Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Найденная при археологических раскопках в Новгороде (1953г.) лыжа, относящаяся к первой половине XVIII в., по конструкции похожа на современные охотни...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Питання про первісні релігійні вірування — важливе і досить складне в історії релігії. Передусім це стосується часу появи найдавніших релігійних уявле...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
В соответствии с заявленными принципами, художники подразделяются на категории «А» и «В». Художник группы «В» ориентирован преимущественно на запросы ...полностью>>
Культура и искусство->Биография
Аодо Дэндзэн родился в 1748 году в городе Сукагава в семье синильщиков — ремесленников по красителю индиго. Дэндзэн обучался основам рисования у Гэссэ...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Рыбинская государственная авиационная технологическая

академия имени П.А.Соловьева»

Факультет Управление качеством

Кафедра философии, социально-культурных технологий и туризма

Контрольная работа

По дисциплине

На тему «Культура эпохи Возрождения(XIV-XVI/XVII вв.)

(Позднее Средневековье)

Вариант № 5

Выполнила Сафонова С.А.

Студентка группы ЗКП 2 – 10, 1 курса

Преподаватель Сидорова И.М.

Оценка_______________

Подпись преподавателя______

Дата: 8.12.10

Рыбинск 2010

План работы

  1. Идейные основы эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, оптимизм, гедонизм, противоречивость, пантеизм, возвращение к традициям античности, формирование буржуазных идеалов.

  2. Ценностные основы искусства эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение. Северное Возрождение.

  3. Социально-политические учения эпохи Возрождения.

  4. Возрастание роли личности в общественной жизни средневековой Европы.

Оглавление

Оглавление 3

Идейные основы эпохи Возрождения 4

Гуманизм 4

Антропоцентризм 5

Гедонизм 6

Противоречивость 7

Пантеизм 8

Возвращение к традициям античности 8

Формирование буржуазных идеалов 9

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 10

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 11

Северное Возрождение 18

Социально-политические учения эпохи Возрождения. 20

Возрастание роли личности в общественной жизни средневековой Европы 31

Список литературы 35

Идейные основы эпохи Возрождения

Гуманизм

Гумани́зм (от humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее идейным стержнем. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в., в свою очередь обогатившем этот идеал художественными средствами. Живопись, ваяние, зодчество, вступившие уже в первые десятилетия XV в. на путь радикального преобразования, новаторства, творческих открытий, развивались в светском направлении. В архитектуре этого времени формируется новый тип здания — городского жилища (палаццо), загородной резиденции (вилла), совершенствуются различные виды общественных сооружений. Функциональность новой архитектуры гармонически связана с ее эстетически принципами. Использование сложившейся на античной основе ордерной системы подчеркивало величественность зданий и в то же время соразмерность их человеку. В отличие от средневековой архитектуры внешний облик зданий был органически объединен с интерьером. Строгость и торжественная простота фасадов сочетаются с просторными, богато украшенными внутренними помещениями. Ренессансная архитектура, создавая среду обитания человека, не подавляла, а возвышала его, укрепляя веру в себя. В скульптуре переходят от готики к ренессансному стилю Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, братья Росселлино, Бенедетто да Майано, семья Делла Роббиа, Верроккьо. Высокого уровня достигает искусство рельефа, отмеченное гармоничностью пропорций, пластичностью фигур, светской интерпретацией религиозных сюжетов. Важным завоеванием ренессансной скульптуры XV в. было отделение от архитектуры, вынесение свободно стоящей статуи на площадь (памятники кондотьерам в Падуе и Венеции). Быстро развивается искусство скульптурного портрета. Живопись итальянского Возрождения складывалась прежде всего во Флоренции. Ее основоположником стал Мазаччо1. В его фресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной реальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и Евы).
В искусстве и жизни проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить поэта,героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.
Таким образом, мы видим, что гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой.
Каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы жизни человека.

Антропоцентризм

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV- XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

Гедонизм

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone – наслаждение) – тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа-сократика Аристиппа Киренского (435–355 до н.э.), учившего, что добром является все то, что доставляет наслаждение. С самого начала гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Вместе с тем, гедонизм мог принимать и крайние формы; так, уже среди последователей Аристиппа – киренаиков – были такие, которые считали, что любое наслаждение оправданно, более того, оправданны любые действия и усилия, если они ведут к наслаждению. В этом киренаики отличались от Сократа, который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что нечто делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий – дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно избрания само по себе. Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившем, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Этическое учение Эпикура получило название «эвдемонизм» (от греч. eudemonia – счастье). Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья). В эпоху Возрождения идеи гедонизма как крайнего, так и умеренного получили новый импульс, явившись важным теоретическим средством гуманистического утверждения ценности человека во всех его жизненных проявлениях. Для просветителей (Гассенди, Ламетри, Гольбах) гедонизм был средством выражения духовной оппозиции религиозно-догматическому мировоззрению. Наиболее поздней теоретической формой гедонизма был утилитаризм Дж.Бентама и Дж.С.Милля (конец 18–19 вв.) Последовательная критика утилитаризма Г.Сиджвиком и Дж.Э.Муром, наряду с общим развитием наук о человеке, в первую очередь психологии, вскрыла ограниченность гедонистического описания и обоснования поведения вообще и морали, в частности.

