Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
(экстрасенсо́рика) — формы восприятия, использующее неизвестные (или кажущиеся таковыми) органы чувств или мало изученные механизмы восприятия.]В неко...полностью>>
Философия->Реферат
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять ...полностью>>
Философия->Реферат
Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф. М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно со...полностью>>
Философия->Реферат
   О связи Ницше с античностью даже среди его поклонников господствуют нередко неправильные представления. Конечно, всем известно, что он был студенто...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Философия человека

1. Понятие философской антропологии.

Проблема человека в истории философии.

2. Проблема определения сущности человека.

3. Философские проблемы антропосоциогенеза.

4. Смысл и ценность жизни человека.

Введение. С развитием общества вопрос о человеке, его сущности, месте в общественной жизни, свободе, творчестве, смысле существования приобретает всё большее значение. Внимание к проблеме человека в философии неуклонно растёт. Порой вся философия объявляется учением о человеке, т.е. становится полностью антропологической. Конечно, это неверно, это перегиб. Однако проблема человека в истории философии является центральной с самого процесса возникновения самой философии. Как писал наш отечественный мыслитель 20 века Н.А. Бердяев: «Человек предшествует философии, человек – предпосылка всякого философского познания, ибо философствует человек и для человека».

Философия рассматривает человека как уникальное, живое, духовное, космическое существо. Религиозная идеалистическая философия рассматривает человека как божественное существо, сотворённое Богом. Тема человека является сквозной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его существования, свободе и творчестве, являются наиболее сложными и острыми мировоззренческими и онтологическими проблемами.

1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

Современный иерусалимский философ, антрополог, религиозный мыслитель Мартин Бубер в работе «Проблема человека» пишет: «С незапамятных времён человек знает о себе, что он предмет, достойный пристального внимания. Но именно к этому предмету во всей его целостности, со всем, что в нём есть, он как раз и боится приступить». У студентов вполне резонным может быть вопрос: почему тема «Философия человека» оказывается в конце всего курса?

История философии свидетельствует, что философия с начала своего существования была в Древней Индии синкретичной, в эпоху античности стала мета-физикой, с ХVII века превращалась в мета-науку, а затем и мета-философию. С конца ХIХ и весь ХХ век философия становится, да и то, частично, философской антропологией. В философских системах антрополо-гическая проблематика, конечно, присутствовала, но подход к человеку в них определялся всем строем учения о сущем (бытии), потом о познании, а затем по другим вопросам: этического, психологического и культурологического характера.

Философия рассматривает человека как своеобразную Вселенную. В античной философии человек рассматривается как «малый космос»«микрокосмос». Малый космос, т.е. человек рассматривается в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. Вселенной. Этим подчёркивалось, что человеческая душа может быть столь же богатой и разнообразной, как и Вселенная, которую мы наблюдаем. Особая заслуга в постановке философской проблемы человека принадлежит Сократу (470-399 г.г. до н.э.) – учителю Платона. Именно Сократ был первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, смысл его жизни, особенности человеческой природы. По Сократу, человек есть то существо, которое ищет себя, осмысливает и испытывает самого себя и условия своего существования. Критическая и испытывающая установка по отношению к жизни и определяет ценность жизни: «А без испытания жизнь не в жизнь для человека» - говорит Сократ. Главной частью души является разум, которому противостоят страсти или аффекты. Разум же есть источник того, что Сократ называет «самообладанием». Самообладание – это власть разума над стихийно-жизненными порывами. Свободен тот, кто умеет управлять страстями, умеет их ограничивать. Развивая свои мысли о человеке, Сократ создал этическое учение, поэтому его по праву считают одним из основоположников этики – науки о морали и нравственности.

