Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Научная статья
Актуальность данной темы заключается в том, что, в нее вовлечены широкие массы людей и в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к ее увеличе...полностью>>
Социология->Научная статья
С приходом рыночной экономики учреждения культуры оказались в принципиально новых условиях, диктующих необходимость повышенной мобильности в плане ада...полностью>>
Социология->Реферат
Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна для криминологии. Она достаточна, специфична, _ касается судеб подрастающего поколения. От т...полностью>>
Социология->Научная статья
Данная статья является попыткой раскрыть роль качества социологического сопровождения в организации воспитательной работы в средних профессиональных у...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Культуро-центрированные подходы по своей идее были нацелены на описание социокультурных феноменов в их психологической перспективе. В этих исследованиях понятие «национальный характер» было относительно слабо связано с индивидуальной человеческой личностью. Гораздо ближе оно стояло к понятию «культурная модель поведения». Культуро-центрированные исследования национального характера фокусировали свое внимание на том, каким способом человек может воплощать в своем поведении культуру – и на индивидуальном, и на общем уровне. В этом смысле национальный культурный характер – это научная абстракция, которую антропологи используют, когда возникает необходимость произвести проекцию общих культурных моделей на микроуровень, как бы смоделировать ее на отдельного человека. Маргарет Мид рассматривала три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций (в частности, сравнение соотношения различных общественных институций), характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми и отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы, национальный характер в принципе может быть определен как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.

В рамках этого направления был проведен ряд исследований национального характера конкретных народов. Здесь и обнаружилось, что прочного метода исследования национального характера не существует и все зависит от большего или меньшего таланта конкретного исследователя. Наиболее известными примерами являются увлекательная книга Рут Бенедикт о японцах «Хризантема и меч» и курьезное исследование Джерри Горера о русских, где жестокий сталинский режим объяснялся через практику тугого пеленания младенцев, распространенного у русских. Популярны в этот период были и исследования «гения народа». Это – исследования национального характера через посредство культурной продукции: литературы, искусства, философии. Считалось, что через них выражается ментальность нации, или, как иногда говорили,– гений народа. Однако всегда оставалось проблематичным то, в каком отношении этот «гений нации», являвшийся самовыражением элиты, стоит к ментальности всей совокупности членов нации. Этот метод был использован нацистским военным командованием в ходе подготовки к войне с СССР и в полной мере доказал свою практическую несостоятельность – образ русских, сформированный на основе «Обломова», «Преступления и наказания», чеховских рассказов, оказался очень далек от действительных русских, с которыми пришлось сражаться.

Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера связан был, прежде всего, с попыткой описать национальный характер при помощи понятия «модальной личностной структуры», предпринятой Алексом Инкельсом и Даниэлем Левенсоном. По представлению этих ученых, национальный характер соответствует прочно сохраняющимся личностным чертам и типам личности, являющимся модальными для взрослых членов данного общества. Таким образом, личностно-центрированный подход к исследованию национального характера, как его видели Инкельс и Левенсон, представляет собой изучение степени распространенности в рамках того или иного общества определенных личностных характеристик. «Модальной личностью» является тип, к которому относятся большинство членов данного общества. В свою очередь, национальный характер связан с частотой распространения определенных типов личности в этом обществе. Причем подразумевалось, что самые различные личностные типы могут быть представлены в любой из наций, но одни из них встречаются особенно часто, а другие – реже или совсем редко. В рамках личностно-центрированного подхода компоненты национального характера являются относительно постоянными личностными характеристиками, к которым относятся черты характера, способы проявления импульсов и аффектов, концепция себя и т. п. В своей совокупности они являются высокоуровневой абстракцией, которая отражает стабильную, обобщенную диспозицию, и могут выражаться в различных конкретных поведенческих формах. Последние, конечно, детерминируются социокультурными рамками, требованиями ситуации и обстоятельствами, навыками, интересами, вкусами индивида, что необходимо учитывать при исследовании. Поэтому поведение, которое внешне кажется различным, может выражать единую подспудную диспозицию.3

Подводя итоги данной главе, необходимо определится с понятием «национальный характер». Для каждого автора оно включает какие-то особенные, по его мнению, элементы. Например, вот что писал Кон И.С. в работе «Социология личности»: «Термин «национальный характер» не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику образа жизни того или иного народа. Один автор, говоря о национальном характере, подразумевает темперамент, особенности эмоциональных реакций народа. Другой же фиксирует внимание на социальных ориентациях, нравственных принципах, отношении к власти, труду. А ведь это совершенно разные вещи».4

