Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Закон
ПЛАН:1. Вступление.2. Понятие и состав территории городов.3. Законодательство о градостроительстве.4. Экологические требования в планировании и застро...полностью>>
Государство и право->Реферат
Місцевим державним адміністраціям забороняється використовувати об'єкти державної власності, власності територіальних громад, що перебувають в їх упра...полностью>>
Государство и право->Реферат
Творчість визначається як цілеспрямована інтелектуальна діяльність людини, результатом якої є щось якісно нове, що відрізняється неповторністю, оригін...полностью>>
Государство и право->Реферат
Одним из важнейших направлений деятельности Российского государства по повышению эффективности социальной политики является реформирование системы соц...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Зем право 1вопрос Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных отношений. Виды и формы земельной собственности. Субъекты и объекты земельных отношений

ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ

Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:

-формы собственности на землю (частная, государственная, муниципальная,

общинная и т. п.);

-отношения хозяйственного использования земли;

-формы управления земельными ресурсами (система политических, социально-

экономических, правовых и административных мер, направленных на организацию

их использования);

-способы и методы регулирования земельных отношений.

Рассмотрим перечисленные аспекты земельных отношений подробнее.

Собственность в самом общем смысле выражает присвоение тех или иных благ

и является чрезвычайно сложным понятием. Экономические науки рассматривают

ее в связи с реальным присвоением и хозяйственным использованием имущества

(прежде всего средств производства). Юриспруденция устанавливает правовые

характеристики такого присвоения, его отражение в законах, принимаемых

государственной властью, обязательных для исполнения всеми гражданами.

Собственники земли далеко не всегда являются производителями

сельскохозяйственной продукции; они могут передавать землю другим лицам.

Так возникают отношения хозяйственного использования (например, арендные

отношения).

Отношения собственности и хозяйственного использования формируют

противоречивые экономические интересы, приводящие к конфликтам между

групповыми и общественными целями. Поэтому необходимы правовые механизмы

управления земельными ресурсами со стороны государства, а также разработка

методов экономического регулирования земельных отношений.

Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих

достаточно сложный состав, структуру, соподчинение и механизм совокупного

воздействия. Важное значение при этом имеют историческая преемственность,

соответствие земельных отношений социально-экономическим основам общества,

необходимость обеспечить финансовую устойчивость экономики, инвестиционную

активность отраслей и регионов и т. д.

Существенную роль играют также политические и социально-психологические

факторы. К первым из них относятся политические решения и правовые нормы,

способы их осуществления и контроля за реализацией, состояние и способность

к функционированию пирамиды исполнительной власти, активность и социальная

направленность деятельности партий и общественно-политических движений.

Вторые включают механизмы мотивации, психологические установки и ориентации

конкретных лиц в соответствии с их социальными характеристиками, семейным

положением, уровнем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п.

В результате исторического развития любого общества постепенно

складывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которым

относятся физические лица (индивидуумы), их сообщества (общины), деловые

организации (юридические лица) и государство, их объединяющее,

представляющее и защищающее их интересы, многообразные и часто

противоречивые.

Субъектами земельных правоотношений называются лица, наделенные

земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным

законодательством.

Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же государстве

может меняться. Так, в России с ликвидацией монополии государственной

собственности на землю, появлением многообразных форм земельной

собственности и хозяйственного использования земель он резко расширился.

Российская Федерация, ее субъекты, города федерального значения,

автономные области, автономные округа являются субъектами правоотношений

государственной собственности на землю. При этом следует учитывать, что,

будучи субъектом федеральной собственности, Российская Федерация вместе с

тем является субъектом права территориального верховенства и носителем

государственного суверенитета. Согласно Конституции РФ суверенитет России

распространяется на всю ее территорию, ее Конституция и федеральные законы

имеют здесь верховенство.

Административно-территориальные единицы, не являющиеся субъектами

Федерации, — районы, города, поселки городского типа, сельские населенные

пункты — обладают правами муниципальной собственности на землю, находящуюся

в пределах их границ (черты населенных пунктов).

В отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной

собственности на землю все иные субъекты земельных правоотношений — органы

государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические

лица — выступают участниками таких видов отношений, как управление землей и

ее использование, охрана земельных прав; граждане и юридические лица, кроме

того, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и

совместной) собственности на землю.

Органы государственной власти и местного самоуправления выполняют в

пределах, указанных в законе, определенные функции по управлению землей.

Охрану земельных прав осуществляют государственные правоохранительные

органы — суды общего назначения, прокуратура, арбитражный суд.

Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом

всех земельных правоотношений. Однако в зависимости от вида этих отношений

понятие земли как объекта может быть различным. Так, если речь идет об

участках, для которых установлен определенный правовой режим,

непосредственным объектом процессуальных действий могут быть данные

кадастра и мониторинга земель, решение компетентного органа о

предоставлении земельного участка и т. д.

Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и

муниципальной собственности определяется законодательством. Так, объекты

земельных правоотношений федеральной собственности определены Указом

Президента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельные

участки, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности

страны, охраны государственных границ, осуществления других функций,

отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки,

занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, а также

участки особо охраняемых природных территорий федерального значения.

К объектам земельных правоотношений государственной собственности

субъектов Российской Федерации относятся земли, находящиеся в пределах их

административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих

федеральную, муниципальную, частную или иную форму собственности на землю.

Соответственно объектами муниципальной собственности являются земли,

находящиеся в границах административных районов, населенных пунктов, кроме

земель, составляющих государственную, частную, общую собственность.

Объектами земельных правоотношений частной и общей собственности выступают

индивидуальные обособленные в натуре и юридически закрепленные земельные

участки, предоставленные (приобретенные) в собственность в установленном

порядке гражданам и юридическим лицам, а также земельные акции и земельные

доли (паи) членов коллективов сельскохозяйственных предприятий, которым

земля принадлежит на праве общей долевой собственности.

В сфере государственного управления землями объект земельных

правоотношений находится в зависимости от компетенции органа управления

землей и вида управленческой функции. Это может быть весь земельный фонд

(ведение мониторинга земель, государственного земельного кадастра), земля в

пределах определенных административно-территориальных границ

(предоставление и изъятие земель, планировка земель населенного пункта),

отдельный земельный участок (внутрихозяйственное землеустройство).

Индивидуально обособленный в установленном порядке земельный участок

независимо от правовых оснований его предоставления (в собственность,

землепользование, аренду) составляет объект земельных отношений в области

использования земли. При этом он не перестает быть одновременно объектом

права собственности на землю соответствующего вида.

Земельный участок —это часть поверхности земли, имеющая фиксированные

границы, площадь, местоположение, правовой статус (целевое назначение,

разрешенное использование и форму законного владения) и другие

характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и

документах государственной регистрации прав на землю.

Кроме того, помимо земельных участков и прав на них, к объектам земельных

правоотношений относятся также прочно связанные с земельными участками

объекты (водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения

и др.), перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущерба

их назначению и состоянию. Поэтому эти объекты находятся вместе с

земельными участками в нераздельном обороте, если иное не предусмотрено

законом.

В правоохранительных земельных правоотношениях объектами являются

установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы

участников земельных правоотношений.

Земельные отношения зависят от решения некоторых базовых вопросов,

главный из которых — вопрос о собственности на землю.

Формы земельной собственности и организационно-политические и правовые

механизмы, их реализующие, способны либо ускорять, либо замедлять развитие

экономики. В зависимости от того, насколько полноценно субъекты

собственности реализуют свои права на землю, а также на результаты ее

производительного использования, определяется сила мотивов к расширению

производства.

Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития

во многом складывается под влиянием общей социально-экономической политики

и выражается в правилах распределения и использования земельного фонда,

ограничениях и стимулах в этой области.

В настоящее время получили распространение различные формы земельной

собственности — частная, общая (совместная), государственная и др. Кроме

того, имеются различные формы пользования землей, которые подразделяют на

срочные и бессрочные, платные и бесплатные и т. д.

