Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является тенденция к увеличению числа детей с девиантн...полностью>>
Социология->Реферат
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями Ког...полностью>>
Социология->Реферат
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями Ког...полностью>>
Социология->Реферат
Сотрудник милиции по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным н...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Итак, основными факторами, способствующими развитию и закреплению японского характера, являются: географическое расположение страны, ее климатические условия, довольно продолжительный период изоляции Японии от других стран, а так же процесс заимствования японским обществом элементов других стран.

Глава 3. Японский национальный характер

Мы все больше и больше стали интересоваться другими странами, другими народами, их историей и культурой. Поиски в этом направлении привели к открытию того, что другие народы обладают ничуть не меньшим своеобразием, чем мы. В конечном итоге количество исследований, посвященных изучению русского менталитета, уже не может сравниться с тем множеством работ, раскрывающих загадки других культур. И здесь, пожалуй, одним из популярных объектов исследования стал японский народ и его особенности. Более того, если мы обратим свои взоры на ситуацию в мире, то с легкостью обнаружим, что Япония со своим своеобразным бытом и культурой волнует исследователей всего мира уже на протяжении более чем ста лет. А после Второй мировой войны в этом направлении начали серьезно работать и сами японцы, внеся неоценимый вклад в изучение японской культуры.

Конечно, сейчас Япония не является таковой, какой представлялась раньше для многих представителей европейских стран. По улицам ее городов уже не разгуливают гейши в традиционных нарядах, да и мужчины давно предпочитают кимоно европейский костюм, но все же те черты характера, которые были присущи японцам в течение длительного времени, сохранились и в наши дни. И разве не эти качества обеспечили, в конечном итоге, тот поразительный скачок в экономическом развитии, который осуществила Япония, заняв лидирующие позиции в мире всего за несколько десятилетий?! 9

Для более эффективного рассмотрения темы курсовой работы черты японского национального характера были сгруппированы на:

– общеэтнические черты;

– черты группового поведения;

– обыденно-житейские черты.

В группу общеэтнических черт национального японского характера, в данной курсовой работе, были включены: трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство японцев, любовь к природе, приверженность традициям, склонность к заимствованиям и этноцентризм. К чертам группового поведения можно отнести такие качества как дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга. А обыденно-житейскими чертами японского национального характера являются например такие: вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность.

    1. Общеэтнические черты японского национального характера

Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности – важнейшая черта японского национального характера. Разумеется это не указывает на то, что например немцы, американцы или англичане менее трудолюбивы. Но у каждой нации свое отношение к труду. Так например, немец трудится размеренно, экономно, у него все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением. Присущее японцам чувство прекрасного они выражают и в процессе труда.

На протяжении многих веков в Японии культивировалось чувство прекрасного, превращаясь постепенно в своего рода религиозный культ поклонения красоте, который распространялся среди всех слоев населения. Издавна в обучение писать иероглифы на равных правах входили требования и правильности и красоты, что вырабатывало с детства устойчивый эстетический навык. Иероглифическая система сложна, она требует безупречной точности линии, ее красота и выразительность давались лишь путем эмоционального творческого усилия. Естественно, переписывание иероглифов рассматривалось как занятие на уровне эстетики. В японском языке имеются эстетические понятия ханами – любование цветами, цукими – любование луной и юкими – любование снегом, выражающие существенную часть повседневной жизни. Традиция поклонения прекрасному передается от поколения к поколению. Она сказывается во всем, проявляется в чувствах, словах и поступках. Сами японцы считают, что присущее им особое чувство красоты – это их национальное достояние, которым иностранцы могут только восхищаться.

В японской культуре органичным образом соединились буддийская созерцательность и синтоистское обожествление природы, когда каждая травинка, камушек, птичка или рыбка считаются носителями и выразителями высокой духовности и глубокого смысла. Долгое время трепетное отношение к природе воспринималось индустриальным Западом как признак культурного застоя и причина научно-технической отсталости этой страны. «Однако научные и технические успехи современной Японии посрамили подобное высокомерие Запада, более того, они доказывают, что именно сохранение традиций позволило этой стране избежать типичных болезней современной цивилизации».10 Стремление к красоте и гармонии обусловило исключительное внимание и к эстетике среды обитания. Никогда японское жилище не строится наспех, непродуманно, оно обязательно строго ориентировано по сторонам света, как это предписано традицией, его планировка согласуется с природным окружением, ландшафтом, растительностью, водоемами. Уголок природы (растения, рыбки в аквариуме) непременно присутствуют в любом японском доме. Строго продуманы и дополнения, внесенные в природную среду людьми – сады и парки, беседки, скульптуры, украшения. Сады камней, искусство икебаны, чайная церемония и сегодня остаются средством гармонии – с природой, людьми, самим собой, позволяют избегать стрессов, которые являются неизбежными вследствие урбанизации.