Противоречивость

Позднее Возрождение со всей очевидностью обнаружило кризис гуманизма, который сумел гениально отразить в своем творчестве В. Шекспир. Образ Гамлета стал во многом символичным. В нем наилучшим образом выражено стремление осуществить свой жизненный выбор, согласующийся с законами совести. «Быть или не быть?» поистине стал вопросом всех вопросов, которые когда-либо волновали человечество и отдельную личность. Поиски собственного пути и смысла жизни, а также намерение осуществить правильный выбор сегодня актуальны как никогда. Величие и масштабность шекспировского героя свидетельствуют о гениальности его создателя, вошедшего в плеяду «титанов» эпохи Возрождения.

С конца XV в. назревает кризис гуманизма, вызванный во многом политическим и экономическим ослаблением Италии. В связи с открытием Америки (1494 г.) торговля с Северной Италией и ее экономическое могущество идет на убыль, она подвергается военному разорению и теряет независимость. Неустойчивость миропорядка, его ценностей и как следствие этих процессов кризис идеалов, которыми жило не одно поколение гуманистов.

Со всей очевидностью черты кризиса гуманизма отразились в творчестве литературных гениев позднего Возрождения - Шекспира и Сервантеса. Не случайно мир представлялся Гамлету «садом, поросшим сорняками». Весь мир для него - «тюрьма с множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания - одна из худших». Эгоистическая воля отдельных людей все больше препятствовала свободному развитию человеческой личности. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» заключал в себе всю противоречивость эпохи позднего Возрождения, а также трагизм человеческой личности в ее стремлении быть свободным в несвободном мире.

В отличие от Шекспира, Сервантесу удалось показать те же процессы, происходящие с миром и отдельным человеком, но уже в комической форме. Созданный им образ Дон-Кихота - идеального героя, живущего по своим собственным законам, согласующимся с общими представлениям о добре и зле, также стал нарицательным. Однако идеальные герои могли существовать только в мире искусства, а реальный мир продолжал жить по своим жестким законам зарождающегося капитализма, который диктовал свои устои человеческого общежития. Неизбежно, что борьба героя Сервантеса с ветряными мельницами не могла закончиться удачно, а у расчетливого и бережливого новоявленного буржуа вызывала только смех и ничего, кроме смеха.

Пантеизм

Основа философии эпохи Возрождения — пантеизм, сущность которого состоит в том, чтобы ощущать в природе благотворящее присутствие Бога. В пантеизме сливаются главные духовные начала жизни и Вселенной — любовь и познание. "Изучать явления Природы есть Господу угодное дело, любовь есть дочь познаний: любовь тем пламеннее, чем познание точнее, — записал Леонардо в своем дневнике. — И в Евангелии сказано: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Одно без другого невозможно: совершенное знание и совершенная любовь — одно и то же". Выражением любви человека к природе и Творцу, ее создавшему, было разумное исследование тел и явлений, стремление объять человеческим умом все многообразие природы, подняться на самую высокую ступень познания. доступную человеку на этой земле. Чтобы познавать, надо обладать всеобъемлющим умом, способным проникнуть в тайны природы. Именно таким был ум человека эпохи Возрождения. К этому времени относятся великие географические открытия Колумба. Васко да Гама достиг берегов недоступных ранее континентов, первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан, в XV веке появилось книгопечатание. В Европе возродились китайские изобретения — порох и компас, Леонардо создал проект первого летательного аппарата. Вера в познающую силу разума была очень велика, человек уже не чувствовал себя маленьким и слабым по сравнению с огромным непознанным миром. В своей страсти к открытиям, в мощи своего интеллекта человек в некоторой степени уподобил себя самому Творцу. Это отнюдь не привело его к чрезмерной гордыне, ведь главный инструмент познания — божественный разум — был дан человеку Господом, и следовало лишь вернуть Господу плоды сотворенного им разума. Теперь появилась возможность не просто восхищаться красотой Божьего мира, но и познать ее.



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Культура эпохи Возрождения Ренессанса

    Контрольная работа >> Культура и искусство
    ... мраморная копия. ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Таким образом, стремясь познать культуру Возрождения, тайны его искусства ... культура и искусство Франции (конец XV в. и особенно XVI вв.) и Англии (конец XVI – начало XVII вв.). Если искусство Возрождения ...
  2. Культура эпохи Возрождения (6)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха возрождения, интеллектуальный и художественный расцвет, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв ... Л.М. Картины вселенной в европейской культуре XVIXVIII в. – Историко-астрономические исследования. ...
  3. Эпоха возрождения в Европе и России

    Реферат >> Культура и искусство
    ... расцвета именно средневековой культу­ры, которая дала свои высочайшие ценности. В XIVXVII вв. русская литература ... сборник научных трудов. Иваново. 1985 г. Культура эпохи Возрождения и Реформация. /Ред. В. И. Рутенбург. Л. Наука. 1981 ...
  4. Философия Ренессанса. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. И другие

    Контрольная работа >> Философия
    ... Бытовые типы Возрождения. Оборотная сторона титанизма. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. Философия ... времени относят к концу XVI-XVII вв., эпохе Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 ... Какие же особенности характеризуют культуру эпохи Возрождения и раннего Нового ...
  5. Культура эпохи Возрождения (7)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века. Эта эпоха делает культуру различных европейских ... словом, почти все политические революции XVIXVII вв. были теснейшим образом связаны с религиозной ...

Хочу больше похожих работ...