Национальный характер – совокупность наиболее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Выражаясь в эмоциях, чувствах, настроениях, национальный характер проявляется в национальном темпераменте. Элементы национального характера закладыва­лись на ранних, доклассовых этапах развития общества. Они служили важнейшим способом стихийного, эмпирического, обыденного отражения окружающей действительности. На последующих этапах исторического развития на национальный характер оказывает влияние политическая система общества, однако его ценностно-смысловое ядро остается константным, хотя и корректируется политической жизнью, режимом, системой в целом. В кризисных ситуациях, в периоды обострения национальных проблем и противоречий те или иные черты национального характера могут выходить на передний план, детерминируя политическое поведение людей. Принято считать, что национальный характер – составной элемент и одновременно основа психологического склада нации и национальной психологии в целом. Однако именно взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность и эмоциональных, и рациональных элементов составляет психологический склад нации или национальный характер, который проявляется и преломляется в национальной культуре, образе мыслей и действий, стереотипах поведения, обуславливая специфичность каждой нации, ее отличие от других.

Глава 2. Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характера

Для начала необходимо осветить вопрос этногенеза японцев. Данная проблема все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.

В советском японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.

В середине первого тысячелетия до нашей эры на Японские острова через Корейский пролив с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские племена. С их приходом на островах появились домашние животные – лошадь, корова, овца, к этому периоду относится и возникновение культуры поливного риса. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным аустронезийско-айнским населением происходили вплоть до V века. Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало рисосеяние. К VI - VII векам островное население восприняло из Кореи, а также и из Китая элементы китайской и корейской культуры. В VIII веке завершилась ассимиляция на юге Кюсю аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого севера острова Хонсю. Местное айнское население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север. В настоящее время Япония – одна из самых однородных по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.5 Именно тот факт, что в Японии 99% населения японцы, является одним из важнейших для формирования японского национального характера, а в современном мире это является показателем того, почему Япония до сих пор остается традиционной по отношению к своей культуре, поведению в обществе, принципам ведения дел и во многом другом. Хотя конечно степень традиционализма в различных сферах жизни японского общества является неодинаковой, но если сравнивать с другими странами, то именно Япония считается традиционной, пусть даже эти традиции имеют совершенно новую направленность, соответствуя современному прогрессивному миру.

Можно выделить и другие факторы, способствующие развитию и закреплению японского характера: климат, географическое положение страны, а также продолжительный период изоляции Японии от влияния внешнего мира.

Географическое положение Японии оказало большое влияние на возникновение и формирование многих обычаев страны и ее культурных ценностей. Ученые называют это влияние географическим детерминизмом.6 Япония, страна островная и отделенная от азиатского континента труднопреодолимыми морями, развивалась, как в географической так и культурной сферах, в относительной изоляции, не испытывая влияния других стран. Вдобавок Япония – горная страна, здесь мало мест пригодных для проживания. Вследствие этого людям на островах приходилось селиться скученно, соседи хорошо знали друг друга. К тому же этим же условием можно объяснить и современную планировку японских городов, наличие огромного числа многоэтажных домов: так как территорий пригодных для строительства ограниченное количество, то города распространяются не по всей территории (горизонтально), а растут за счет прибавления этажей, то есть в высь (вертикально). Концепция гармонии, согласия, стала важнейшим фактором жизни японцев, помогающим поддерживать взаимоотношения внутри замкнутого сообщества живущих вместе людей.

К тому же на формирование японского характера большое влияние оказал климат. Жаркое лето и обильные дожди способствовали развитию интенсивных форм сельского хозяйства, таких как выращивание риса, которое традиционно требовало разделения общественного труда по ирригации, высаживанию и уборке урожая. Чтобы достичь высокой продуктивности на малом пространстве, люди должны были сотрудничать, так как они не могли выращивать рис без помощи соседей. Работая вместе, они были способны произвести больше продуктов питания. Сформировался своего рода «кодекс согласия», и люди избегали выступать против желания группы (объединения, общины) из-за боязни быть исключенными из сообщества односельчан. Люди жертвовали собой и работали на общину, которая, в свою очередь, поддерживала их; таким образом, японцы совмещали свои собственные интересы с целями группы и прибывали в комфортном для них состоянии гармонии. Данные черты поведения характерны и для современного японского общества: например это можно проследить на быстром экономическом и политическом подъеме Японии после поражения во Второй мировой войне.