Философия выделяет в составе человеческого бытия три части: дух, душу и тело. В истории культуры понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так в христианстве Дух Святой есть одно из лиц Божественной Троицы (в теософии и Учении Живой Этики – Женское Начало, Женская Ипостась Единого Бога). Выражение же «духовная жизнь» означало и нередко означает и сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу. С развитием человеческой истории понятие духа приобрело более широкий смысл, который выходит далеко за пределы религиозного. Однако известная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилась. Дух – это сфера ценностей неутилитарного характера. Это также и сфера идеалов человека. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. В духе человек освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. Человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом злобы. В 1-м случае человек остаётся тем, что выше его телесности, что ведёт его, и придаёт ему высший смысл, придаёт ему жизненные силы; а во 2-м случае – низводит его до животного состояния, эгоизма, жестокости, полному подчинению телесности и страстям человека.

Если человек наполняется духовной жизнью, то он устремляет свою душу ввысь в поисках возвышенного смысла и идеалов. Это способствует облагораживанию, одухотворению его жизни, его сознания. Понятие духа отражает ориентацию человека на поиск устойчивых, высших, богочеловеческих оснований его бытия. Дух устремлён в беспредельность. Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры:

в искусстве, литературе, науке, религии, философии, в образовании и воспитании.

Понятие души ещё более древнее, чем дух. Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек подымается над самим собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) – это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям, она более подвижна, чем дух; дух стремится сохранить устойчивость и основательность.

Ассоциативность художественного, поэтического, религиозного и другого характера понятия души подчёркивает сложность и многоплановость душевной жизни. Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами культуры, где идея души играла и играет значительную роль.

Понятие тела отражает материально вещественную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия, физиология, медицина и др.

Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.

Раздел философии, посвященный изучению человека, называется «философская антропология». (Так же называется и одно из течений западной философии ХХ века, которое не нужно путать с одним из разделов философии). Она имеет ряд существенных отличий от научной антропологии или комплекса специальных научных дисциплин, связанных с человеком. Все они изучают человека с одной из определенных сторон. Так, психология изучает внутренний мир человека, его сознание, подсознание и сверхсознание. Медицина изучает причины заболеваний и пути их лечения. Нейрофизиология изучает функции нервной системы человека и животных. Есть множество и

других научных дисциплин, которые также заняты изучением человека. Но главное отличие философской антропологии от них заключается в том, что она исследует наиболее общие, наиболее масштабные антропологические проблемы, имеющие мировоззренческое значение. Наиболее важные из них мы и рассмотрим в данной лекции. Также добавим, что философский подход к

антропологии отличается от специального научного подхода ярко выраженной целостностью и системностью.

В последнее время утвердилось мнение, что философская антропология должна рассматриваться как важная составная часть философского знания. Это особенно ясно обозначилось во второй половине 20-х годов ХХ ст., когда началось развитие антропологической философии, как таковой, как особой философской дисциплины. Это начинание связано с именами таких немецких философов, как Макс Шелер, Георг Плеснер, А. Гелен. Предпосылки же антропологической философии восходят к глубине веков, они связаны с античной философией и с религиозно-христианскими учениями. Известно, например, что Сократ, Платон и Аристотель считали человека целью в себе и важнейшим предметом изучения.

ХХ век прошел под знаком своеобразного «антропологического бума» в философии. Произошли серьезные изменения в подходах к осмыслению человека в мировой философской мысли. Исходным положением философской антропологии ХХ века является то, что она ставит человека в центр мироздания. Человек становится своеобразным ключём ко всем проблемам. Главным предметом изучения становится духовный мир человека, а всё остальное располагается «вокруг» и на «периферии». Философская антропология подходит к человеку не как к объекту научного познания, а как субъекту самосознания. Субъективный мир человека предстаёт как особая вселенная, являющая собой центр мироздания. Для философской антропологии человек не столько природный объект, сколько сверхприродный субъект. В человеке скрыты тайные космические силы. Всё заключено в

человеке. Древнее изречение «Человек, познай самого себя» приобретает новое звучание – познавая себя, познаёшь глубинную сущность вселенной, почувствуешь её пульс, недоступный прямому наблюдению. Человек заключает в себе целый мир в зародыше. Одновременно человек – объединя-

ющее начало, он способен объединить всё многообразие живых и неживых существ. В человеке как в фокусе сходится всё многообразие мира. Но это означает, что судьба человека зависит от судьбы природы. Человек ответственен за весь строй природы.

