Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Банковское дело->Реферат
Ипотека – это залог недвижимости Общая схема ипотеки следующая - кредитор выдает сумму на приобретение недвижимости Заемщик приобретает недвижимое иму...полностью>>
Банковское дело->Реферат
В 2009 г ипотечный бизнес развивался под влиянием мирового экономического кризиса В связи с этим основные усилия банка были сконцентрированы на снижен...полностью>>
Банковское дело->Реферат
расчетный счет Открывается коммерческим организациям и гражданам, имеющим статус предпринимателя По этому счету осуществляются все операции, связанные...полностью>>
Банковское дело->Курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение понятия кредит, его необходимость и основные функции, а также процесс кредитования юридических лиц Были...полностью>>

Главная > Реферат >Банковское дело

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3 Развитие страхования в постсоветский период

В результате перехода экономики страны на рыночные отношения, развития предпринимательской деятельности, расширения круга товарных и обменных операции в подхо­дах государства к регулированию страхования и организа­ции страхового дела произошли коренные изменения. Для функционирования страховых организаций и компаний, в том числе и негосударственных, были созданы новые условия.

До этого времени виды, объекты страхования, страховые риски, тарифы, обязанности страхователей и страховщиков, методы определения причиненного ущерба, расчета страхо­вого возмещения и страхового обеспечения, порядок уплаты страховых взносов, страховых выплат, содержание правил и договоров страхования - все это было унифицировано и устанавливалось централизованно. Огромные финансовые ресурсы страхования находились в руках государства, что позволяло ему не только исполнять обязательства перед страхователями, но и использовать их в качестве средств направляемых на развитие народного хозяйства. Однако монополизм в системе страхования не стимулировал раз­витие последнего. В частности, при страховании имущества государственных предприятий ущерб от страховых случаев возмещался из государственного бюджета. Условия обяза­тельного страхования имущества кооперативов, колхозов не всегда соответствовали интересам его собственников, преж­де всего в части оценки стоимости (как правило, стоимость была занижена), порядка и условий страховых выплат при наступлении страховых случаев, но что-либо изменить они не могли, так как выбора не существовало. Монополизм не лучшим образом воздействовал и на личное страхование. Многие виды страхования, потребность в которых имелась, не осуществлялись до отмены монополии государства. Начало демонополизации страхования в России было положено Законом СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-Х1 «О кооперации в СССР». Однако практическая работа по всем направлениям демонополизации страхования (подго­товка законодательных актов по либерализации страхова­ния, создание и лицензирование негосударственных стра­ховых организаций, преобразование Госстраха) началась только после принятия в 1992 г. Закона о страховании. В соответствии с этим Законом постановлением Правитель­ства РФ от 19 апреля 1993 г. № 353 было утверждено По­ложение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзоре). Более деся­ти важнейших функций по надзору за страховой деятель­ностью, включая лицензирование, разработку и утвержде­ние нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, контроль над обоснованностью та­рифов, объемов ответственности страховщиков и др., было возложено на Росстрахнадзор. С этого момента новый этап развития страхования в России приобрел дополнительный импульс и широкие возможности для создания совершен­ного рынка страховых услуг.

В настоящее время постановление Правительства РФ № 353 утратило силу, и деятельность Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора), входящей в систему Минфина России, регулируется постановлением Прави­тельства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

С учетом того что страхование играет в экономике стра­ны важнейшую роль, начиная с 1998 г. был принят целый ряд директивных документов и нормативных актов раз­личного уровня, посвященных стабилизации и развитию как экономики в целом, так и системы страхования в част­ности. В их числе можно назвать Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений и Дополнений в Закон Российской Федерации "О страхова­нии"»; Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об основных направле­ниях развития национальной системы страхования в Рос­сийской Федерации в 1998—2000 годах»; федеральные законы от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и за­конных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; от 7 марта 2005 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых за­конодательных актов Российской Федерации"»; от 26 июля 2006 г. № 135 «О защите конкуренции» и др.