С XVI века Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций: под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев – исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось (с ограничениями) вести торговлю. Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур; через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. Ученая элита, пользуясь плодами западной культуры и науки, позднее, в XIX веке, смогла применить их для преобразования своей страны.7 Хотя долговременная «закрытость» Японии пагубно сказалась на экономическом развитии страны, она в то же время способствовала возникновению феномена японской национальной психологии. И когда в середине XIX века Япония встретилась лицом к лицу с иностранными державами, японская традиционная культура, законсервировавшаяся в эпоху Токугава, смогла успешно противостоять воздействию западной культуры, сравнительно безболезненно усваивала при этом ее наиболее рациональные элементы.

Можно выделить еще один фактор, влияющий на формирование японского национального характера – это заимствование элементов иностранной культуры. Явление заимствования проявилось в истории Японии довольно рано. В 604–605 годах принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сётоку посылал молодых японцев учится в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремесленников, монахов и ученых. Еще более решительным и последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти после государственного переворота в середине VII века. Это событие получило в Японии название Тайка – «Великая перемена», и не только потому, что произошла смена царствующего рода, но и потому, что вся жизнь японского общества стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Это касалось структуры административного аппарата, распределения наделов между крестьянами и чиновниками, системы уплаты ренты-налога.8 В Японии было принято китайское иероглифическое письмо (позже оно было существенно трансформировано), китайский язык считался официальным письменным языком. Древняя религия японцев (синтоизм) обогатилась за счет даосизма и в конце концов сумела найти некий компромисс с буддизмом, который пришел из Китая в VI веке. Китаизация Японии была настолько велика, что перед исследователями встает вопрос о самостоятельности японской цивилизации. Некоторые историки считают, что на первом этапе своей жизни японская цивилизация была вторичной, периферийной по отношения к Китаю. Однако активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности, которая с течением времени проявлялась все сильнее. Элементы китайской цивилизации, перенесенные на острова, существенно трансформировались и давали другие результаты. В результате в Японии сформировалась почти уникальная способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций – способность, которая на современном этапе развития глобальной цивилизации дает этой стране огромные преимущества. И сегодня заимствование наиболее подходящих сторон и свойств других систем является неотъемлемой частью культурной индивидуальности японцев. Данный процесс стал одним из важнейших факторов подъема экономической мощи Японии, так как новые технологии и сопутствующие им ценностные системы легко приживаются на японской национальной почве. Но к сожалению воздействия индустрии на окружающую среду и жизнь людей часто должным образом не учитываются, хотя и здесь уже принимаются попытки для преодоления этого негативного последствия: японцы воссоздают разрушенную природную обстановку путем создания парков, садов, больших территорий лесонасаждений.



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Отражение русского национального характера в языке

    Реферат >> Иностранный язык
    ... ментальность», «менталитет», «национальный характер» позволяют говорить о том, что проблема национального характера является актуальной и не ... вышеизложенных положений можно дать определение национальному характеру как совокупности объективных, исторически ...
  2. Проблемы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

    Дипломная работа >> Экономика
    ... мер имеются определенные предпосылки, активизируемые Национальным проектом ... - меры нормативно-правового характера, направленные на совершенствование ... Джамалова Д.Ф., Фаляхов А.И. О проблемах реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" ...
  3. Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания

    Шпаргалка >> Философия
    1. Проблема определения философии в истории философии. Предмет ... сущности знания, человека и мира. Проблема определения: - изменился предмет философии, ставились ... Речь идет то об особенностях национального характера, то о нравственном прогрессе человечества ...
  4. Проблемы миграции и ее современное состояние

    Дипломная работа >> Философия
    ... его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или ... изучающих миграцию, так и проблемами практического, организационного характера. Результатом осмысления теоретических представлений ...
  5. Нация: проблема определения и методология исследования

    Курсовая работа >> Философия
    ... социальной философии Курсовая работа Нация: проблема определения и методология исследования Студента 2 курса Бедун ... – социальная структура этноса, этнопсихологию – менталитет, национальный характер и «базовая личность», этнополитологию – субъектная база ...

Хочу больше похожих работ...