Аренда как форма землепользования представляет собой передачу

землевладельцем (арендодателем) арендатору земли на определенных условиях в

соответствии с договором. Эти условия могут включать размер арендной платы,

ее виды (деньги, продукция и услуги, налоговые и иные платежи за землю,

например проценты на вложенный в землю капитал в счет арендной платы) и т.

д. Отношения, возникающие в связи с арендой земли, регулируются

законодательством Российской Федерации.

Арендатор вправе использовать арендуемый земельный участок только по

назначению и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать иным

способом. По окончании действия договора все права, относящиеся к

земельному участку, переходят к землевладельцу (арендодателю).

Земельные отношения включают и экономические отношения, возникающие между

их субъектами в процессе пользования землей. Так, граждане и юридические

лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное

наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и срочное

пользование, уплачивают земельный налог, а за полученные в аренду земельные

участки — арендную плату.

Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом плодородия почв,

других природных и экономических условий, местоположения земельного участка

и не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельца.

Арендная плата за земельные участки определяется договором между владельцем

и арендатором.

Граждане, имеющие в собственности, пожизненном наследуемом владении,

бессрочном (постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадь

которых превышает предельные размеры, установленные земельным

законодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом за часть

площади, превышающую предельный размер.

В России актуальным сейчас является вопрос о земельном обороте, включая

порядок установления, изменения и прекращения земельных прав и

обязанностей. Допускается без изменения целевого назначения купля-продажа

земельных участков в собственность гражданам для коллективного и

индивидуального садоводства и животноводства, жилищного, гаражного и

дачного строительства, личных подсобных хозяйств. Существует определенный

порядок наследования, дарения, аренды, субаренды, установления сервитутов и

обременении земельных участков.

Субъекты Российской Федерации реализуют возможность определять правовые

формы владения землей на своей территории в рамках своих конституционных

правомочий. Они также разрешают изменять целевое назначение

сельскохозяйственных земель на основе утвержденной градостроительной

документации.

Очень важен экологический аспект земельных отношений. Сейчас необходим

постоянный учет процессов, происходящих в различных экосистемах и в

биосфере в целом; он осуществляется в рамках государственного мониторинга

земель.

Платежи за природопользование и загрязнение среды являются пока

единственным и к тому же малоэффективным механизмом экономического

стимулирования охраны окружающей среды.

ПРИНЦИПЫ, МЕХАНИЗМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государственным регулированием земельных отношений называется система

мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования

земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и

создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав

собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса

организационных, правовых, экономических действий.

Кроме государственного существует и рыночное регулирование земельных

отношений. Государственное регулирование обеспечивает организационно-

правовой базис, регламентирует экономические взаимоотношения субъектов

земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе

взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в

рамках существующей правовой базы и с учетом реальных условий

производительного использования земельных участков.

Практика развитых стран показывает, что прямое организующее начало в

формировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежать

государству, а рыночный механизм формируется в рамках существующего

законодательства и в интересах граждан.

К основным задачам государственного регулирования земельных отношений

относится:

улучшение использования и охраны земельных ресурсов государства;

сохранение и улучшение экологического состояния территорий;

создание правовых, экономических и организационных предпосылок для

функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и

форм хозяйствования на ней.

Государственное регулирование земельных отношений в России включает:

регулирование использования земли в качестве природного, социального и

хозяйственного объектов;

формирование многообразия форм собственности, владения и пользования

землей;

наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по

регулированию земельных отношений на своих территориях;

обеспечение равенства участников земельных отношений в защите их прав;

недопущение противоречащего закону вмешательства государства в

деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и

распоряжению землей;

охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нарушений;

пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли,

наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нарушающих охраняемые

законом права и интересы других лиц;

обязательность мероприятий по государственному управлению земельным

фондом для всех лиц независимо от типа их прав на землю;

обязательность государственного регулирования при вовлечении земли в

рыночный оборот (при функционировании земельных рынков, банков, страховых

компаний и других институтов рыночной экономики).

Правильной организации государственного регулирования земельных

отношений, формированию его адекватного содержания и методов осуществления

будет способствовать выполнение следующих основных требований:

1. Земельные отношения должны регулироваться в соответствии с

Конституцией и Земельным кодексом РФ, не противоречащими им нормативными

актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовые

нормы по вопросам регулирования земельных отношений, содержащиеся в других

отраслях законодательства, должны соответствовать земельному

законодательству (при пользовании водными, лесными и иным природными

ресурсами, в градостроительстве).

2. Федеральное земельное законодательство устанавливает общие для всех

субъектов Федерации начала регулирования земельных отношений, обязательные

требования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству,

государственному земельному кадастру, государственному контролю за

использованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель,

имеющих федеральное значение.

3. Соотношение земельного законодательства субъектов Федерации и

нормативных актов органов местного самоуправления, регулирующих земельные

отношения, устанавливается в соответствии с их полномочиями, определенными

законодательством РФ, а также утвержденными федеральным законом договорами

о разграничении полномочий по регулированию земельных отношений между

различными органами государственной власти.

4. Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из целевого

назначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель,

определяемыми федеральными законами и законами субъектов Федерации.

5. Порядок использования земель внутри той или иной их категории

определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором

земельных участков в соответствии с природно-сельс-кохозяйственным

районированием земель, их зонированием, территориальным планированием их

использования и землеустроительной документацией. При этом особой охране

должны подлежать сельскохозяйственные угодья; трансформация их в

несельскохозяйственные допускается в исключительных случаях в порядке,

установленном законом.

6. При регулировании земельных отношений государство должно создавать

экономические, правовые и организационные условия для поддержки

рационального и эффективного использования земельных ресурсов, их охраны и

повышения качества, для обеспечения территориальной и экологической

устойчивости землевладений и землепользовании.

7. Развитие экологических методов регулирования земельных отношений

должно осуществляться путем совершенствования платности землепользования,

рентных отношений, стимулирования земледельцев и землепользователей за

рациональное, эффективное использование земли, создания источников

налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты.

8. Государственное регулирование земельных отношений должно

осуществляться на основе научно обоснованных концепций и прогнозов

экономического развития страны и ее регионов, отраслей производства,

использования ресурсов, в том числе и земельных, на основе действующей

законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования.

9. Управление земельными ресурсами включает планирование их

использования, зонирование земель, природно-сельскохозяйственное

районирование, землеустройство, мониторинг земель и государственный

земельный кадастр. Планирование развития территорий и их хозяйственного

использования базируется на решениях органов исполнительной власти.

Долгосрочная перспектива их развития определяется на основе социально-

экономических программ, землеустроительной, градостроительной и иной

документации.

10. Государство должно обеспечить использование и охрану земель

сельскохозяйственного назначения в соответствии с их природно-

сельскохозяйственным районированием.

11. Земельные отношения должны регулироваться на основе достоверных,

открытых и своевременных сведений о природном, хозяйственном и правовом

положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельных

участков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостной

оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданных земельного

кадастра, являющихся основой для организации использования земли всеми

участниками земельных отношений.

12. Регулирование правовых, организационных, экономических,

технологических и других мероприятий по использованию и охране земельных

ресурсов, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению

необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и

лесохозяйственного оборота.

13. Соблюдение земельного законодательства, прав и обязанностей субъектов

земельных отношений, установленных норм, правил, нормативов; выполнение

мероприятий по использованию и охране земель органами государственной

власти и местного самоуправления, юридическими и должностными лицами, а

также гражданами.

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений

включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельные

правоотношения.

Источники права представляют собой внешнюю форму выражения

правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля

законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее

распространенная форма источника права — нормативные правовые акты

уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие)

правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании

соответствующих общественных отношений. Под источниками земельного права,

по определению Е. Н. Колотинской и др., понимаются нормативные правовые

акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы,

регулирующие земельные отношения. В зависимости от субъекта,

уполномоченного государством на издание таких актов, они подразделяются на

акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления.