Традиционализм стал важнейшей чертой японского характера. Сложившиеся в японском обществе традиции особенно ярко выражают идею преемственности в общественной жизни, закрепляя национальные, культурные и бытовые элементы. Японцы бережно относятся к культурному наследию прошлого, они сохраняют классический театр, чайную церемонию, икебану. В динамичном обществе XX века японцы ищут опору в постоянстве и находят его в традиционных формах искусства. Японцы во всем видят смысл, уходящий корнями в далекую древность. На Новый год у каждого дома ставятся ветки сосны (символ долголетия, могущества), сливы и бамбука (символ постоянства и добродетели), развешиваются пучки соломы и узкие бумажные полоски. Соломенные пучки затем сжигают, для того чтобы отогнать злых духов, как это делали в старину. Особенно сильно влияние на японцев традиционных ценностей семейной системы, которая всегда носила консервативный характер. В современной Японии с большим вниманием относятся к традициям, к далекому прошлому, к памятникам старины. Японцы усиленно стремятся сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений нормы поведения, формы культуры. Для них характерно бережное отношение к сложившемуся укладу жизни как к культурному наследию, внимание не только к содержанию поведения, но и к внешним проявлениям, к стилю, благодаря чему форма поведения остается особенно устойчивой. Нынешняя обстановка в Японии свидетельствует о живучести традиций в политическом мышлении и социальном поведении японцев. Японский традиционализм оказывает многоаспектное влияние на общественно-политическую жизнь страны.

О заимствованиях элементов других культур уже говорилось во второй главе курсовой работы. К этому можно добавить, что японцы перенимали у других то, что представляло для них интерес на конкретном этапе их исторического развития. Каждый элемент чужой культуры осваивался таким образом, чтобы можно было его приспособить к японским условиям. В результате заимствования всегда носили прагмагический характер, да и не всегда их можно было назвать заимствованиями, скорее речь может идти о трансформации, применительно к социальным или иным потребностям Японии. Во всем этом процессе отчетливо просматривается устойчивый этноцентризм, явившийся питательной средой одной из доминирующих черт японского национального характера – гордости за свою нацию.11

Японский этноцентризм имеет глубокие исторические корни. Он обусловлен особенностями этногенеза, географическим положением и спецификой производства в стране, всем ходом социального развития. Оторванность от континентальных цивилизаций, постоянная готовность к нашествиям породили у японцев стремление к замкнутости, усилили националистические тенденции.

3.2 Черты группового поведения

Группа здесь выступает как «микросреда», в которой четко проявляются вполне определенные групповые черты. Подобное явление характерно для любой этнической сообщности, разница заключается лишь в степени групповой сплоченности. В Японии она очень высока. В системе черт группового поведения японцев выделяются, прежде всего, дисциплинированность, преданность авторитету и чувство долга. В японском обществе люди в первую очередь ориентируются на интересы своей групп и уделяют групповой гармонии больше внимания, чем индивидуальным устремлениям. Большинство японцев важной добродетелью считают твердое следование групповым ценностям сообщества, к которому они принадлежат. Эта преданность группе порождает чувство солидарности, концепция группового сознания проявляется в различных явлениях жизни японцев. Члены группы создают свой собственный социальный кодекс поведения, и групповое сознание становится основой общества.12 Одна из положительных сторон группового сознания это то, что оно сыграло огромную роль в экономическом развитии послевоенной Японии. Было бы невозможно так быстро реорганизовать общество и возродить экономику, если бы японцев не отличало мощное групповое сознание.

В межличностных отношениях японцев дисциплинированность проявляется как стремление к упорядоченности. Эта их особенность предполагает строгое следование определенному порядку, совершение поступков, приемлемых для других, прилежное исполнение своего долга, бескорыстное уважение вышестоящих и старших.