В современной философской антропологии под пристальным вниманием находятся произведения древних и средневековых мистиков и их последователей. Она не довольствуется научным подходом в проблеме понимания внутреннего мира человека и не относится свысока и пренебрежительно к идеям мистического познания, хотя и не принимает их безоговорочно. Она учитывает научные данные из самых разнообразных сфер знания. Вместе с тем в философской антропологии не приемлемо прямое приложение научных законов. Здесь важен сам процесс самопознания и напряженного самонаблюдения. В философской антропологии самопознание служит не только целью, но и методом. Она призывает к самоуглублению, поэтому главная её проблема – это человеческая личность. Человек здесь предстаёт не как абстракция, не как человек вообще, а как экзистенция. Экзистенция – это человеческая самость (от слова «сам»), это моё «я». Экзистенция говорит, что человек созидает самого себя не по заранее заданному плану или готовому образцу, а самостоятельно в своем внутреннем мире. Филос-ая антропология подчёркивает важность обращения к своему «я» и невозможность того, чтобы ограничиться объективно-научным подходом. Для последнего недоступна непосредственная жизнь экзистенции. Пристальное внимание к экзистенциальным вопросам существенно отличает философскую антропологию ХХ в. от философских представлений на человека, известных в прошлом.

Проблема человека, его сущности и существования в материальном и духовном аспектах, его развития и предназначения, его будущего – одна из

главных проблем в истории философской мысли. Так И.Кант и Л. Фейербах и другие показали, что о человеке можно философствовать, не только отдельно,

но и превращать эту проблему в основной, абсолютный предмет всего философского знания. Кант говорит в своей «Логике» о философии как о науке, решающей четыре важнейших вопроса: что я могу знать? что мне нужно делать? на что я могу надеяться? и что есть человек?

Ответ на главный вопрос философской антропологии и философии в целом – Что такое человек? – суммарно даётся Кантом в его «Антропологии с прагматической точки зрения»(1798 г.). Прагматическая антропология

предполагает человека как свободно действующее существо, как такое, каким он может стать в результате собственных усилий. В «Критике практического разума» подчёркивается первостепенное значение в жизни человека нравственности, долга. Всякая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких-либо задач. Этим Кант проводил идею абсолютной ценности каждой личности.



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Философия человека (2)

    Контрольная работа >> Философия
    ... Философия человека» 5 Философия человека 19 Человек и природа 20 Человек и общество 21 Человек и культура 22 Смысл жизни человека ... Натурализаторской 4. Рационалистической Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как ... 1. ...
  2. Философия человека (основные идеи философской антропологии)

    Реферат >> Философия
    ... . Философия человека (основные идеи философской антропологии) 1. Проблема происхождения человека и общества (сущность и содержание антропосоциогенеза) 2. Человек ...
  3. Философия человека, общества и истории. Эллинистическая философия, ее школы и направления

    Контрольная работа >> Философия
    СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………..….2 Основная часть………………………………………………….…...3 Философия человека, общества и истории……………………..….3 Эллинистическая философия, ее школы и направления……….....7 Заключение ...
  4. Человек Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха П

    Реферат >> Философия
    ... всех изучающих философию, интересующихся философскими проблемами человека. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА О ЧЕЛОВЕКЕ ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ По ... греческих историков, скульпторов, архитекторов, наконец философов, человек, его образ служат своего рода ...
  5. Философия и её роль в обществе (2)

    Контрольная работа >> Философия
    ... не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией. Философию можно определить как учение ... старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ...

Хочу больше похожих работ...