Занимая ведущее место среди нормативных актов, регулирующих земельные

отношения, акты органов государственной власти подразделяются по вертикали

на федеральные акты Российской Федерации и акты субъектов Российской

Федерации, а по горизонтали — на законы и иные нормативные правовые акты.

Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в

строго иерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшими

представительными органами государственной власти, обладают наибольшей

юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство

среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ,

наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. Согласно

Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

Федерации, не должны ей противоречить.

Являясь едиными по способу формирования, своему положению в правовой

системе и роли в регулировании общественных отношений, законы

подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы,

принимаемые по предметам ведения РФ и имеющие прямое действие на всей

территории РФ; федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними

законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иные

нормативные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые ими по вопросам,

находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов

Федерации.

Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не могут противоречить

федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые

акты субъектов Федерации — федеральным законам, принятым по предметам

ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В

случае противоречия между ними действует федеральный закон. При

противоречии же между федеральным законом и нормативным актом субъекта

Федерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовому

регулированию субъектов Федерации, действует нормативный акт субъекта

Федерации.

Обеспечение соответствия конституций и законов республик, а также законов

и иных нормативных актов всех субъектов Федерации Конституции РФ и

федеральным законам отнесено к совместному ведению РФ и субъектов

Федерации.

Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к

источникам земельного права относят также акты других отраслей

законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные

отношения.

Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр,

вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие

норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких

отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное.

Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводу

земли, подчинены нормам земельного права. Так, в соответствии с земельным

законодательством в Законе РФ «О недрах» определены право собственника

земельного участка на добычу общераспространенных полезных ископаемых,

находящихся в границах этого участка, обязанности землепользователя по

охране земель от вредного воздействия и приведению нарушенного при

пользовании недрами земельного участка в состояние, пригодное для

использования; в Основах лесного законодательства Российской Федерации

предусмотрены порядок перевода лесных земель в нелесные, обязанности

лесопользователей по повышению плодородия почв, предотвращению эрозионных и

других процессов, ухудшающих состояние земель, и т.п.

Правовые нормы, так или иначе связанные с регулированием земельных

отношений, содержатся также в источниках административного и уголовного

права, предусматривающих соответствующие виды земельных административных и

уголовных правонарушений и меры ответственности за них; гражданского права,

содержащего общие положения о возмещении вреда и регулировании сделок с

землей как недвижимым имуществом; жилищного права, предусматривающего право

граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и их

обязанность использовать участок по назначению.

Особое место среди источников земельного права занимают акты, которые

сами по себе не имеют юридической силы, но приобретают ее в результате

утверждения в установленном порядке правомочными органами государства. Это

могут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений,

заключенные в установленном порядке и ратифицированные и утвержденные

компетентным государственным органом, а также договоры, заключенные РФ с

субъектами Федерации.

К этой же группе источников земельного права относятся утвержденные в

установленном порядке компетентными органами государства типовые договоры,

а также имеющие вспомогательное значение (и позволяющие раскрыть содержание

земельно-правовых норм) санитарные нормы и правила (предусматривающие

требования по охране земель и почв при проектировании, строительстве,

эксплуатации объектов), государственные стандарты, определяющие требования

к состоянию земель, и т. п.

Обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам

права, Конституция РФ занимает центральное место среди них. Ее нормы

составляют основу источников земельного права и являются отправной

юридической базой для определения основных направлений развития всего

земельного законодательства.

В Конституции РФ содержатся нормы, специально направленные на

регулирование земельных отношений. Провозгласив использование и охрану

земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности народов,

проживающих на соответствующей территории, Конституция закрепила такие

основополагающие положения земельного права, как введение частной,

государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие

природные ресурсы, право граждан и их объединений иметь землю в частной

собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение

землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит

ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Важную группу конституционных положений, действующих в . области

земельного права, составляют положения, связанные с разграничением

предметов ведения (полномочий) между федеральными органами государственной

власти и органами государственной власти субъектов Федерации по вопросу о

государственной собственности. В соответствии с Конституцией РФ к

совместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничение

государственной собственности (ст. 72), признание федеральной собственности

и управление ею (ст. 71).

Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на

кодифицированные законодательные акты (Земельный кодекс РФ, земельные

кодексы республик), а также иные законы РФ и субъектов Федерации.

Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные

акты, регулирующие земельные отношения, правовые нормы в которых

располагаются в порядке, отражающем систему земельного права.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают

проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его

содержания на конкретных этапах земельной реформы.

Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей

реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных

отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой

базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов

земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и

предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и

результаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное регулирование не

может охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная и

продовольственная безопасность России требует от государства вмешательства,

не связанного с экономической целесообразностью.

Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется

системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию

земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и

землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю,

экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования,

введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение

экологического состояния земельных участков, на защиту земель

сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв,

самозахвата и разбазаривания.

Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода

к рынку включает:

-земельный налог;

-арендную плату за землю;

-рыночную цену земли;

-залоговую цену земли;

-компенсационные платежи при изъятии земель;

-компенсационные выплаты при консервации земель;

-платежи за повышение качества земли;

-штрафные платежи за экологический ущерб;

-налоговое обложение при гражданском земельном обороте;

-плату за право аренды и т. д.

Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать

следующим требованиям:

-обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлению

воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;

-разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса;

-использование земельной ренты в качестве основы для формирования системы

экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другими

экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т.

д.);

-учет интересов и равноправие различных социальных групп населения в

реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;

-стимулирование рационального размещения и специализации

сельскохозяйственного производства;

-усиление экологической защиты земельных угодий.

Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных

отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство

воздействует на экономические интересы землевладельцев и

землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли,

находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю

является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты.

Рента — устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской

деятельностью. Известно несколько видов рент, в том, числе государственная

и банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходы

в виде процента. Земельная рента имеет иную природу.

Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно,

но может и передать свое право использования земли в аренду

предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает

право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает

землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в

земельную ренту обусловлено именно данной монополией.

Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает получить не только

среднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен собственнику

земли в качестве земельной ренты. Следовательно, земельная рента — это

форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе

различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.

Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на

землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое

распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они

могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать

получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.

С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный

оборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычную

прибыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительная прибыль и

превращается затем в дифференциальную ренту.

Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновение

абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой

государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на

землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над

средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине более

низкого органического состава капитала, трудности перелива капитала из

промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания

нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общей

нормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних

по качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены на

продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями

производства на худших участках, то есть эти цены выше обшей цены

производства.

Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная

прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим

собственникам земли.

Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества,

местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие

землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их

издержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно выше

складывающегося общественно нормального уровня издержек.

Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной из

причин возникновения противоречий между землевладельцами и

землепользователями, в том числе и арендаторами, и государством. При этом

не имеет значения общественное (официальное) признание или непризнание

существования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могут

маскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализация

земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную с

ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рационального

землепользования.

При экономическом регулировании земельных отношений этот аспект

необходимо учитывать с той или иной степенью полноты.

Другим важным аспектом экономического регулирования земельных отношений

является дифференциальная рента, представляющая собой часть прибавочной

стоимости, которая присваивается землевладельцами по причине их

монопольного права на землю как на объект хозяйствования.

Экономической причиной ее образования является излишек прибавочной

стоимости над средней прибылью. Он создается благодаря более высокой

производительности труда работников сельского хозяйства и дополнительно

вложенному капиталу на относительно лучших и средних по плодородию и

местоположению земельных участках. В условиях ограниченности вовлекаемых в

общественное производство лучших и средних по плодородию и местоположению

земель используются и худшие массивы земель. Это обусловливается ростом

населения и его потребностей в сельскохозяйственных продуктах,

необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье.