В течение многих веков в сознании японцев культивировалась необходимость следования примеру вышестоящего. Основой такого взгляда на взаимоотношения людей послужили идеи Конфуция, проникновение которых в Японию началось еще в IV веке. Конфуцианство закрепляло традиционно-патриархальные устои и социальное неравенство, регламентировало общественные отношения, устанавливая строгую иерархию в семье и обществе. С самого детства японцу прививается привычка подчинять свое «я» интересам группы. В нем воспитывается сознание зависимости от семьи; первые поклоны, которым учат японского ребенка старшие, дают ему представление о субординации, о его месте в группе. Строгая регламентация в структуре японского общества, система семейного воспитания и организация образования в стране всегда были ориентированы на высокую значимость авторитета. На первый план издавна выдвигалось «беспрекословное следование за авторитетом», а такие ценности, как удовлетворение личных интересов и достижение личного успеха, играли второстепенную роль.

Ключевая концепция, позволяющая понять японскую культуру и определенные особенности поведения японцев, происходящие из традиционного отношения к моральному долгу и социальным обязательствам, известна как «гири». Данную концепцию можно понять как моральное начало или моральный долг, правила, которым человек обязан подчиняться в общественных отношениях, нормы поведения, которым личность обязана следовать, иногда даже вопреки своему желанию.13 Сегодня концепция «гири» продолжает играть важную роль в современном японском обществе, проявляясь, в частности, в обычаях дарить подарки летом и в конце года

3.3 Черты обыденно-житейского поведения японского национального характера

Вежливость, аккуратность, терпеливость, бережливость, любознательность и другие, близкие к ним черты обыденно-житейского плана группируются вокруг стержневой черты – самообладания, имеющего самые разнообразные оттенки.

В Японии популярно выражение: «Самурай холоден, как его меч, хотя и не забывает огня, в котором этот меч был выкован». И действительно, самообладание и сдержанность – качества, которые с древних времен считались у японцев первыми признаками храбрости. Эти черты национального характера во многом обусловлены влиянием буддизма, проповедовавшего терпение, воздержание и сдержанность. В средние века, когда самурай обязан был сохранять присутствие духа в ответственных случаях, эти качества считались, безусловно, необходимыми. Идея умеренности и самоограничения пронизывает всю японскую культуру, и японец с детских лет постигает суть высказываний Лао-цзы «Тот, кто знает, где остановиться, не подвергает себя опасности»; «Тот, кто знает свой жребий, тот не будет унижен», на всю жизнь впитав идею о том, что нельзя желать большего, чем тебе отпущено судьбой.

Интересны в этой связи жизненные правила, которым рекомендуется придерживаться японцам: 1) примиряйся с ситуацией, какой бы она ни была; 2) находи возможность соблюдать установленные правила; 3) ограничивай себя в развлечениях; 4) причиной несчастья считай самого себя. Следование этим правилам, в свою очередь, сказалось на особом подходе японцев к оценке объективной действительности: в характере японцев и их мировоззрении ярко обозначился фатализм. Эта черта имеет глубокие корни в сознании японцев. В чрезвычайных обстоятельствах, во время стихийных бедствий японцы предпочитают придерживаться позиции пассивного выжидания. Книги, пьесы, песни, в которых трактуются понятия «судьба», «рок», «предрешенность», ценятся и пользуются большой популярностью у современных японцев. Фатализм, иррациональное ощущение предрешенности прослеживается в различных аспектах жизни: за многими жизненными событиями японцы видят какие-то скрытые силы. Однако параллельно у современных японцев получил развитие и рациональный подход к действительности, часто связанный с личными интересами. Критерием рационального поведения является успех в жизни, который, считают японцы, зависит в первую очередь от бережливости и в большой степени от вежливости.

Скромность и сдержанность – одна из важнейших черт надлежащего поведения в Японии. В японском обществе от его членов ждут проявления скромности независимо от их социального положения. Это означает, что они обязаны научиться корректировать личные проявления способностей, знаний и благополучия. Самоуверенность не одобряется, приветствуется вежливость и предупредительность по отношению к окружающим. Подобное отношение иллюстрирует известная японская поговорка: «Выступающий гвоздь забивают», означающая, что те, кто демонстрируют свои способности слишком открыто, рискуют быть осужденными другими.