В период реформ в России происходит объединение страховых компаний в со­юзы и ассоциации. Первым был учрежден Российский союз страховщиков (РОСС), объединивший около 400 страхо­вых организаций, действующих на территории Российской Федерации с 1991 г. Его членами являются в основном негосударственные страховые компании. В начале 1992 г. был создан Страховой союз России, в который входят ак­ционерные общества «Ингосстрах», «Россия» и компании системы Росгосстраха. Образовано также более четырех десятков союзов и ассоциаций страховщиков (в основ­ном — по региональному принципу). Раздробленность не позволяла страховщикам эффективно отстаивать свои ин­тересы в органах государственного управления и взаимо­действовать с зарубежными объединениями страховщиков, поэтому в марте 1996 г. страховые союзы объединились в единый Всероссийский Союз страховщиков (ВСС), который взял на себя обязательства по защите и представлению ин­тересов членов ВСС в государственных и общественных организациях, оказанию содействия в решении проблем, связанных со страховой деятельностью, предоставлению информационных и консультационных услуг, содействию и развитию образования и подготовки кадров страховщиков. В августе 2002 г. был создан Российский союз авто­страховщиков (РСА), являющийся некоммерческой орга­низацией. Он был учрежден 48 крупнейшими страховы­ми компаниями страны. РСА представляет собой единое общероссийское профессиональное объединение, основан­ное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и фор­мирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. РСА имеет государственную регистрацию и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о страховании ответ­ственности владельцев транспортных средств. Он внесен в единый Государственный реестр страховщиков и объедине­ний страховщиков Минфина России. Это первое профобъ­единение на страховом рынке, статус которого закреплен законом.

Глава 2. Современное состояние и перспективы развития страхования в России

2.1 Современное состояние рынка страхования в России

Ежегодно страховые организации в промышленно раз­витых странах аккумулируют в виде страховых платежей примерно 7—8% национального ВВП. В Российской Фе­дерации страховые взносы достигают только 1,5% ВВП. История России и мировая практика показывают, что страхование является существенной частью финансово-кре­дитного механизма, способствующего развитию рыночных отношений. Как и в других странах с рыночной экономикой, в Российской Федерации страховое дело представлено мно­жеством различных по масштабам и формам организации страховых обществ. Деятельность этих многочисленных компаний регулируется законодательными актами, за неис­полнение которых страховые компании несут финансовую и уголовную ответственность.

Важная задача страхования — защита экономических интересов предпринимателей, благосостояния, здоровья населения и окружающей природной среды. В этой связи особую актуальность приобретает внедрение различных ви­дов страхования ответственности предпринимателей, стра­хование экологических и коммерческих рисков, профессио­нальной ответственности лиц в сфере интеллектуального труда и др.

Развитие страхового дела немыслимо без сочетания раз­личных систем страхования — смешанного, акционерного, кооперативного, взаимного и др. при четком определении сфер каждой из этих систем, а также порядка их взаимодей­ствия. Главным критерием здесь выступают интересы стра­хователей.

По характеру страховых операций все фирмы, функцио­нирующие на страховом рынке, независимо от их органи­зационно-правовых форм можно разделить на две группы.

Первую группу составляют страховщики, которые ориен­тируются на проведение едва ли не всех видов страхования. В рекламе многих страховых обществ подчеркивается, что они проводят «все виды страхования», стремясь набрать крупный портфель заключенных договоров. Вторую груп­пу составляют страховые общества, специализирующиеся на ограниченном наборе страховых операций. Это, напри­мер, общества медицинского страхования, автострахования и некоторые другие.

В основе большинства видов страхования, проводимых страховыми организациями, положены правила, действо­вавшие ранее в системе государственного страхования. Но есть и отличия, как в содержании, организации страховых операций, так и в условиях страхования. Наиболее рас­пространенными видами страхования являются: 1) стра­хование имущества; 2) страхование грузов; 3) страхование от несчастных случаев и болезней; 4) страхование жизни; 5) страхование средств наземного транспорта; 6) медицин­ское страхование.

Российский рынок страховых услуг по-прежнему сильно монополизирован. На долю 100 компаний приходится око­ло 60% поступлений, а на долю двух крупнейших страхов­щиков — СГ «Росгосстрах» и ОСАО «Ингосстрах» — более 25% собранных страховых взносов. Темп роста суммарной страховой премии примерно соответствует уровню инфля­ции.

Характерной особенностью страхового рынка является существенное превышение величины собранной премии над объемом выплат — средний уровень выплат составляет око­ло 70,0%. Хотя за последний год эта цифра выросла, пока она несопоставима с общемировым уровнем, достигающим 90% и выше. По существу, российские страховщики завы­шено оценивают принимаемые риски и вероятность на­ступления страховых случаев. Высокая доля остающейся в распоряжении компаний поступившей страховой премии позволяет не искать варианты доходного и надежного раз­мещения и инвестирования активов. Зачастую страховые фирмы предпочитают через дочерние структуры вкладывать деньги в торгово-посреднические операции. В деятельности многих страховых обществ выявились такие отрицатель­ные моменты, как чрезмерная коммерциализация, высокие тарифы, отсутствие должного контроля за использованием средств, состоянием балансов и страховых резервов. Некоторые общества берутся за проведение всех видов страхо­вания, не имея возможности обеспечить высокое качество услуг. Особо следует подчеркнуть, что страховщики охва­тывают не более 10% потенциального рынка России.