Монополия на землю как объект хозяйствования обусловливает особенности

ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности

площадей лучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении в

использование худших из них. Для обеспечения возможности хозяйствования

землепользователь должен иметь индивидуальную цену производства,

складывающуюся из индивидуальных издержек и средней прибыли (иначе

становится бессмысленным процесс производства на худших участках и их

использование прекращается). Поэтому землепользователь — арендатор худших

земель — претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство на

лучших и средних земельных участках — на получение добавочной прибыли сверх

средней (за счет более производительного использования труда и капитала).

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

К основными методам государственного управления земельными ресурсами

относятся землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг

земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.

Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных на

регулирование земельных отношений, организацию использования земель, учет и

оценку земельных ресурсов, составление территориальных и

внутрихозяйственных планов. Основные направления землеустроительной

деятельности включают:

-разработку федеральных и региональных программ использования и охраны

земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом экономических,

градостроительных, экологических и иных особенностей территории;

-межевание с установлением (восстановлением) на местности границ

административно-территориальных образований, границ земельных участков

субъектов земельных отношений по единой государственной системе и их

техническое оформление;

-составление проектов землеустройства и упорядочение существующих

землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении

земель;

-определение границ земельных участков, установление их границ и отвод в

натуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ, подготовку

документов для удостоверения прав на земельные участки;

-разработку разного рода рабочих проектов, в том числе по рекультивации

нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей,

оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления,

загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами,

по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению

и повышению плодородия почв;

-обоснование размещения и установления границ особо охраняемых

территорий;

-закрепление и изменение на местности городской черты, поселковой черты и

черты сельских поселений;

-проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных,

агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследований,

а также изыскательских работ;

-разработку землеустроительной документации, связанной с ресурсной

оценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитием

традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов и

этнических групп;

-составление карт и атласов о состоянии и использовании земельных

ресурсов;

-проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление

неиспользуемых, используемых нерационально и не по целевому назначению

земель.

Землеустройство проводится государственными проектными организациями,

другими предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию на

проведение этих работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов

субъектов Федерации, местных бюджетов и заказчиков. Основные направления их

деятельности:

-научное обеспечение и прогнозирование земельных преобразований,

перераспределение земель;

-обоснование и реализация единой государственной политики в области

планирования, перераспределения, рационального использования и охраны всех

категорий земель независимо от форм собственности на землю и форм

хозяйствования на ней;

-обеспечение целевого использования земель и сохранение ценных земель в

сельскохозяйственном производстве;

-формирование и размещение экологически и экономически обоснованных,

компактных и оптимальных по площади землепользовании;

-создание территориальных условий для рационального функционирования

сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производств;

-разработка комплекса мер по улучшению сельскохозяйственных угодий,

повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых ландшафтов и охране

земель;

-межевание земель с установлением (восстановлением) и закреплением

(обозначением) в натуре (на местности) административно-территориальных и

территориально-производственных границ по единой государственной системе, а

также изготовление документов, удостоверяющих право на землю.

Землеустроительная деятельность осуществляется на всех землях независимо

от их целевого назначения и форм собственности с использованием научно

обоснованной, гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденной

землеустроительной документации — прогнозов, программ, схем и проектов,

материалов обследований и изысканий.

Режим и целевое использование земель, организация территории, ране

земель являются обязательными для собственников и пользователей земли, а

также органов государственной власти и управления. Внесение изменений в

землеустроительную документацию допускается лишь с разрешения утвердившего

ее органа.

Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти и

управления, местного самоуправления, по инициативе органов системы

Госкомзема РФ или по ходатайству заинтересованных собственников и

пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на

получение земельного участка.

Землеустроительная деятельность регулируется Конституцией РФ, земельным

законодательством РФ, законодательными и иными правовыми актами субъектов

Федерации, а также нормативными актами, определяющими содержание, порядок

разработки, утверждения и реализации землеустроительной документации.

Под государственным мониторингом земель понимается система

наблюдений за состоянием земельного фонда; она является частью

мониторинга состояния природной среды и выполняет базовую,

связующую роль между всеми видами мониторинга природных ресурсов. Основные

цели мониторинга земель: оценка состояния земельного фонда для

своевременного выявления изменений, их оценки, площади и выработки

рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных

процессов, а также информационное обеспечение государственного земельного

кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за

использованием и охраной земель.

Мониторинг земель осуществляется за счет средств федерального бюджета,

бюджетов субъектов Федерации и средств специальных денежных фондов.

Средства федерального бюджета расходуются на реализацию федеральных и

крупных целевых региональных программ по мониторингу земель и охране почв,

бюджетов субъектов Федерации — на реализацию аналогичных региональных

программ.

Полученные в результате мониторинга земель данные ежегодно отражаются в

региональных докладах о состоянии и использовании земель, являющихся

базовым материалом для подготовки Государственного (национального) доклада

о состоянии и использовании земель Российской Федерации. Эти доклады

доводятся до органов управления с соответствующими предложениями по

предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используются

также для ведения земельного кадастра и осуществления государственного

контроля за использованием и охраной земель.

Государственный земельный кадастр как официальная система регистрации и

оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с

ними недвижимость, учета и оценки земельных участков проводится по единой

системе на всей территории Российской Федерации.

Сложившаяся земельно-кадастровая система сведений о природном, правовом и

хозяйственном положении земель требует дальнейшего научного и методического

обеспечения. Сейчас она состоит из следующих основных разделов: регистрация

землевладений, землепользований и участков собственности; количественный и

качественный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономическая оценка

земель. Эти разделы должны остаться и далее, но устаревшая технология

получения, обработки, хранения и представления данных в условиях перехода к

многоукладной экономике, платности землепользования не обеспечивает и в

принципе не может обеспечить решения задач государственной земельной

политики.

Совершенствование земельного кадастра связано с большим объемом научно-

исследовательских и прикладных разработок. В первую очередь должны быть

решены следующие вопросы:

-уточнение классификаций угодий в связи с переходом на учет и оценку по

первичным участкам для целей земельного, лесного, водного кадастров и

кадастров других природных ресурсов;

-установление для каждой категории земель по целевому назначению системы

общих и частных показателей, характеризующих качественное состояние парцелл

или экологически однородных участков;

-разработка способов получения и обработки этих показателей для различных

уровней ведения земельного кадастра;

-разработка программного обеспечения для сбора, обработки, хранения

земельно-кадастровой информации по парцеллам или экологически однородным

участкам.

К важнейшим направлениям совершенствования земельного кадастра России

относятся:

-введение стоимостных оценок земли для формирования местного бюджета;

-осуществление мер экономического поощрения предприятий, природохранная и

социально-культурная деятельность которых имеет приоритетный характер для

города или района;

-поощрение экономическими методами рекультивации и восстановления

нарушенных земель и освоения неудобий;

-решение экологических проблем путем принятия дифференцированной шкалы с

учетом класса вредности предприятия, размера санитарно-защитной зоны,

стоимости необходимых мероприятий по экологизации производства и др.;

-размещение различных объектов в соответствии с оптимальным

функциональным зонированием и планировочной организацией территории,

принятыми в комплексных градостроительных программах, проектах районной

планировки, генеральных планах городов и других специализированных

проектах, развивающих и детализирующих комплексные программы развития

района;

-компенсация дополнительных затрат землевладельцам и землепользователям

из-за менее выгодного их местоположения и т. д.

Перестройка земельно-кадастровой системы во многом связана с переводом

информации на современные виды ее носителей, снимающих ограничения по ее

форме (графическая, текстовая) и объему. Обработка огромных массивов

количественных, ценовых, качественных и правовых данных о каждом контуре

земельных угодий, хозяйственной и административной единице, их динамике под

силу лишь современным компьютерным системам с наборами автоматизированных

рабочих мест.

Объектом земельного кадастра являются все земли Российской Федерации в ее

государственных границах, а кадастровой единицей — земельный участок с

прочно связанными с ним объектами, имеющий фиксированный правовой статус,

границы, площадь, местоположение, цену.