Заключение

Осмысление исторического опыта, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера. Под национальным характером понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы надличностных коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека. Национальный характер не наследуется от предков, он приобретается в процессе воспитания, хотя многие черты характера, присущие какому-либо народу, имеют глубокие исторические корни и зависят от множества причин. Национальный характер гораздо сильнее проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены какого-либо народа, а целые их группы. Хотя далеко не каждый человек, принадлежавший к данному народу, может считаться обладателем типичного национального характера.

Каждый народ обладает определенными чертами, которые характеризуют его. Конечно и японцы не являются исключением в этом плане. В последнее время возрастает интерес к Японии. Исследователи интересуются культурой, обычаями, традициями, историей японского общества, так как желают узнать почему именно в этой стране и сегодня относятся с трепетом и бережливостью к прошлому своей страны. Ведь во многих европейских странах с информационно-ориентированным обществом идет процесс тотального отхождения от традиционного, считая его устаревшим. Напротив, в современной Японии, с развитой экономикой, производством, различными сферами жизнедеятельности, данный процесс не имеет место для существования. Многое можно объяснить особенностями японского национального характера. Огромное количество книг о японцах уже написано, многому еще только предстоит появиться на свет. О японском национальном характере, о своеобразии быта и культуры Японии авторы всего мира пишут уже более ста лет. Разговоры о загадочной непостижимой душе японца не прекращаются и по сей день.

Список литературы

  1. Бенидикт Р. Модели культуры. М., 1998.

  2. Вунд В. Проблемы психологии народов. М., 2001.

  3. Инкельс А. Личность и социальная структура// Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1967.

  4. История и психология. Под ред. Б.Ф. Поршнева. М., 1971.

  5. История Японии: Учеб. пособие. Под ред. А.Е. Жукова. М., 1999.

  6. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. М., 2005.

  7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М., 1999.

  8. Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008.

  9. Япония от А до Я – популярная иллюстрированная энциклопедия. М., 2000.

  10. Япония: полвека обновления. Под ред. В.Б. Рамзеса. М.,1995.

1 Вунд В. Проблемы психологии народов. М., 2001., с. 54.

2 Бенидикт Р. Модели культуры. М., 1998., с. 32.

3 Инкельс А. Личность и социальная структура// Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1967., с. 89.

4 История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева. М., 1971., с. 132.

5 История Японии: Учеб. пособие. Под ред. А. Е. Жукова. М., 1999., с. 182.

6 Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008., с. 12.

7 Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М., 1999., с. 243.

8 Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М., 1999., с. 242.

9 Япония: полвека обновления. Под ред. В. Б. Рамзеса. М.,1995., с. 138.

10 Торосян В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. М., 2005., с.180.

11Япония от А до Я – популярная иллюстрированная энциклопедия. М., 2000., с. 171.

12 Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008., с. 243.

13 Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008., с. 87.



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Отражение русского национального характера в языке

    Реферат >> Иностранный язык
    ... ментальность», «менталитет», «национальный характер» позволяют говорить о том, что проблема национального характера является актуальной и не ... вышеизложенных положений можно дать определение национальному характеру как совокупности объективных, исторически ...
  2. Проблемы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

    Дипломная работа >> Экономика
    ... мер имеются определенные предпосылки, активизируемые Национальным проектом ... - меры нормативно-правового характера, направленные на совершенствование ... Джамалова Д.Ф., Фаляхов А.И. О проблемах реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" ...
  3. Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания

    Шпаргалка >> Философия
    1. Проблема определения философии в истории философии. Предмет ... сущности знания, человека и мира. Проблема определения: - изменился предмет философии, ставились ... Речь идет то об особенностях национального характера, то о нравственном прогрессе человечества ...
  4. Проблемы миграции и ее современное состояние

    Дипломная работа >> Философия
    ... его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или ... изучающих миграцию, так и проблемами практического, организационного характера. Результатом осмысления теоретических представлений ...
  5. Нация: проблема определения и методология исследования

    Курсовая работа >> Философия
    ... социальной философии Курсовая работа Нация: проблема определения и методология исследования Студента 2 курса Бедун ... – социальная структура этноса, этнопсихологию – менталитет, национальный характер и «базовая личность», этнополитологию – субъектная база ...

Хочу больше похожих работ...