Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Поле социальных наук может быть определено как относительно автономное пространство, обладающее собственными специфическими целями и ставками, главным...полностью>>
Социология->Реферат
21 век- век инновационных технологий, глобализации, информационного пространства. Но не смотря на технический и политические прогресс, мало кто в совр...полностью>>
Социология->Реферат
Развитие современного общества требует постановки вопроса о формировании новой системы социальной работы, которая бы удовлетворяла потребностям большо...полностью>>
Социология->Реферат
Рассмотрение рудовой деятельности человека входит в сферу старой и вечно новой проблемы взаимодействий организма со средой. Труд человека - это высшая...полностью>>

Главная > Закон >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вторая - выбор модели образования. Известно, что существует три модели организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Модель, условно называемая советской: обучение таких лиц в специальных образовательных учреждениях. Американо-скандинавская: обучение среди детей, не имеющих ограничений по здоровью. Европейская, смешанная модель: развитие одновременно и специальных образовательных учреждений, и интегрированного обучения. В период подготовки закона его разработчики испытывали довольно сильное давление со стороны «маятника» обратно качнувшегося общественного сознания в сторону американо-скандинавской модели. Однако выбрана была европейская, т.е. идти путем реформы, сохраняя существующую в стране и неплохо работающую сеть специальных образовательных учреждений и вместе с тем открывая дорогу интегрированному обучению. Именно поэтому Европейская ассоциация образовательного права дала высокую оценку нашему закону.

Третья - финансирование. Не секрет, что в последние годы многие лица, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывают проблемы с обучением, поскольку специальные школы размещены не во всех субъектах Федерации. Прежде всего, это относится к школам для незрячих и глухих детей. Возникает проблема: как ребенка из региона, в котором отсутствует школа, направить в другой регион. Обычно одни региональные власти требуют денег, другие региональные власти денег платить не хотят, а дети остаются без образования. Разработанный закон решает эту проблему: финансирование школ для детей с нарушениями зрения и слуха будет осуществляться за счет не только регионального, но и федерального бюджета. Тем самым предполагается, что снимется острота проблемы и школе будет практически все равно - из какого региона, своего ли, соседнего, принимать ребенка. Очень жаль, что до сих пор этот закон не вступил в действие.8

Я считаю, что вложения в образование - это инвестиции в будущее. Именно поэтому представляется, что дети с проблемами здоровья, получившие образование, смогут затем не просить деньги у государства, а зарабатывать себе сами, станут полноценными гражданами и, в конце концов, помогут своей стране.

Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. - 2004. - №1. - С. 9.

Стандарты и принципы для организации обучения детей-инвалидов

Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей-инвалидов:

  1. Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.

  2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах).

  3. Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование.

  4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды.

  5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность.

6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с
функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и
необходимы для деятельности в интегрированной среде (домашний быт,
профессиональное обслуживание, транспорт).9

Можно выделить некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям: максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение), преимущество воспитания этих детей в семье, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение,

9 Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1997.-№1.-С. 3-10.

индивидуальный подход к реабилитации и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае.

В Москве Институтом развития личности РАО при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана «Игротерапия»10, которая применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер: игры с предметами, игры с людьми. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями.

В России была разработана комплексная инновационная модель «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями. Основная задача модели - обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, семинары, творческие кружки, исследования, проведение различных мероприятий, создание служб («От родителя к родителю»), обучение родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому.

Роль социального работника в реабилитации детей с ограниченными

возможностями

В условиях дома-интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате, которая побуждала бы молодых инвалидов на «самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Для создания положительной терапевтической среды социальному

10 Репрпицсва Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. /7 Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. -№1. С. 52-61.

работнику необходимы знания не только психолого- педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо "уходом в болезнь". Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.3

Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностью- характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в поступлении детей с ограниченными возможностями в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и оказывать им действенную помощь.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

Одним из основных принципов работы с инвалидами является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каким он есть.

Профессиональная компетентность социального работника заключается, безусловно, в знаниях психологических особенностей возраста, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов - это, и многое другое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения. Как говорят зарубежные технологи, необходимо открыть и три ящика стола": Что случилось? (В чем проблема?). Почему? ( Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данный прием помогает социальным работникам, психологам, медикам оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.4

У детей с ограниченными возможностями должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Для этого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобы реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы. И, конечно, очень важна конкретная помощь действием: навести порядок, пригласить поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив истину, что «мир не без добрых людей», и др.

Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно-отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».



Похожие страницы:

  1. Социальная работа с детьми инвалидами (2)

    Реферат >> Социология
    ... социальной работы. Т.1. Под ред . А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с. 7 Словарь справочник по социальной работе ... Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. // Дефектология. – 1996.- №1. – 203 ...
  2. Социальная работа с детьми - инвалидами

    Реферат >> Социология
    ... 1.2. Особенности социальной работы с детьми инвалидами…………….12-15 Глава 2 Опыт социальной работы с детьми инвалидами. 2.1.Отечественный опыт социальной работы с детьми инвалидами……15-18 2.2. Социальная работа с детьми инвалидами зарубежом ...
  3. Социальная работа с детьми-инвалидами (1)

    Курсовая работа >> Социология
    ... долю участия государственных структур в области социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями, обеспечить большую ... т.п. (в том числе, и образовательные конференции и семинары) . Работа с детьми-инвалидами требует наличие определенного комплекса знаний ...
  4. Социальная работа с детьми-инвалидами в учреждениях здравоохранения

    Курсовая работа >> Социология
    ... – инвалидов. 3. Выявление особенностей социальной работы с детьмиинвалидами в учреждении здравоохранения. Объект исследования – дети – инвалиды. Предмет исследования – особенности социальной работы с детьми инвалидами ...
  5. Применение информационных технологий в системе социальной работы с детьми-инвалидами

    Контрольная работа >> Социология
    ... Социологии и социальной работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Применение информационных технологий в системе социальной работы с детьми-инвалидами студентки 5 ... особенностей педагогической деятельности при работе с детьми-инвалидами является необходимость владения ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001439094543457