Кадастровая документация включает в себя документы, подтверждающие права

на земельные участки, картографические, графические, табличные, текстовые,

магнитные, электронные носители информации, предусмотренные правилами

ведения и использования земельного кадастра.

При ведении земельного кадастра возникают кадастровые отношения — по

поводу производства, ведения, распределения и использования земельно-

кадастровой информации. Объектом их является кадастровая информация о

землях Российской Федерации, участниками — государственные органы и

учреждения, физические и юридические лица, несущие установленные

законодательством обязанности и обладающие соответствующими правами в

данной области.

Земельный кадастр является основой, на которой базируются государственные

и отраслевые регистрационные и учетные системы: регистры и реестры жилых и

нежилых помещений, предприятий и организаций всех форм собственности и

хозяйствования и т. п.

Государственный земельный кадастр ведется в целях:

-закрепления прав на землю собственников, владельцев, пользователей

земли;

-осуществления государственного контроля за распределением и

использованием земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды,

залога, дарения, обмена и т. д.);

-обеспечения оперативности, устойчивости земельного оборота и гласности

земельных сделок, разрешения земельных споров;

-проведения налогового обложения земли и земельных сделок;

-установления нормативной и перспективной цены земли;

-предоставления сведений о собственниках, владельцах, пользователях

земельных участков, правовом режиме земель, их хозяйственном использовании

и цене;

-обеспечения необходимой информацией о земельных ресурсах органов

государственной власти, юридических и физических лиц.

Ведение реестров земельной регистрации, внесение в них записей, выдача

правооформляющих документов, справок и выписок возлагаются на главного

регистратора кадастрового бюро; он же несет ответственность за

правильность сведений, содержащихся в реестрах, копиях и выписках из них.

Земельная регистрация является правоустанавливающим юридическим актом, на

основании и с момента свершения которого за лицами признаются и

закрепляются государством права на земельные участки, а также

подтверждается законность сделок с землей.

В процессе земельной регистрации в единую систему объединяются все

правовые сведения о земле, ее собственниках, владельцах, пользователях, а

также земельных сделках. Земельная регистрация осуществляется путем

внесения соответствующих записей в регистрационную поземельную книгу.

Сведения, вносимые в книгу и подлежащие обязательной предварительной

проверке, приобретают юридическую силу и в дальнейшем являются единственно

законными и достоверными для судебных, финансовых, налоговых и других

государственных органов, предприятий, организаций, учреждений и граждан.

Достоверность и правильность содержащихся в кадастре регистрационных

сведений могут быть оспорены только в судебном порядке.

Сведения земельной регистрации включают:

-сведения о землях;

-их целевое назначение (категорию земель);

-наименование земельной собственности, землевладения, землепользования;

-форму собственности, владения, пользования землей;

-площадь земельной собственности, землевладений и землепользований;

-местоположение, адрес;

-дату регистрации земельной собственности, землевладения,

землепользования;

-наименование правооформляющего документа, выданного после регистрации,

его номер и дату выдачи;

-общую стоимость землевладения, в том числе стоимость самого земельного

участка и стоимость связанного с ним имущества;

-величину земельного налога;

-особые отметки о землевладении.

Государственный контроль за использованием и охраной земель направлен на

обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном

законодательстве правилам ее использования и охраны. Цель государственного

контроля — обеспечить соблюдение всеми государственными учреждениями, а

также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда

страны в целом и его отдельных участков.

Агроэкономическое состояние земельных ресурсов России к началу реформ

было неудовлетворительным. Многие площади эродированны и эрозионно опасны,

многие загрязнены промышленными выбросами. Снизился запас гумуса в почвах,

многие земли оказались заболочены и переувлажнены, захламлены промышленными

отходами и бытовым мусором, имеют солонцовые вкрапления, высокую

кислотность.

Изучение зарубежной практики показывает, что действенная система

государственного контроля опирается как на экономические методы, так и на

административные, причем экономический механизм действует в том числе и на

принципе отдачи вложенных средств. Зарубежные системы аграрных отношений

содержат значительное число стимулирующих рычагов, некоторые

непосредственно связаны с выполнением правил использования и охраны земель.

При нарушении субъектом норм пользования угодьями их права могут быть в

какой-то части приостановлены. В США, например, экономическое нарушение

приводит к лишению предприятий государственных контрактов, субсидий или

ссужаемых средств. В большинстве стран, использующих финансовые стимулы для

поддержки мер по уменьшению загрязнения земель, невыполнение условий,

выдвигаемых для получения займа, приводит к прекращению финансирования.

Право организаций государственной финансовой системы осуществлять подобные

действия ставит их, по сути, в ряды органов, ведающих лицензированием.

В странах с развитой экономикой для обеспечения охранного

землепользования используются методы как прямого, так и косвенного действия

при явном преимуществе вторых. Иначе говоря, предпочтительнее меры, которые

способствуют предупреждению условий для возникновения правонарушений, чем

меры наказания за эти нарушения. В качестве таких профилактических мер

особо широко применяются профессиональные (специальные и

предпринимательские) требования к лицам, покупающим или арендующим

земельные участки. Причем эти требования, если говорить об аренде, в равной

степени предъявляют и сдающий землю, и те, кто от имени государственных,

общественных или кооперативных организаций участвуют в оформлении арендных

сделок. Первый — потому, что заинтересован в более высоких суммах арендной

платы, которые (особенно при фиксированных ставках) целиком зависят от

объемов производства, инвестиций и умения арендатора продуктивно

использовать передаваемую ему землю. Вторые — как облеченные таким правом,

защищающим национальные или кооперативные интересы.

Большое значение имеют прямой контроль за использованием земель

специалистами государственных или других уполномоченных на это служб и

неотвратимость установленной законом ответственности. Это подтверждает опыт

передовых сельскохозяйственных товаропроизводителей России и развитых

капиталистических стран.

Вопрос №2

Введение.

Управление земельным фондом представляет собой распорядительную деятельность соответствующих государственных органов и органов местного само­управления, направленную на обеспечение рацио­нального использования и охраны единого земельного фонда страны. Практически управление земельным фондом проявляется в виде регу­лирования земельных отношений посредством правовых норм и обес­печения соблюдения требований земельного законодательства путем осуществления систематического контроля за использованием и охра­ной земель и принятия, необходимых мер воздействия на нарушителей земельного законодательства. Таким образом, функции государствен­ного управления земельным фондом в данном случае являются и функ­циями государственного регулирования земельных отношений, т.е. они совпадают.

Очевидно, что государственная деятельность по регулированию зе­мельных отношений вообще осуществляется в более широких преде­лах, чем только по управлению земельным фондом. Она, например, может распространяться на сферу общественных отношений, смежную с областью земельных отношений, если это необходимо для обеспече­ния рационального использования и охраны земель.

Следует также иметь в виду, что под правовым обеспечением раци­онального использования и охраны земель нельзя понимать лишь сово­купность принудительных и карательных мер воздействия. В процессе управления земельным фондом государство оказывает также помощь и содействие субъектам земельных отношений в реализации их прав на землю (безвозмездное улучшение земель, агротехнические содействия, обеспечение земельно-кадастровой информацией и др.).

Вопрос 1. Общая характеристика управления земельным фондом

Управление земельным фондом, как и вся правоприменительная де­ятельность государства, осуществляется как через систему государ­ственных органов, так и посредством привлечения к этому процессу негосударственных структур (общественных, муниципальных и др.).

В этом смысле управление земельным фондом, являясь категорией государственной, может включать в себя, условно говоря, некие состав­ляющие элементы в виде муниципального или внутрихозяйственного управления соответствующими землями в той мере, в какой это может быть делегировано государством.

Земельный фонд Российской Федерации — это вся территория, т.е. вся земля, включая водопокрытую, в пределах границ страны.