Таким образом, при весьма значительных возможностях российского рынка страховых услуг потребности нацио­нальной экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются. Основное бремя расходов по ликвидации последствий природных и техногенных ката­строф ложится на государственный бюджет. Страхование пока не стало неотъемлемой частью развивающегося рын­ка. Возможности национальных страховых компаний воз­мещать крупные страховые риски (экологические, атомные, индустриальные, транспортные) остаются низкими. Компа­нии не имеют необходимого опыта в проведении этих видов страхования.

Можно отметить ряд общих недостатков в деятель­ности страховых фирм. Так, многие из них оказываются ненадежными партнерами, что связано с несоблюдением страхового законодательства, особенно с деятельностью недобросовестных страховщиков, сознательно не выполня­ющих обязательств по страховым договорам. Отсутствует развитая страховая инфраструктура по размещению стра­ховых рисков среди нескольких страховых организаций. Низка страховая культура.

Настоятельной потребностью времени являлось законо­дательное закрепление минимального размера уставного ка­питала страховых компаний. Это было связано с тем, что по состоянию на 1 января 2004 г. из 1350 страховых компаний и их объединений лишь 313 имели уставный капитал свыше 10 млн руб., 868 компаний — от 600 тыс. руб. до 10 млн руб.; в 2005 г. только 4% страховых компаний имели уставный капитал свыше 500 млн руб.; совокупный уставный капитал страховщиков России составлял в 2002 г. — 27,3 млрд руб., в 2005 г. — 118 млрд руб. Для повышения капитализации и конкурентоспособности отечественных страховых компаний было предусмотрено принятие законодательных мер по уве­личению базового минимального размера уставного (скла­дочного) капитала российских страховщиков, формируемо­го в денежной форме: к 1 июля 2006 г. — 20—26 млн руб., к 1 июля 2009 г. — 30—40 млн руб.

Не оказывает ожидаемого стимулирующего воздействия на внутренний страховой рынок возможность участия иностранного капитала в создании страховых предприни­мательских структур в России. Действующее законодатель­ство разрешает иностранным юридическим лицам и ино­странным гражданам участвовать в учреждении страховых организаций на территории РФ при условии, что доля ино­странных инвесторов в уставном капитале такой организа­ции в совокупности не превышает 49%. Однако трудности развития экономики России, опасения западных партнеров в отношении политической стабильности в стране неблаго­приятно сказываются на росте иностранных инвестиций в страховой бизнес.



Похожие страницы:

  1. История страхования (4)

    Лекция >> Банковское дело
    ... образом, принцип государственного страхования, господствовавший в первый период истории страхования в России, также не смог ... производственные отношения. Это - второй период в истории страхования в России после упразднения страховой экспедиции в 1822 ...
  2. История страхования (6)

    Реферат >> Банковское дело
    История страхования в зарубежных странах…………………………………3 II. Из истории страхования в России. 1. Страхование на Руси………………………………….………………………6 2. Страхование в дореволюционной России…………………………………..8 3. Страховое дело в советской России………………………………………..10 ...
  3. История страхования (2)

    Реферат >> Банковское дело
    ... смело довериться страховой компании. История страхования в России Начало возникновения в России института страхования относится к концу XVII ... , издаваемых Минфином СССР. Заключение Страхование в России имеет давнюю и богатую историю, уходящую своими корнями ...
  4. История возникновения и развития страховых отношений

    Реферат >> Банковское дело
    ... начинать свою деятельность почти с нуля. История страхования в России – это предмет изучения и анализа возможностей ... девятнадцатого века сопровождалось организацией земского страхования в России. Оно стало проводиться как в обязательной ...
  5. История страхования (7)

    Реферат >> Экономика
    История страхования Вряд ли найдется человек, чья ... , - пишет автор другой брошюры, - дело страхования в России развивалось нормально, давая средний прирост ... публику тонтинными операциями". Однако дальнейшая история показала, что в исчезновении отечественных ...

Хочу больше похожих работ...