии решить все психологические проблемы клиента, но может этому содействовать, применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс-психологической помогай, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя, фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условиях существующего в стране дефицита практических психологов.

Одним из важнейших факторов успешности медико-социально-психологической реабилитации является ближайшее окружение людей с ОВ. В частности, их семьи по прежнему остаются основными источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских, материально-бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и др.), возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособности какого-либо из ее членов, бесконечен. Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране:

  • социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от роди гелей и опекунов;

  • при рождении ребенка с особенностями психофиз иологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;

  • выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;

  • трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;

  • отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

  • сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид - бесполезный» и т.п.);

  • отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.19

К сожалению, барьеры о которых упомянуто выше - это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно.

С появлением ребенка-инвалида все семейные функции в целом, образ жизни деформируются. Многие родители уходят в себя, возводя своего рода стену между собой и окружающим миром, социальным окружением - ближним и дальним. Ребенок с ограниченными возможностями большую часть времени проводит дома, и, естественно, семейный климат, степень психологического комфорта самым прямым образом отражается на качестве и эффективности его реабилитации. Выступая в различных ролях (консультанта, защитника интересов, помощника), социальный работник может способствовать разрешению возникающих проблем. формированию правильного отношения к недееспособному родственнику и в целом - нормализацией внутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с семьей, целесообразно проводить групповые занятия и содействовать объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами.

Очень много семей испытывают экономические трудности, а некоторые живут за чертой бедности. Для многих семей детское пособие по инвалидности является единственным доходом. Например, когда ребенка воспитывает только мать, и в силу того, что она постоянно должна заниматься своим ребенком, она не может устроиться на постоянную работу. Но это пособие не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни ребенка-инвалида.

Важным и трудно преодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к

19 Коробейников И.Л. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЭРСЭ, 2002. - 192 с.

инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.



Похожие страницы:

  1. Социальная работа с детьми инвалидами (2)

    Реферат >> Социология
    ... социальной работы. Т.1. Под ред . А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с. 7 Словарь справочник по социальной работе ... Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. // Дефектология. – 1996.- №1. – 203 ...
  2. Социальная работа с детьми - инвалидами

    Реферат >> Социология
    ... 1.2. Особенности социальной работы с детьми инвалидами…………….12-15 Глава 2 Опыт социальной работы с детьми инвалидами. 2.1.Отечественный опыт социальной работы с детьми инвалидами……15-18 2.2. Социальная работа с детьми инвалидами зарубежом ...
  3. Социальная работа с детьми-инвалидами (1)

    Курсовая работа >> Социология
    ... долю участия государственных структур в области социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями, обеспечить большую ... т.п. (в том числе, и образовательные конференции и семинары) . Работа с детьми-инвалидами требует наличие определенного комплекса знаний ...
  4. Социальная работа с детьми-инвалидами в учреждениях здравоохранения

    Курсовая работа >> Социология
    ... – инвалидов. 3. Выявление особенностей социальной работы с детьмиинвалидами в учреждении здравоохранения. Объект исследования – дети – инвалиды. Предмет исследования – особенности социальной работы с детьми инвалидами ...
  5. Применение информационных технологий в системе социальной работы с детьми-инвалидами

    Контрольная работа >> Социология
    ... Социологии и социальной работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Применение информационных технологий в системе социальной работы с детьми-инвалидами студентки 5 ... особенностей педагогической деятельности при работе с детьми-инвалидами является необходимость владения ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018951892852783