Хотя земля представляет собой единый природный объект, отдельные ее части обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими определен­ный хозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, наличием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т.е. в определен­ных народнохозяйственных целях. С этой точки зрения единый земель­ный фонд подразделяется на 7 целевых категорий, закрепленных в зе­мельном законодательстве (ст. 7 ЗК РФ), а именно:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений (городов, поселков и сельских поселений);

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиове­щания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космичес­кой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специ­ального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения);

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В соответствии с основным целевым назначением упомянутых час­тей единого земельного фонда земельным законодательством установ­лен и правовой режим их использования в народном хозяйстве.

К землям сельскохозяйственного назначения отнесены участки еди­ного земельного фонда, используемые или по своим природным каче­ствам пригодные для использования в сельском хозяйстве, т.е. для про­изводства сельскохозяйственной продукции.

Землями поселений считаются земли, расположенные в пределах ад­министративных границ различных поселений, которые подразделяют­ся с точки зрения их функционального назначения на две группы: сель­ские и городские населенные пункты (т.е. города и поселки городского типа). Основное целевое назначение этих земель — удовлетворение градостроительных потребностей этих населенных пунктов.

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, оборо­ны, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения представляют собой участки земельного фонда, пре­доставленные юридическим или физическим лицам для осуществления специальных задач в промышленности, на транспорте, энергетике и дру­гих отраслях народного хозяйства. Основное целевое назначение земли В этих сферах народного хозяйства — служить операционным базисом для размещения и функционирования промышленных и иных предприятий и объектов.

Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а так­же не покрытые им, но предоставленные или предназначенные для ве­дения лесного хозяйства. Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, энергетики, как незаменимый строительный материал. В то же время земля здесь играет роль сред­ства производства лесохозяйственной продукции и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима использования.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, лед­никами, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Их основное целевое назначение — удовлетво­рение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энер­гетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

К категории особо охраняемых территорий относятся земли при­родоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреацион­ного и историко-культурного назначения, имеющие статус особо охра­няемых территорий в силу их специфической роли и особого значения в жизни-общества. Они служат удовлетворению духовных, биологичес­ких, эстетических и иных потребностей граждан.

Землями запаса считаются все участки земельного фонда, не предо­ставленные в собственность или пользование физическим или юриди­ческим лицам или изъятые у них по основаниям, предусмотренным за­конодательством.

Целевая категория определяет лишь основное, общее целевое на­значение отнесенных к ней земель. Конкретное использование земель­ных участков в пределах целевых категорий может существенно раз­личаться в соответствии с практической целесообразностью, определяемой компетентными органами исполнительной власти при предоставлении земельных участков гражданам или юридическим ли­цам. Указанный признак разграничения земель целевых категорий ус­тановлен законодательством в виде разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, к видам разрешенного использования земель сель­скохозяйственного назначения могут быть отнесены: индивидуальное и коллективное садоводство, огородничество, животноводство и т.п. Разрешенное использование земель лесного фонда может состоять в использовании участков этой категории для заготовки древесины, жи­вицы, второстепенных лесных материалов, побочного лесопользования, сенокошения, выпаса скота, охотничьего промысла и т.п.

При установлении разрешенного использования земель могут пре­дусматриваться определенные ограничения или запреты, соблюдение которых является обязательным. Так, в пределах водоохранных зон на землях сельскохозяйственного назначения запрещается применять ядо­химикаты, производить распашку почвы, выпас скота, а на землях, подверженных эрозионным процессам, ограничивается применение аг­ротехники, стимулирующей развитие этих процессов и т.д.

Законодательством (ст. 7 ЗК РФ) установлено, что правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной целевой ка­тегории и разрешенным использованием в соответствии с территори­альным зонированием.

Другой классификационный признак земельного фонда — есте­ственно -историческое состояние и хозяйственное использование от­дельных его частей, которое получило название земельных угодий. Под земельными угодьями понимаются участки земли (массивы), си­стематически используемые для определенных хозяйственных целей и имеющие качественные различия естественно -исторического харак­тера. Все земельные угодья подразделяются на две группы: сельско­хозяйственные, т.е. систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции (их еще называют продуктивными землями), и несельскохозяйственные, т.е. земли, не включенные в сельскохозяйственный оборот. К сельскохозяйственным угодьям от­носятся: пашня, сенокос, пастбище, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями. Несельскохозяйственные угодья — все ос­тальные (участки, занятые лесом, кустарником, болотом, постройка­ми, дорогами и т.д.).

Как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья де­лятся на подвиды, чаще всего по их естественному состоянию или спо­собу использования: пашня переувлажненная, орошаемая; сенокос забо­лоченный, закустаренный, закочкаренный; пастбище залесенное и т.п.

Качественное состояние продуктивных земель характеризуется уровнем их плодородия, которое зависит от вида почв (черноземы, оподзоленные почвы и др.) и их физико-химического состава (глинис­тые, супесчаные, песчаные и т.п.). Показателем плодородия земель слу­жат баллы экономической оценки, представляющие собой условные числа, выраженные в процентах к наивысшей продуктивности земель данной группы: 100, 90, 80 и т.д. баллов.

Органы, осуществляю­щие управление государствен­ным земельным фондом. Общее государственное управление земельным фондом осуществляют представительные и испол­нительные органы власти, наделенные соответству­ющими властными полномочиями по обеспечению рационального использования и охраны земель. По объему и пределам этой деятельности ведущее ме­сто принадлежит органам исполнительной власти, которые, участвуя в нормотворческой части этой работы, осуществля­ют всю правоприменительную деятельность.

Органы исполнительной власти как субъекты управления земель­ным фондом подразделяются на два вида: органы общей и органы спе­циальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся: Правительство РФ и со­ответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления — городские, районные, поселковые и сельские — в той мере, в какой деятельность по управлению земель­ным фондом может быть делегирована им федеральным или региональ­ным законодательством.

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-рас­порядительным органам общей компетенции и в свою очередь подраз­деляются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы. К функциональным органам специальной компетенции относятся Росземкадастр, Минимущество России, МПР России, Федеральная санитарно-эпидемиологическая служба и Федеральная архитектурно-гра­достроительная служба.

Указанные органы осуществляют деятельность по управлению зем­лями на всей территории соответствующего административно -терри­ториального образования независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственной принадлежности находятся земли.

Росземкадастр и его органы на местах являются главными органа­ми специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложено общее государственное управление земельным фон­дом страны.

Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные ми­нистерства и ведомства, в ведении которых находятся земли опреде­ленного целевого назначения (Минсельхоз России и др.).

Вопрос 2. Содержание управления земельным фондом

По характеру управления и объему его функций управление различают общее и отраслевое (межотраслевое) государственное управление земельными ресурсами. Общее государственное управление имеет тер­риториальный характер, т.е. охватывает определен­ные территории (чаще всего— территории в пределах границ административно-территориальных образований) без каких-либо изъя­тий или перерывов. Например: в пределах границ сельского населенно­го пункта; в пределах административных границ района и т.д.

Отраслевое (межотраслевое) управление имеет отраслевой харак­тер, т.е. распространяется на земли только отдельных отраслей или групп отраслей народного хозяйства (земли сельскохозяйственного на­значения, земли промышленности, транспорта и т.д.).

Общее и отраслевое (межотраслевое) управление взаимосвязаны как общностью задач (обеспечение рационального использования и охраны земель), содержанием функций управления (распорядительные, контрольные, правоохранительные и др. функции), так и методом регу­лирования отношений (как правило, он имеет императивный, властный характер). В то же время они отличаются по объему правомочий соот­ветствующих органов управления и их соподчиненностью и по охвату управляемых территорий.

В обеспечении рационального использования и охраны земельного фонда помимо государственного управления существенное значение имеет также внутрихозяйственное управление им, т.е. управление, осу­ществляемое конкретными субъектами права на землю: собственника­ми земельных участков и землепользователями. В соответствии с дей­ствующим земельным законодательством рациональное использование земли и ее охрана входят в перечень их обязанностей, выполнение ко­торых осуществляется ими в процессе хозяйственной деятельности. За­конодательство предусматривает и меры правовой ответственности субъектов права на землю за неисполнение или ненадлежащее испол­нение этих обязанностей (например, изъятие земельных участков). В связи с этим внутрихозяйственное управление земельным фондом сле­дует рассматривать как неотъемлемое звено общей цепи государствен­ного управления земельным фондом.

Говоря о государственном управлении земельным фондом в совре­менных условиях, нельзя не обратить внимание на одну особенность, связанную с ликвидацией монополии государственной собственности на землю и установлением иных форм права собственности на нее. В этих условиях значительно более резко, чем раньше, проявляется раз­граничение государственного управления по признакам:

1) управление, когда государство выступает в роли собственника земли как недвижимого имущества;

2) управление, когда государство выступает в роли органа власти, т.е. суверена, обладает территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

В первом случае — это хозяйственное государственное управление, суть которого заключается в принятии решений по поводу сделок с зем­лей (приватизация, сдача в аренду и др.). Земля здесь выступает прежде всего как объект хозяйственной деятельности государства, осуществ­ляемой через соответствующие государственные органы, оставаясь од­новременно и объектом государственного управления.

Во втором случае земля выступает в качестве пространственного фактора для осуществления властных функций государства, т.е. терри­тории, на которую распространяется государственная власть.

Эти стороны государственного управления, земельным фондом тес­но взаимосвязаны и являются составными частями единого управлен­ческого процесса.

К компетенции федеральных исполнительных органов по управле­нию земельным фондом относятся:

установление основ федеральной политики в области регулиро­вания земельных отношений;

установление ограничений оборотоспособности земельных участ­ков;

государственное управление в области осуществления монито­ринга земель, государственного земельного контроля и ведения госу­дарственного земельного кадастра;

установление порядка изъятия (выкупа) земель для государствен­ных и муниципальных нужд;

изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;

разработка и реализация федеральных программ по использова­нию и охране земель;

иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Феде­рации Конституцией РФ, ЗК РФ и другими федеральными законами.

К компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации по регулированию земельных отношений относятся'.

разработка и принятие нормативно-правовых актов в области ре­гулирования земельных отношений в соответствии с федеральным за­конодательством;

установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения;

отмена противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления;

установление предельных норм предоставления земельных участков;

установление (утверждение) и изменение административных гра­ниц районов на территории субъекта РФ;

установление (утверждение) и изменение городской и поселко­вой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;

определение размеров и порядка взимания платы за землю и ус­тановление региональной нормативной цены земли;

определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;

утверждение региональных программ и схем рационального ис­пользования и охраны земель;

установление льгот по налогам за землю;

изъятие, в том числе выкуп, земель для государственных нужд;

организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.

Федеральная служба земельного кадастра и ее органы на местах — основные исполнители конкретной работы по управлению земельным фондом. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправле­ния. К их компетенции относятся:

подготовка предложений и материалов по изъятию и предостав­лению земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также для граждан и их объединений;

организация, методическое руководство и непосредственное вы­полнение работ, связанных с ведением государственного земельного ка­дастра, землеустройства и мониторинга земель;

организация и непосредственное осуществление обследовательс­ких, почвенно-геоботанических, землеустроительных и иных работ;

оформление и выдача лицензий на право проведения землеустро­ительных работ и работ, связанных с изучением и использованием зе­мельных ресурсов;

установление на местности границ земельных участков, предос­тавленных гражданам и юридическим лицам на праве собственности или пользования, и выдача им правоустанавливающих документов;

контроль за правильностью использования и охраной земель, за соблюдением всеми собственниками земли и землепользователями зе­мельного законодательства;

привлечение к административной ответственности за нарушение земельного законодательства;

создание районного фонда перераспределения земель, планиро­вание и осуществление его использования;

практическое осуществление мероприятий, связанных с земель­ной реформой;

выполнение других работ по регулированию земельных отноше­ний совместно с местной администрацией.

В связи с включением земли в перечень объектов недвижимого иму­щества и введением ее в гражданский оборот, а также в связи с отнесе­нием к компетенции судов таких функций, как разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного за­конодательства, правомерно говорить об участии судебных органов в процессе управления земельным фондом.

В связи с приданием органам местного самоуправления статуса самостоятельной формы управления (ст. 3 Конституции РФ) и определением объекта этого управления, каковыми являются вопросы ме­стного значения, правомерно говорить и о разграничении управления земельным фондом на государственное и муниципальное управление.

Статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения и управление му­ниципальными землями, включая вопросы регулирования отношений владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в му­ниципальной собственности; планирование застройки территорий му­ниципальных образований; контроля за использованием земель в пре­делах муниципальных образований; охраны окружающей природной среды на подведомственной территории и др.

Как видно, налицо как субъект местного самоуправления (населе­ние, проживающее на территории муниципальных образований), так и объект муниципального управления землями, о чем говорилось выше. Таким образом, вполне правомерно говорить о муниципальном управ­лении землями как о самостоятельной форме управления ими.

Содержание муниципального управления земельным фондом опре­деляется теми полномочиями, которые передаются ему федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

К компетенции органов местного самоуправления в административ­ных границах соответствующих муниципальных образований отнесены.

предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;

изъятие (в том числе выкуп) и предоставление земельных участ­ков для муниципальных нужд;

планирование использования земель и контроль за правильнос­тью их использования в границах муниципальных образований;

организация работ по землеустройству, земельному кадастру, мо­ниторингу земель, реализации генеральных планов и проектов плани­ровки и застройки населенных пунктов в пределах, определяемых орга­нами исполнительной власти субъектов РФ;

установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;

взимание платы за землю;

установление (корректировка) зональной нормативной цены зем­ли в соответствии с действующим законодательством;

установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях;

охрана права собственности на землю и права землепользования.

Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным за­конодательством или законодательством субъектов РФ.

Вопрос 3. Основные функции государственного управления земельным фондом

Под функциями государственного управления земельным фондом понимаются основные направления деятельности государственных ор­ганов и органов местного самоуправления по обеспечению рациональ­ного использования и охраны земель. К ним относятся:

1) планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов;

2) распределение и перераспределение земель между юридически­ми и физическими лицами;

3) реализация Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»;

4) организация и осуществление землеустройства и земельного ка­дастра, а также мониторинга земель;

5) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

6) участие в разрешении земельных споров между земельными соб­ственниками, землевладельцами и землепользователями;

7) охрана права собственности на землю, права землевладения и права землепользования.

Указанные выше функции осуществляются государственными органами власти, органами местного самоуправления, специальными органами, а также судами в пределах установленной для них компе­тенции.

Планирование использования и охраны земель осуществляется пу­тем разработки и реализации плановых мероприятий и документов, как то: национальные или общегосударственные программы и генеральные схемы рационального использования и охраны земель; региональные, областные, краевые, а также районные схемы и проекты использования земель, и их охраны. Упомянутые прогнозные, предпроектные и проект­ные документы разрабатываются соответствующими специалистами в увязке с действующими экономическими и техническими требованиями и нормами, утверждаются соответствующими административными органами и становятся обязательными для исполнения.

Распределение и перераспределение земель между юридическими и физическими лицами для их хозяйственного использования произво­дится путем изъятия участков у одних субъектов и предоставления их другим для определенных целей либо в порядке совершения сделок с землей (купля-продажа участков, передача их в аренду, в залог, по на­следству и т.п.).

Государственный земельный кадастр представляет собой комплекс государственных мероприятий по наблюдению за принадлежностью зе­мель конкретным субъектам, их состоянием и характером хозяйствен­ного использования. Он включает:

специальную кадастровую регистрацию земельных участков;

государственный кадастровый учет земель по их количеству и ка­честву;

учет иных объектов недвижимости, расположенных на земельных участках и прочно связанных с землей;

экономическую оценку земельных участков по их плодородию.

Полученные сведения применяются при разработке и реализации программ рационального использования и охраны земель.

Землеустройство как функция управления земельным фондом осу­ществляется в виде комплекса мероприятий по реализации земельного законодательства. Основные их виды — межхозяйственное и внутри­хозяйственное землеустройство. После утверждения соответствующи­ми административными органами проекты землеустройства становят­ся обязательными для практической реализации.

Государственный контроль за использованием и охраной земель — одна из основных функций государственного управления земельным фондом страны. Он осуществляется в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлени­ем Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833.

Мониторинг земель представляет собой составную часть государ­ственного мониторинга окружающей среды и систему наблюдения за состоянием, использованием и охраной земельных участков. Регулиру­ется Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 но­ября 2002 г. № 843.

Разрешение земельных споров осуществляется органами государ­ственного управления земельным фондом, судами и арбитражными су­дами в установленном порядке для устранения конфликтов, возникаю­щих между собственниками земли, землепользователями, другими юридическими и физическими лицами, а также между ними и органа­ми государственной власти и местного самоуправления.

Охрана права собственности на землю и права землепользования осуществляется путем выявления, пресечения земельных правонаруше­ний, привлечения правонарушителей к ответственности и восстановле­ния нарушенных прав собственников земли и землепользователей.

Земельные ресурсы России

Земельный фонд России в 1992 г. (на конец года) составил 1709. 6 млн. га, в том числе (см. диаграмму 2. ). За последние 27 лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 12. 4 млн. га, пашни - на 2. 3 млн. га, сенокосов - на 10. 6 млн. га. Причинами уменьшения площади сельхозугодий являются нарушение и деградация почвенного покрова, отвод земель под застройку городов, поселков и промышленных предприятий. Фонд черноземных почв России составляет около 120 млн. га. Это всего лишь около 7% общей площади, но на ней размещается более половины всей пашни и производится около 80% всей земледельческой продукции. Площадь эрозионно опасных и подверженых эрозии сельскохозяйственных угодий составляет 124 млн. га (56%), из них 87. 3 млн. га пашни. По данным государственного учета 1990 г. , общая площадь оврагов составила 2. 4 млн. га, 26. 2 млн. га пашни (20. 4%) расположено на смытых почвах, 2. 1 млн. га (1. 7%) подвержено совместному воздействию водной и ветровой эрозии, 7. 9 млн. га (6. 1%) дефлировано, всего же дефляционно опасными землями считаются 44 млн. га (32. 2%). Растут площади эродированных черноземов. За последние 15 - 20 лет они возрастали в среднем на 250 - 300 тыс. га/год. На многих расчлененных территориях с черноземными почвами 50% и более распаханных земель эродированы. Ежегодно до 25 - 30 тыс. га черноземов теряются в результате роста оврагов. Проведение почвозащитных мероприятий в последние годы сокращается. В 1991 г. безотвальная обработка почвы с сохранением стерни на поверхности была проведена на площади 19. 7 млн. га, обработка почвы поперек склонов - на 13. 7 млн. га, что меньше, чем в 1988 г. , на 8. 6 и 5. 9 млн. га соответственно. В 1992 г. заложено защитных лесных насаждений на 16. 1 тыс. га меньше, чем в 1991 г. Аналогичное положение было и в 1993 г. На больших площадях происходит снижение продуктивности почв из - за уменьшения содержания гумуса. Только за последние 20 лет запасы гумуса сократились на 25 - 30%, а ежегодные потери в целом по РФ составляют 81. 4 млн. т. По данным агрохимического обследования, в России 16. 5 млн. га пашни характеризуются очень низким содержанием гумуса, 21 млн. га - низким. Гумусированность черноземов центральных черноземных областей за последние 100 лет снизилась почти вдвое - от 14 до 7%, а ежегодные потери гумуса в черноземах составляют в среднем 0. 5 - 1 т/га. /3/ Площади мелиорированных земель, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в целом по РФ сократились на 105 тыс. га. В неудовлетворительном состоянии находится 771 тыс. га орошаемых земель, в том числе из - за недопустимой глубины уровня грунтовых вод - 325 тыс. га, засоления - 292 тыс. га, одновременного наличия недопустимой глубины уровня грунтовых вод и засоления почв - 154 тыс. га. Общая площадь засоленных земель составяет 38. 4 млн. га (19. 9% площади сельхозугодий), в том числе 25. 6 млн. га почв солонцовых комплексов. Площадь пахотных засоленных земель - 12. 9 млн. га. Площади переувлажненных и заболоченных земель, используемых под пашню, возрастают. В 1990 г. они составили 8 млн. га (5. 2% пашни), тогда как в 1985 г. их было 5. 8 млн. га (4. 5%). Общая площадь земель, нарушенных в результате добычи полезных ископаемых, проведения строительных и геологоразведочных работ, составила в 1991 г. 1. 1 млн. га, из которых 0. 7 млн. га нарушено в период с 1976 по 1991 г. Более 50% этой площади занимали сельскохозяйственные угодья. /3/

Земельные ресурсы – это поверхность Земли, на которой могут быть размещены различные объекты хозяйства, города и деревни. Данный вид ресурсов необходимо рассматривать при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства. Россия относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, но при этом она имеет небольшое количество земли, благоприятной для хозяйственной деятельности человека. Огромные площади России заняты тундрой, тайгой, горными массивами и болотами. Только 13% земельных площадей страны используются под сады, сенокосы, пастбища и пашни.   Большая часть сельскохозяйственных угодий находится на юге страны.   Под пашню используются самые плодородные почвы – черноземы, серые лесные и темно-каштановые. Соответственно главная земледельческая зона страны расположена в зоне смешанных лесов, лесостепей и степей.    Подзолистые и каштановые почвы используются под пастбища и сенокосы.

В результате хозяйственной деятельности людей – строительства дорог, промышленных предприятий,   происходит постоянное уменьшение пахотных угодий. На современном этапе главной задачей является рациональное использование пахотных угодий и повышение их производительности.

Совокупность организационных, хозяйственных и технических мероприятий, направленных на коренное улучшение почв, повышение их продуктивности, называется мелиорацией.   Основными видами сельскохозяйственной   мелиорации являются: борьба с эрозией, орошение, осушение, химическая мелиорация.

  Естественные враги почвы – это ветровая и водная эрозия, которая происходит под действием дождевых и талых вод, ветра.   Сильнейшим образом страдает почва и в результате неумелой хозяйственной деятельности человека. Неправильная распашка земли и неумеренный выпас скота также способствуют развитию эрозии почв.

Для борьбы с водной эрозией используют пахоту и посев поперёк склона, глубокую вспашку, создание лесозащитных полос, укрепление склонов оврагов и балок. Против ветровой эрозии – безотвальная обработка почвы. Так же применяется осушение заболоченных и орошение засушливых земель, борьба с засолением, внесение удобрений, научно обоснованный севооборот.

Мероприятия по мелиорации и рекультивации земель составляют меры по охране почвенных ресурсов.



Похожие страницы:

  1. Земельный Кодекс РФ

    Кодекс >> Государство и право
    ... нормы земельного права. Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством 1. Земельное законодательство регулирует отношения по ... случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 3. В ...
  2. Земельные отношения в современной России

    Реферат >> Экономическая теория
    ... этим законным требованиям29. 1.3.Основания возникновения, изменения и прекращения земельных отношений Земельные отношения - это отношения ... 2009) ст.3.Отношения, регулируемые земельным законодательством 11 Волкова Н.А., Чубуков Г.В. Земельное право: учебное ...
  3. Земельно-имущественные отношения

    Учебное пособие >> Финансовые науки
    ... палатами Федерального Собрания, определены хозяйственные отношения, регулируемые этим законом, в том числе и связанные ... следующие основные функции регулирования земельных отношений: • государственная регистрация земельной собственности, землевладений и ...
  4. Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники земельного права. История развития земель

    Реферат >> Государство и право
    ... являются земельные общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права. Объекты земельных правонарушений - земельный правопорядок, права и охраняемые законом ...
  5. Земельное право (10)

    Реферат >> Государство и право
    ... и законных интересов субъектов земельных отношений. Предметом зем. права является определенная группа обшественных отношений, регулируемая соответствуюшими ...

Хочу больше похожих работ...